СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения для 1 класса на тему "М.М. Пришвин "Предмайское утро", "Глоток молока""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомиться с рассказами известных писателей интересней с использованием различных технологий. Для знакомтсва с рассказом в содержании конструкта легла технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), которая развивает познавательный интерес к образовательному процессу. Кроме данной технологии в конструкте представлены разнообразные методы и приёмы, которые разнообразят урок литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения для 1 класса на тему "М.М. Пришвин "Предмайское утро", "Глоток молока""»

Конструкт урока литературного чтения

Дата:

Класс: 1

УМК: Школа России Программа: Литературное чтение, Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина

Тема урока: М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока».

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная


Планируемый результат:

  • Личностный: обучающиеся проявляют интерес к теме урока литературного чтения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

  • Метапредметный:

обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации).

обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию, самоконтроль).

обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников).

  • Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о творчестве М. М. Пришвина, умение читать произведение с выражением, сочинять собственный рассказ по иллюстрации, называть героев рассказа, отвечать на вопросы по содержанию.


Цель: Развитие познавательного интереса и любви к чтению в процессе ознакомления обучающихся с творчеством М. М. Пришвина, с его произведениями «Предмайское утро», «Глоток молока»; совершенствование навыков правильного выразительного чтения.



Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, воспитывать уважительное отношение друг к другу, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность.

  • Развивающая:

развивать познавательные УУД (умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации).
развивать регулятивные УУД (осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию, самоконтроль).

развивать коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников).

Образовательная: ознакомит обучающихся с творчеством М. М. Пришвина, развивать умение читать произведение с выражением, развивать умение сочинять собственный рассказ по иллюстрации, умение называть героев рассказа, умение отвечать на вопросы по содержанию.



Принципы обучения:

  • Принцип сознательности и активности;

  • Принцип деятельности;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип систематичности и последовательности;

  • Принцип доступности;

  • Принцип психологической комфортности;

  • Принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение знаний уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, толковние).



Методы обучения:

  • Методы чтения

  • Методы работы с книгой

  • Методы получения новых знаний (словесные, беседа, объяснение)

  • Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)

  • Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием)

  • Метод «Мозговой штурм» (ТРИЗ – теория решения изобретательных задач)



Методы воспитания:

  • Методы формирования сознания личности (педагогическое требование)

  • Метод контроля (наблюдение)



Используемые источники:

1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
3. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В. 2 ч. Ч. 2 / Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М.: Просвещение, 2011 -112 с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-016926-4.
4. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с. — ISBN 978-5-09-031513-5.

Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.


План:

1. Мотивация к учебной деятельности 2 мин.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы 6 мин.

3. Решение проблемы 9 мин.

4. Первичное закрепление 8 мин.

Физминутка 1 мин.

5. Организация самостоятельной работы 6 мин.

6. Рефлексия учебной деятельности 3 мин.

Оборудование:

Индивидуальные – карточки, памятка, пословицы, азбука, план, карта оценки, человечки (рефлексия).

Демонстрационные – аншлаги (портрет писателя М. М. Пришвина, тема, «текст – описание»), иллюстрации из учебника литературного чтения, памятка, пословицы.


Макет доски


Тема




Классная работа



Аншлаги Портрет

Стр.











Ход урока

Этапы

Методы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный


Задача: создать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, развивать умение осуществлять способность к волевому усилию

Методы обучения:

Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)

Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием)

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности (педагогическое требование)

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёна Дмитриевна, я очень рада вас видеть. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность)

-Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится азбука. (Учитель организует рабочее место обучающихся)

-Сейчас тихонечко сядут девочки.

-Теперь, точно так же тихонечко сядут мальчики.

-Сегодня нас ждут интересные и увлекательные рассказы, автора которых мы узнаем тогда, когда выполним задание.

-Внимательно посмотрите на доску. Ваша задача – соотнести имя и отчество автора с его фамилией.

-Кто хочет поработать у доски?


Виталий Валентинович Бианки

Самуил Яковлевич Маршак

Михаил Михайлович Пришвин


Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность


Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять способность к волевому усилию



2.Актуализация опорных знаний и умений

Задача: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, развивать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, способность к волевому усилию, умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников



Методы обучения:

Методы чтения

Метод рабты с книгой

Методы получения новых знаний (словесные, беседа, объяснение)

Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)

Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием)

Метод «Мозговой штурм» (ТРИЗ – теория решения изобретательных задач)

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности (педагогическое требование)


-Вспомните и скажите, с произведениями какого автора вы познакомились на прошлом уроке литературного чтения? (С. Я. Маршак)

-Какие произведения С. Я. Маршака вы прочли? («Угомон», «Дважды два») (Обучающиеся отвечают на вопросы, касающиеся прошлых уроков литературного чтения)

-Готовы ли вы познакомиться с творчеством ещё одного известного писателя?

-С творчеством какого писателя вы ещё не знакомились на уроках литературного чтения?

-Знаком ли вам писатель Михаил Михайлович Пришвин? (Учитель размещает на доске портрет М. М. Пришвина)

-Предлагаю открыть азбуку на странице номер 102. Найдите фамилию писателя. Сейчас мы прочитаем, о чём именно писал Михаил Пришвин в своих произведениях.

-Для вас, на пару, я выдала памятку «Что значит читать выразительно и правильно»

-Прочитаем критерии:

1. Не изменяйте и не пропускайте слова.

2. Читайте, чётко произнося слова.

3. Читайте громко.

-Именно эти критерии мы должны будем соблюдать при чтении рассказов.

-Сейчас я прочту из азбуки, о чём писал Михаил Пришвин в своих произведениях. Ваша задача – внимательно следить карандашиками.

-М. М. Пришвин очень хорошо знал природу нашей Родины. В своих книгах он рассказывал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе.

-Для того, чтобы узнать, с какими произведениями М. Пришвина нам предстоит познакомиться, у вас уже открыта азбуку на странице номер 102.

-Прочитайте название рассказа на странице номер 102. («Предмайское утро»)

-Прочитайте название рассказа на странице номер 103. («Глоток молока»)

-Скажите, с какими произведениями М. Пришвина мы познакомимся?

(Учитель размещает на доске тему урока «М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»»)

-Обратимся к иллюстрации на странице номер 102. Смотря на неё, можем ли мы, не читая текст, сказать, о чём он? Отвечайте по поднятой руке.

-Я предлагаю вам сочинить свой собственный рассказ, опираясь на иллюстрацию, план и вашу фантазию.

-Каждому из вас выдан план, покажите мне его.

-Мы будем отвечать на каждый пункт плана и, в итоге, у нас получится целый рассказ.

-Прочитайте первый пункт плана.
План к рассказу по иллюстрации к произведению
М. М. Пришвина «Предмайское утро»

1. Определите время года и время суток.

2. Назовите место действия

3. Назовите главных героев

4. Придумайте имена главным героям

5. Определите, что делают главные герои

6. Скажите, каков результат действий

(Учитель фиксирует ответы детей на доске)

-Кто хочет сочинить рассказ целиком, опираясь на наши записи на доске?

-Предлагаю начать со слова «Однажды…».

(Обучающиеся, используя записи учителя, сочиняют полноценный рассказ, выражают свои мысли)

-Какой замечательный рассказ у нас получился.
-Я тоже придумала рассказ по иллюстрации, хотите послушать его?

Однажды, ранним весенним утром, не далеко от леса проходили лесник Иван Васильевич и его верный друг – пёс по кличке Тобик. Они направлялись в лес для того, чтобы отыскать очень редкий вид растения, который распускал свои цветы всего раз в год. Пройдя в самую глубь леса Иван Васильевич с Тобиком смогли отыскать редкое растение и полюбоваться на его изящные цветки.

-Предлагаю прочитать рассказ Михаила Пришвина, который дан нам в учебнике для того, чтобы узнать, соответствуют ли ваши выдуманные рассказы произведению писателя?

-Для начала рассказ прочитаю вам я, внимательно слушайте и следите карандашиком каждое слова. Отметьте слова, которые вам не понятны.

«Предмайское утро.

... Всё зеленеет - трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется. Так всё идёт правильно: март - свет, апрель - вода, май - цвет.

Лес не одет, пахнет корой и берёзовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные...

-Какое время года описано? (весна)

-Скажите, встретились ли вам слова, которые непонятны? (зеленя)

-Зеленя – это молодые всходы хлебов.

-Сейчас прочитаем текст для всего класса, но перед этим предлагаю сделать зарядку для щёчек, губ и зыка.

1. Заборчик и трубочка (для губ)

2. Шарик (надуваем и сдуваем щёки)

3. Часики и качели (для языка)

(Обучающиеся повторяют движения артикуляционной гимнастики за учителем)

-Что вы должны будете сделать?

-Сейчас прочитаем рассказ вслух для всего класса. Читаем по предложению. Внимательно следите карандашиком, я могу спросить любого из вас.

(Обучающиеся читают по предложению)

-Какие чувства возникли у вас, когда вы прочитали рассказ?

(Обучающиеся выражают свои мысли)


Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к теме урока литературного чтения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют уважительное отношение друг к другу


Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя


Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию

Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников

3. Решение проблемы


Задача: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, развивать умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, способность к волевому усилию, умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников

Методы обучения:

Методы чтения

Метод работы с книгой

Методы получения новых знаний (словесные, беседа, объяснение)

Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности (педагогическое требование


-Что описывается в данном рассказе? (красота природы)

-Если в произведении описывается природа, красота природы, то такой текст называется – описание.

-Давайте найдём в тексте как именно описывается природа.

Отвечаем по поднятой руке.

-Какого цвета берёзы? (шоколадные)

-Почки какие? (густые)

-Что говорится о лесе? (Лес не одет, пахнет корой и берёзовым соком)

-Что происходит с зеленями? (оживают)

-Какие дорожки обозначаются? (лесные)

-Предлагаю прочитать ещё одно прекрасное произведение М. М. Пришвина «Глоток молока».

-Прочитайте пословицу на доске. Кто хочет прочитать её вслух? (Мы в ответе за тех, кого приручили)

-Как вы понимаете данную пословицу?

-Важно помнить, когда мы приручаем какое-либо животное, мы полностью несём ответственность за его здоровье, условия проживания, за то, как он относится к другим животным и людям. Животные доверяют нам, надеются и полагаются на нас, а мы, в свою очередь, просто обязаны любить их и дарить ласку.

-Внимательно посмотрите на иллюстрацию. Подумайте и скажите, о чём может быть рассказ?

-Данный рассказ отражает связь между хозяином и собакой, несёт в себе глубокий смысл, заставляет задуматься о том, насколько важно заботиться о своих питомцах.-Сейчас произведение прочитаю вам я, вы слушайте внимательно слушаете и следите карандашиком, отмечайте слова, которые не понятны.

«Глоток молока»

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвёртывалась.

-Лада, – сказал я, – надо поесть.

Она подняла голову и забила прутом. Я погладил её. От радости жизнь заиграла в её глазах.

-Кушай, Лада, – повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала.

Значит, через мою ласку её силы прибавились. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь.

-Вы внимательно послушали рассказ, а теперь скажите, понравился ли он вам?

-Какие чувства вы испытали, прослушав рассказ?

(Обучающиеся выражают свои мысли)

-Какие герои встречаются нам в рассказе?

-От какого лица идёт рассказ? (от лица автора)

-Кем представляется автор в тексте? (хозяином Лады)

-Кто такая Лада? (собака)

-Что с ней случилось? (она заболела)

-Давайте ещё раз прочитаем рассказ для всего класса? Читаем по предложению. Кто хочет начать?

Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют желание к усвоению новых знаний


Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации


Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию


Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников

4. Первичное закрепление


Задача: развивать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, способность к волевому усилию, умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения

Методы обучения:

Методы получения новых знаний (словесные, беседа, объяснение)

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности (педагогическое требование)

-Скажите, какое произведение мы прочитали?

-Какие непонятные для вас слова встретились в тексте?

-Как вы понимаете слово отвёртывалась?

-Значит ли это, что Лада отвернула мордочку от чашки с молоком в другую сторону?

-Как вы понимаете словосочетание забить прутом?

-Скажите, почему Лада выпила молоко? (потому что хозяин проявил к ней ласку)


Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию


Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения

Физминутка


Задача: воспитывать уважительное отношение друг к другу, развивать способность к волевому усилию

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности (педагогическое требование)


-Мы с вами много работаем, предлагаю отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу.

-Повторяйте движения за мной.

-Раз присядка, два присядка

Вот звериная зарядка.

Все зверята, как проснутся
Любят сладко потянуться.
И хвостами повилять,
И за ушком почесать.
Спинку вытянуть, прогнуться
И два раза повернуться.

Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение друг к другу


Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию

5. Организация самостоятельной работы


Задача: создать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, развивать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, способность к волевому усилию, самоконтроль, умение выражать свою точку зрения

Методы обучения:

Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности (педагогическое требование)

Метод контроля (наблюдение)


-Для того, чтобы узнать, понимаем ли мы основной смысл рассказа, предлагаю выполнить самостоятельную работу.

Каждому из вас выданы карточки с пословицами. Покажите мне их.

-Прочитаем пословицы.

1. И собака помнит, кто ее кормит.

2. Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.

3. Собаку палкой не учат. (для двоих обучающихся)

-Обведите кружком цифру той пословицы, которая больше всего подходит по смыслу рассказа.

-Как вы понимаете значение первой пословицы?

-Я понимаю данную пословицу так, что собака помнит принятую от человека заботу и доброту и с удовольствием отвечает на добро и ласку тем же.

-Как вы понимаете значение второй пословицы?

-Я понимаю данную пословицу так. Если мы скажем человеку или животному доброе, ласковое слово, то им будет очень приятно и, возможно, именно наши тёплые слова смогут поднять чьё-то плохое настроение.

-У двоих ребят из класса на карточках есть её и третья пословица, но для других это был секрет. Поднимите руки те, у кого на карточке три пословицы.

-Прочитайте третью пословицу.

-Как вы понимаете значение данной пословицы?

-Я понимаю значение данной пословицы так. Чтобы вырастить достойную собаку, нужно относиться к ней как к человеку, любить её, тогда в её воспитании не понадобится палка.

-Мы выяснили значения данных пословиц и остаётся только выбрать, какая из них наиболее подходит под основной смысл рассказа «Глоток молока».

-Пословица под цифрой 2 наиболее подходит по смыслу рассказа, чем пословицы под номерами 1 и 3.

Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность


Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя


Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию, самоконтроль

Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выражать свою точку зрения

6. Рефлексия учебной деятельности


Задача: воспитывать уважительное отношение друг к другу, развивать способность осуществлять самоконтроль и самооценку, умение выражать свою точку зрения

Методы обучения:

Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности (педагогическое требование)


-Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока.

-Тем, кто сегодня читал, я выдаю памятку «Что значит читать выразительно и правильно».

Прочитаем критерии:

1. Не изменяйте и не пропускайте слова.

2. Читайте чётко, произнося слова.

3. Читайте громко.

Около каждого критерия проставьте баллы. 1 балл – получилось, 0 баллов – не получилось.

-С творчеством какого автора мы познакомились на уроке? (М. М. Пришвиным)

-С какими произведениями мы познакомились? («Предмайское утро», «Глоток молока»)

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-Я подготовила для вас таких человечков. Подумайте и скажите, чего им не хватает? (Лица, эмоций)

(Учитель предлагает образцы эмоций)
-Я предлагаю вам «подарить» человечкам эмоции. Если вы полностью довольны работой на уроке, у вас всё получилось, то нарисуйте эмоцию радости, если вы довольны своей работой частично и у вас получилось не всё, то нарисуйте эмоцию задумчивости, если вы полностью не довольны работой на уроке и у вас совсем ничего не получилось, то нарисуйте эмоцию печали. Проверим, человечков с какой эмоцией оказалось больше.
-Урок литературного чтения окончен.
-Спасибо за работу.

Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение друг к другу


Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность осуществлять самоконтроль и самооценку


Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выражать свою точку зрения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!