Конспект урока.
Тема урока: | «Золотое кольцо России» (2урока) |
Класс: Форма проведения: | 3 класс/9-10лет. Урок-путешествие (виртуальная экскурсия). |
| |
| |
| |
Цель урока: | Познакомить учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью. |
Задачи урока: | Учить вести исследовательскую работу. 2.Развивать способность правильно формулировать мысли в процессе общения. 3.Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов. | |
План урока: | Познакомится с достопримечательностями городов Золотого кольца России, закрепить умение находить нужную информацию в источниках и работу в группах. 1. Организационная часть — 2 мин. 2. Актуализация знаний— 3 мин. 3. Постановка учебной проблемы — 5 мин. 4. Изучение нового материала — 52 мин. 5.Закрепление полученных знаний-20 мин. 6. Итог урока — 5 мин. 7.Рефлексия- 2мин. 8. Домашнее задание- 1 мин. Учебник стр. 108-123 Читать и отвечать на вопросы, Тср. с. 39-40. |
Ход урока:
I. Организационный момент. ( 2 минуты)
Ребята, мы начинаем урок окружающего мира. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения гостям и друг другу. Повернитесь назад, поздоровайтесь с нашими гостями, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.
II. Актуализация знаний. ( 3 минуты)
Учитель: Урок я хотела бы начать с небольшого видеоролика. ( слайд 2)
Ваша задача просмотреть ролик и определить тему нашего сегодняшнего урока.
Учащиеся внимательно просматривают ролик и отвечают на вопрос.
Тема урока «Золотое кольцо России». ( слайд 3).
III. Постановка учебной проблемы. ( 5 минут)
Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие по Золотому кольцу России. Путешествовать будем группами, чтобы за короткий срок увидеть как можно больше городов и затем рассказать об увиденном своим одноклассникам. В путешествие необходимо брать с собой документы. Поэтому нам нужен дневник, учебник с картой путешествия, тетрадь для записи наблюдений.
Зачем мы отправляемся в путешествие?
Обсудите в группах цели нашего путешествия. (слайд 4).
Учащиеся высказывают предположения (цели).
Учитель: А как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие?
Попробуйте отгадать загадку.
Что за чудо – желтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! ( Правильно это автобус - Слайд 5)
Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце» (Слайд № 6).
А почему кольцо? ( слайд 7) КОЛЬЦО, -а, мн. кольца, колец, кольцам, ср. 1. Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала. Связка ключей на кольце. Гимнастические кольца (спортивный снаряд). 2. Украшение такой формы, надеваемое на палец. К. с бирюзой. Руки в кольцах. К. в носу.
А почему золотое? (слайд 8)
(предположения детей)
В конце урока, я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы. ( слайд 9)
IV. Изучение нового материала. ( 50 мин )
В путешествие мы отправимся из Москвы.
Кто сможет показать на карте Москву? ( Слайд № 10)
Кто был в Москве? Что Вам особенно запомнилось?
У вас на партах лежат тетради. Они открыты на с. 45 – это наша маршрутная карта. В ней мы будем отмечать города, в которых побываем с помощью цветных карандашей.
Из Москвы мы отправляемся на северо-восток. Прибываем в Сергиев Посад.
( слайд 11).
Город Сергиев Посад. (Слайд №12-18)
Итак, мы прибыли в город. Город нам не знаком. Кто нам сможет помочь? Кто расскажет нам о городе, когда был основан? Кем? Достопримечательности города?
Правильно, экскурсовод. Выберите в своей группе экскурсовода.
( Учащиеся выбирают экскурсовода).
Приглашаем экскурсовода в городе Сергиев Посад.
/Сообщения детей о городах./ ( Ребята заранее подготовили сообщения).
Слово посад- поселение ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» обозначает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России.
Давайте отметим этот город в маршрутной карте.
И заполните тетрадь для записи наблюдений.( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а))
Из Сергиева-Посада мы едем в Переславль-Залесский.
(Слайд № 19-24).
Приглашаем экскурсовода в городе Переславль-Залесский.
Этот город, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры. В Спасо-Преображенском соборе закладывались основы русской государственности и веры, народного творчества и традиций архитектуры. Основной достопримечательностью Переславля-Залесского является Горицкий монастырь Давайте отметим этот город в маршрутной карте.
И заполните тетрадь для записи наблюдений.( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).
3) Затем наш путь лежит в Ростов Великий. (Слайд №25-31)
Первым из городов Золотого кольца был Ростов Великий, который упоминается в летописи уже во второй половине 9 века. Самая замечательная часть города – это Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном и известны во всём мире. В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. Финифть – это один из распространённых народных художественных промыслов. Медную пластину покрывают эмалью и сверху наносят рисунок, который затем обжигают. Это броши, серги, браслеты и другое.
И этот город отметим на своих картах.
И заполните тетрадь для записи наблюдений.
( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).
4) Сейчас мы с вами отправляемся в Ярославль. ( слайд 32-38)
Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого он носит. Город тоже стоит на великой реке Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.
И этот город отметим на своих картах.
И заполните тетрадь для записи наблюдений.
( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).
Посмотрите остановка, (слайд 39-40).
Давайте отдохнем
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА. ( 2 минуты)
5) Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, - Кострома (Слайд № 41-51)
Если посмотреть на план города Костромы, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили: - Какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводится своё место. Об этом говорят сами названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды и многие другие. Кострому по праву называют жемчужиной Золотого кольца России. Кострома знаменита и Ипатьевским монастырём, с которым связана Ипатьевская летопись, где описываются наиболее важные события Киевской Руси. В Костроме происходило избрание на престол Михаила Романова – первого из династии царей Романовых, правивших нашей страной до 1917 года. И этот город отметим на своих картах.
И заполните тетрадь для записи наблюдений.
( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).
6) Из Костромы мы отправляемся в Суздаль. (Слайд № 52-62)
Суздаль - древний город. Считается, что он существовал уже к началу 12 века. Там крепко обосновались бояре. Они построили много не слишком больших, но нарядных церквей. А позже Суздаль стал городом ремесленников-плотников, гвоздарей. Они будто соревновались между собой, густо расставляя по берегам реки Каменки свои приходские храмы вместе с шатровыми колокольнями. Каждому хотелось свою церковь сделать особенной. Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей. 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – это церкви, избы, мельница.
И этот город отметим на своих картах.
И заполните тетрадь для записи наблюдений.
( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).
7) От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Слайд № 63-68 )
Этот город основал князь Владимир Мономах. Отсюда и его название. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Замечательный памятник старины – это Золотые ворота. А это величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. Позднее по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.
Среди храмов нарядностью выделяется Дмитриевский собор. Подобного ему не было нигде. На его стенах скульптурная резьба, как будто накинуто прозрачное кружево. И этот город отметим на своих картах.
И заполните тетрадь для записи наблюдений.
( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).
Из Владимира мы снова возвращаемся в Москву. (слайд 69-70)
О Москве вы узнаете на следующих уроках.
VI. Закрепление полученных знаний. ( 20 минут)
Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.
Ребята, вам понравилось путешествие? Чем? А теперь мы с вами попробуем все вспомнить. Проверим ваши знания.( слайд 71-72)
VII. Итог урока.( 5 минуты)
А теперь вернемся к нашим вопросам, которые были заданы в начале урока.
- Так почему называется кольцо? ( слайд 72)
- А почему золотое? ( слайд 73-74)
Вывод: Среди многочисленных русских городов с тысячелетней историей города Золотого кольца занимают особое место. На месте этих древнейших княжеств в XI – XII веках находилась колыбель Русской земли. Города названы Золотым кольцом, потому что их памятники бесценны и могут быть сравнимы с этим дорогим металлом.
VIII. Рефлексия. ( 2 минуты)
Кому сегодня на уроке было интересно, поднимите Зелёную карточку, кому не очень интересно – Желтую карточку, а кому было очень скучно – Красную карточку. (слайд 75)
IX.Домашнее задание ( 1 минута)
Учебник стр. 108-123
Читать и отвечать на вопросы
Тср. с. 39-40. (слайд 76)
Спасибо за работу. ( слайд 77)
Технические средства и материалы: | Компьютер, мультимедийная установка + мультимедийная презентация, карты Золотого кольца России для каждой группы, маршрутная карта по городам, тетрадь для записи наблюдений. |
Дидактические материалы:
Карта путешествия.
ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЙ.
Золотое кольцо России
Название города | Достопримечательности города | Что интересного узнал (а) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Методическая литература.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1,2 – М.: Академкнига/Учебник, 2014
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2.М.Академкнига/Учебник,2014
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник,2012.
Интернет-ресурсы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотое_кольцо_России
http://www.putidorogi-nn.ru/zolotoe-koltso-rossii
http://guide.travel.ru/russia/golden_ring/
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/05/14/prezentatsiya-zolotoe-koltso-rossii
12