СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения на тему: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конструкт урока по литературному чтению разработан в соответствиии с ФГОС НОО и тематическому планированию во 2 классе по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения на тему: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»









Конструкт урока литературного чтения на тему:

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»







Составлено:

Татаркина Анна Владимировна,









Камышлов,2017

УМК: Школа России

Тип урока: изучение нового

Цель: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Задачи:

Предметные:

  • Развивать умение анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;

  • Формировать умения выявлять авторское отношение к героям произведений;

  • Развивать навыки чтения: ознакомительного, поискового

  • Овладеть навыками смыслового чтения лирических произведений

Метапредметные:

  • Формирование умений принимать и сохранять задачу учебной деятельности

  • Развивать умения формулировать собственное мнение с опорой на текст

  • Развивать умение следить за чтением другого и продолжать чтение

  • Развивать умение самооценки и взаимооценки работы по критериям оценки

  • Планируемый результат:

Регулятивные:

  • Формировать умения принимать и сохранять задачу учебной деятельности;

  • Развивать навыки осуществления пошагового контроля и оценки правильности выполнения работы по результату прочтения текста;

  • Развивать умение следить за чтением другого и продолжать чтение

развивать умение сравнивать работу с критериями оценки и определять степень успешности работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

  • Развивать умения осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту;

  • Развивать у учащихся осознанного восприятия основной и дополнительной информации текста

Коммуникативные:

  • Развитие умений формулировать собственное мнение о героях произведений;

  • Формировать умение слушать других

  • Развивать умения излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно

Личностные:

  • Формировать умения соотносить поведение героев с нравственными нормами


Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал







Ход урока


Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приемы

Организационно мотивационный момент

1 мин

Солнце радостно проснулось

Осторожно потянулось

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать

Эмоциональный настрой на работу

Коммуникативные - умение слушать других

Беседа

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


10 мин

Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии.

А что же такое поэзия?

- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова.

1. Словесное, художественное творчество, преимущественно стихотворное.

2. Это стихи, произведения, написанные стихами.

3. Это изящество и красота чего-либо.



Ответы учащихся

Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать

– оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации

Беседа










практическая деятельность

Выявление места и причины затруднения.


8 мин

А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами. У каждой группы на столе лежат конверты с загадками. Сейчас вам необходимо прочитать их и отгадать.

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!


Ручейки бегут быстрее, 
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц…


Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы…

- Что объединяет все эти отгадки?

- Чему будут посвящены стихотворения в нашей теме?

Правильно, молодцы!








(Подснежник)





(Март)





(Скворечник)


(весна)

Весне

Регулятивные – умение следить за чтением другого и продолжать чтение текста

Работа с раздаточным материалом

Построение проекта выхода из затруднения.

3 мин

- Назовите весенние месяцы?

- Назовите признаки весны?


- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.

- Как вы думаете, почему?

- Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы.

Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Март. Апрель». И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками.

- Какое настроение создало увиденное и услышанное вами?


Вернёмся к поэзии. Как я уже говорила вам, многие поэты воспевали весну в своих произведениях.

Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня. Имя этого поэта мы уже с вами встревали на страничках учебника.

- С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.

Март, апрель, май

Ответы учащихся



Ответы учащихся









Дети делятся впечатлениями




Слушают учителя

Коммуникативные – излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог

Познавательные – осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту

Регулятивные – умение принимать и сохранять учебную задачу.

Беседа

Речевая разминка


Речевая разминка

Пробежал колючий ёжик 
У ежа не видно ножек. 
Под одеждой не поймёшь 

Покажи нам ножки, ёж.

Проговаривают



Реализация проекта выхода из затруднения.


6 мин

- А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» Слушайте очень внимательно и определите, кто являются героями стихотворения.

Закройте свои глаза и попробуйте представить картины которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения (учитель читает стихотворение на фоне музыки)

- Кто является главными героями этого стихотворения?

- Что вы представили, услышав название этого стихотворения?

Что происходит между героями в стихотворении?



Кто прав?

Кто должен отступить?



Какой месяц зимы описывает автор? Подходит ли февраль?



В природе нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало Весны. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит. 

 Словарная работа.

-Ребята, в стихотворении есть такие слова, значения которых вам могут быть вам неизвестны. У вас на партах лежать листочки, посмотрите на них: слева написаны слова, а справа их значения.

 Соедините слова с их значениями с помощью стрелочки самостоятельно в парах. Посмотрите на доску сравните свою работу с эталоном. У кого получилось так? У кого-нибудь получилось по-другому? Если да, то исправьте свои ошибки.



Первичный анализ.

-Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?







Посмотрите, как Тютчев называет Зиму, а Весну?



А на самом деле Весна и Зима живые существа?



Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых.

Такой приём называется олицетворение. Давайте прочитаем что оно означает.



Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах.

Найдите и прочитайте эти строчки. Какое настроение у автора? (ответы детей) Почему? Докажи.  Зима не хочет уходить почему?













 Как шумит весна?

Как в природе зима хлопочет, ворчит?





Как отреагировала весна?

Почему?







Слушают учителя





Высказывания детей


(Зима и Весна борятся за власть на Земле)

Весна

Зима


да, подходит так как февраль последний месяц зимы




слушают учителя






Выполняют работу на листочках










(Зима и Весна-как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди)


Ведьма злая

прекрасное дитя

нет





кто из учащихся читает






Ответы учащихся

(потому что ей понравилось, что всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить)


(ручьями, пением птиц)



(Вьюгами, метелями, пургой) 

 

с забавой, с задором

(потому что она молодая, энергичная) 

Познавательные - адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

Коммуникативные – умение внимательно слушать

рассказ

Физминутка


- А теперь мы отдохнём - физминутку проведём (видео)

Повторяют за движениями



Первичное закрепление

2 мин

 -Перечитайте стихотворение про себя.

Какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

- Какие два персонажа созданы автором?





- Вспомните, как называется литературный прием?

-На сколько частей вы поделили стихотворение?



Прочитайте 1 часть:

- Скажите, почему же начала злиться зима?


- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте


- Как вы понимаете эти строки?

- Как будем читать эти строки?

- Почему?


Прочитайте 2 часть:

- «И всё засуетилось» - говорит поэт. Как вы понимаете это выражение?



- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» -заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает.

-Какие птицы встречают весну своим пением?


Прочитаем 3 часть:

Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.


- А как шумит Весна?




Прочитайте 4 часть:

Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. 

- А как называет поэт Зиму?

А как называет Весну?


Прочитаем 5 часть:

- Как Весна отреагировала на проказы Зимы?



- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу?


-Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.

- Кто хочет прочитать всё стихотворение    выразительно?

Каким тоном надо его читать?





Предлагаю вам послушать еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Чтение стихотворения учителем.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? 
– Чем похожи оба произведения? 
– Как вы понимаете слова «гонец», «гонцы»? 
– Какое объяснение можно найти в стихотворении? 
– С какой интонацией, в каком темпе нужно читать стихотворение? 
– Какие слова передают движение воды?

- Кто хочет прочитать всё стихотворение    выразительно?




(Зима и Весна оживают у поэта. Он наделяет их человеческими качествами).


Олицетворение


(на 5)


Чтение

(она почувствовала, что наступает весна)

(«Весна в окно стучится…»)


(весна очень близко)

Радостно

Ответы учащихся




(побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)



(жаворонки)



(Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит).


(Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).



(Зима взбесилась).


(ведьмой злой).

(прекрасное дитя).



(Она не переживает и не обращает внимания на неё.)

(Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)

Чтение с интонацией


(Несколько детей читают стихотворение вслух)  

(бодро, ведь Весна побеждает)





Ответы учащихся









Чтение стихотворения

Регулятивные – умение осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату прослушивания рассказа

–умение сравнивать работу с критериями оценки и определять степень успешности работы других в соответствии с этими критериями.

Практический метод

Итог

2 мин

- С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве?



С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

- Что было для вас особенно интересно? 



Как вы думаете зачем нам воображение в этом разделе?



(Ф. И. Тютчев. С детства писал стихи. Писал много о природе)

стихотворение Тютчева «Зима не даром злится.»

(ответы детей)


(чтобы представить картины, которые возникают при чтении прозы и поэзии)

Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее

беседа

рефлексия

2 мин

- Оцените свою работу с помощью символов.

Если урок полезный, заставил задуматься, поднимите цветочек.

Если на уроке было не интересно, скучно поднимите снежинку.


Осуществляет рефлексию

Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

беседа