Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | 10 мин | Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия? - Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова. 1. Словесное, художественное творчество, преимущественно стихотворное. 2. Это стихи, произведения, написанные стихами. 3. Это изящество и красота чего-либо. | Ответы учащихся | Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать – оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации | Беседа практическая деятельность |
Выявление места и причины затруднения. | 8 мин | А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами. У каждой группы на столе лежат конверты с загадками. Сейчас вам необходимо прочитать их и отгадать. Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок! Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад — Заглянул к нам месяц… Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы…
- Что объединяет все эти отгадки? - Чему будут посвящены стихотворения в нашей теме? Правильно, молодцы! | (Подснежник) (Март) (Скворечник) (весна) Весне | Регулятивные – умение следить за чтением другого и продолжать чтение текста | Работа с раздаточным материалом |
Построение проекта выхода из затруднения. | 3 мин | - Назовите весенние месяцы? - Назовите признаки весны? - Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне. - Как вы думаете, почему? - Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Март. Апрель». И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками. - Какое настроение создало увиденное и услышанное вами? Вернёмся к поэзии. Как я уже говорила вам, многие поэты воспевали весну в своих произведениях. Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня. Имя этого поэта мы уже с вами встревали на страничках учебника. - С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся. | Март, апрель, май Ответы учащихся Ответы учащихся Дети делятся впечатлениями Слушают учителя | Коммуникативные – излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог Познавательные – осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту Регулятивные – умение принимать и сохранять учебную задачу. | Беседа |
Реализация проекта выхода из затруднения. | 6 мин | - А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» Слушайте очень внимательно и определите, кто являются героями стихотворения. Закройте свои глаза и попробуйте представить картины которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения (учитель читает стихотворение на фоне музыки) - Кто является главными героями этого стихотворения? - Что вы представили, услышав название этого стихотворения? Что происходит между героями в стихотворении?
Кто прав? Кто должен отступить?
Какой месяц зимы описывает автор? Подходит ли февраль?
В природе нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало Весны. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит. Словарная работа. -Ребята, в стихотворении есть такие слова, значения которых вам могут быть вам неизвестны. У вас на партах лежать листочки, посмотрите на них: слева написаны слова, а справа их значения. Соедините слова с их значениями с помощью стрелочки самостоятельно в парах. Посмотрите на доску сравните свою работу с эталоном. У кого получилось так? У кого-нибудь получилось по-другому? Если да, то исправьте свои ошибки.
Первичный анализ. -Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?
Посмотрите, как Тютчев называет Зиму, а Весну?
А на самом деле Весна и Зима живые существа?
Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение. Давайте прочитаем что оно означает.
Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки. Какое настроение у автора? (ответы детей) Почему? Докажи. Зима не хочет уходить почему?
Как шумит весна? Как в природе зима хлопочет, ворчит?
Как отреагировала весна? Почему? | Слушают учителя Высказывания детей (Зима и Весна борятся за власть на Земле) Весна Зима да, подходит так как февраль последний месяц зимы слушают учителя Выполняют работу на листочках (Зима и Весна-как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди) Ведьма злая прекрасное дитя нет кто из учащихся читает Ответы учащихся (потому что ей понравилось, что всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить) (ручьями, пением птиц)
(Вьюгами, метелями, пургой) с забавой, с задором (потому что она молодая, энергичная) | Познавательные - адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; Коммуникативные – умение внимательно слушать | рассказ |
Первичное закрепление | 2 мин | -Перечитайте стихотворение про себя. Какое настроение у поэта: он радуется или печалится? - Какие два персонажа созданы автором? - Вспомните, как называется литературный прием? -На сколько частей вы поделили стихотворение?
Прочитайте 1 часть: - Скажите, почему же начала злиться зима? - В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте - Как вы понимаете эти строки? - Как будем читать эти строки? - Почему? Прочитайте 2 часть: - «И всё засуетилось» - говорит поэт. Как вы понимаете это выражение? - Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» -заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает. -Какие птицы встречают весну своим пением? Прочитаем 3 часть: - Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. - А как шумит Весна? Прочитайте 4 часть: - Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. - А как называет поэт Зиму? - А как называет Весну? Прочитаем 5 часть: - Как Весна отреагировала на проказы Зимы? - Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? -Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает. - Кто хочет прочитать всё стихотворение выразительно? Каким тоном надо его читать?
Предлагаю вам послушать еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Чтение стихотворения учителем. – Каким настроением проникнуто стихотворение? – Чем похожи оба произведения? – Как вы понимаете слова «гонец», «гонцы»? – Какое объяснение можно найти в стихотворении? – С какой интонацией, в каком темпе нужно читать стихотворение? – Какие слова передают движение воды? - Кто хочет прочитать всё стихотворение выразительно? | (Зима и Весна оживают у поэта. Он наделяет их человеческими качествами). Олицетворение (на 5) Чтение (она почувствовала, что наступает весна) («Весна в окно стучится…») (весна очень близко) Радостно Ответы учащихся (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы) (жаворонки) (Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит). (Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком). (Зима взбесилась). (ведьмой злой). (прекрасное дитя). (Она не переживает и не обращает внимания на неё.) (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.) Чтение с интонацией (Несколько детей читают стихотворение вслух) (бодро, ведь Весна побеждает) Ответы учащихся Чтение стихотворения | Регулятивные – умение осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату прослушивания рассказа –умение сравнивать работу с критериями оценки и определять степень успешности работы других в соответствии с этими критериями. | Практический метод |
Итог | 2 мин | - С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве?
С каким стихотворением мы познакомились на уроке? - Что было для вас особенно интересно?
Как вы думаете зачем нам воображение в этом разделе? | (Ф. И. Тютчев. С детства писал стихи. Писал много о природе) стихотворение Тютчева «Зима не даром злится.» (ответы детей) (чтобы представить картины, которые возникают при чтении прозы и поэзии) | Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее | беседа |