1.Организационный момент. Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность. | Методы обучения По источнику получения знаний: Словесный: беседа; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; Метод развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёна Андреевна, я сегодня я проведу у вас урок музыки -На парте у вас не должно ничего быть -Прежде чем начать занятие, я предлагаю поиграть в игру и посмотреть какие вы внимательные -Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук. Теперь правой рукой мы держим кончик носа, а левой рукой держим противоположное ухо. -Закончили. Молодцы, вы очень внимательные. -Как вы думаете, какими вы должны быть на занятии, чтобы работу на нём можно было бы назвать успешной? -Начинаем наше занятие. Будьте активными, внимательными, заинтересованными предстоящей работой и у вас всё получится. -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. | Личностный: обучающиеся проявляют интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; самоопределение; . способность к волевому усилию |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, определение проблемы. | Методы обучения По источнику получения знаний: Словесный: беседа; наглядный: демонстрация; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; Методы воспитания: поощрение и порицание; создание ситуации успеха; Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием; | -Ребята, а вы любите путешествовать? -Предлагаю вам сегодня совершить удивительное путешествие в музыкальную страну, где мы узнаем много интересного. -На каком виде транспорта можно отправиться в путешествие? (самолет, машина, поезд) -Но сегодня мы отправимся в путешествие на удивительном и большом воздушном шаре. Рассаживайтесь по удобнее. Поднимите руку, кто готов. Тогда, в путь! -Закройте глазки и давайте представим, как мы летим на воздушном шаре. (играет мелодия) -Уплывает земля из-под ног, Открываются дальние дали. И на детских лицах восторг: Мы летим на воздушном шаре! -Вот мы с вами и прибыли в музыкальную страну. -Чтобы наше путешествие сложилось удачно нужно дать нашему уроку название. А сделать вы сможете с помощью моей загадки. Загадка будет необычная, а музыкальная. Слушайте внимательно. Включаю произведение, которое исполняет симфонический оркестр. -Скажите, кто исполняет данное произведение? Как мы можем назвать группу людей, которые все вместе исполняют музыкальное произведение? (оркестром/симфоническим оркестром) -Итак, как же мы с вами назовем наш урок? Какая тема урока? -Значит, тема урока «Симфонический оркестр». -Какие задачи на урок мы можем поставить? Ребята, как вы думаете, мы много с вами знаем о симфоническом оркестре? Значит какую первую задачу мы можем перед собой поставить? -После того, как мы узнаем, что такое симфонический оркестр, что мы можем посмотреть и послушать? -А хотите узнать, кто управляет симфоническим оркестром? Задачи: 1.Узнать, что такое симфонический оркестр 2.Посмотреть и послушать, как люди играют в симфоническом оркестре 3. Узнать, кто управляет оркестром -Даша, прочитай все задачи на урок всем классу | Личностный: обучающиеся демонстрируют смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; Коммуникативные УУД: структурирование информации. Познавательные УУД: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3. Решение проблемы Задача: узнать, что такое «оркестр», его историю. Посмотреть, как играет симфонический оркестр, и проанализировать его Физминутка Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение | Методы обучения По источнику получения знаний: словесный: беседа; объяснение; наглядный: демонстрация; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; Методы воспитания: поощрение и порицание; создание ситуации успеха; | -Что нам нужно узнать сначала, ребята? -Ребята, как вы думаете, что же такое оркестр? -На слайде написано определение. Даша, прочитай его всему классу (слайд 1) Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестр. Истоки симфонического оркестра прослеживаются в Европе с 16 века. Он состоит из нескольких разнородных групп инструментов: струнные, духовые и ударные. -Для того чтобы посмотреть как играет симфонический оркестр послушаем небольшой фрагмент произведения «Мой ласковый нежный зверь» в исполнении симфонического оркестра. Включаю видеофрагмент. Останавливаю. -Посмотрите, инструменты настроены, и музыканты готовы начать. Но посмотрите, все музыканты сидят лицом к зрителям, к залу, а единственный человек из этого оркестра стоит спиной к зрителям, что же это за человек. Что бы узнать кто это, отгадайте загадку: Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это... дирижер. -Кого называют дирижером? -Настя, прочитай определение со слайда (слайд 2) Дирижер – это руководитель разучивания и исполнения оркестровой музыки. С французского это слово переводится, как управлять, направлять, руководить. -А почему в загадке говориться, что дирижер размахивает руками? -Я включу видеофрагмент, вы внимательно слушайте и смотрите, что делает дирижер и музыканты в оркестре. Включаю видеофрагмент. -Понравилось ли вам как играет симфонический оркестр? -На каких инструментах играли музыканты? -Что делал дирижер? Какой предмет держал дирижер в руке? (палочку) -Зачем палочка дирижеру? -Лиза, прочитай определение понятию «дирижерская палочка» (слайд 3) Дирижерская палочка – это предмет, служащий дирижеру для управления оркестром. -Как вы думаете, а без дирижера сможет оркестр сыграть красивые композиции? -Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер. -Итак, с чем мы познакомились? (с симфоническим оркестром, дирижером) -Что такое симфонический оркестр? Кто им управляет? -Немного отдохнем. Вставайте. Вот высокая сосна, к солнцу тянется она. (потягивания – руки вверх.) Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул. (Потягивание – руки в стороны.) Приседаем, приседаем. Ножки полностью сгибаем. (Приседания.) Чтобы мышцы упражнять. Раз, два, три, четыре, пять. -Присаживайтесь на свои места. | Личностный: обучающиеся проявляют эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; позитивную культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием; демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, структурирование информации. Предметный: обучающиеся имеют представление о симфоническом оркестре, о дирижере; воспринимают музыку и выражают свое отношение к музыкальному произведению, умеют определять характер музыкального произведения |
4. Первичное закрепление Задача: вспомнить что такое «симфонический оркестр», рассмотреть схему расположения музыкантов, попробовать себя в роли дирижера | Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; По источнику получения знаний: словесный: беседа; объяснение; Методы воспитания: создание ситуации успеха; | -Вспомним, что такое симфонический оркестр? Кто им управляет? -Вспомните, как сидели музыканты в видеофрагменте? -Посмотрите на схему. Что вы видите? -Почему именно так расположены инструменты? Почему полукругом? -Это расположение музыкантов. Они все сидят полукругом. Музыканты в оркестре располагаются своеобразно, это нужно для того, чтобы каждый из них хорошо видел дирижера, место которого в центре. -На следующих уроках вы будете подробно изучать каждую группу симфонического оркестра. -Теперь, мы с вами тоже будем оркестром игры со звуком. Мы будем сами изображать звук. -Я говорю «Поет вьюга свою песню». Когда ладони близко друг к другу произносим звук [о] тихо. Когда руки разводим, то звук громче, когда приближаем – затихаем. Показываю, как выполнять. Повторяют за мной. -Я говорю «Завывает ветром». Когда рука вверху произносим звук [у] громко высоко. Когда рука внизу, то звук низкий затихает. Показываю, как выполнять. Повторяют за мной. -Я говорю «Кружит снегом». Когда рука вверху произносим звук [а] громко. Когда рука внизу, то звук затихает. Показываю, как выполнять. Повторяют за мной. -Кому не понятно? Тогда все вместе прорепетируем. -А теперь, когда я буду показывать на первый ряд, вы будет изображать звук [о] Когда я буду показывать на второй ряд, вы будет изображать звук [у] Когда я буду показывать на третий ряд, вы будет изображать звук [а] -Будьте очень внимательными -А теперь кто-то другой будет дирижером. А все остальные оркестр. Дирижер показывает, а оркестр исполняет. Что делает дирижер? (управляет исполнением) А оркестр? (внимательно смотрит на дирижера и исполняет по его руке) Внимательно смотрим на дирижера и исполняем по его руке. -Вот видите, как сложно быть дирижером! -Вот мы узнали и увидели работу дирижера и оркестра. А в чем заключается работа дирижера? (управление оркестром) | Личностный: обучающиеся проявляют эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием; демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, Регулятивные УУД: способность к волевому усилию Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, структурирование информации. Предметный: обучающиеся имеют представление о симфоническом оркестре, о дирижере; воспринимают музыку и выражают свое отношение к музыкальному произведению, умеют определять характер музыкального произведения |
5.Организация самостоятельной работы Задача: проанализировать и изучить новую песню | Методы обучения По источнику получения знаний: словесный: беседа; объяснение; наглядный: демонстрация; Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; Методы воспитания: поощрение и порицание; | -Сегодня на уроке мы начнем изучать новую песню. Ребята, какой праздник будет отмечаться 24 ноября? (День матери) -В честь этого праздника, мы с вами разучим песню о маме. -Песня называется «Мамина улыбка». Слова написала А. Афлятунова , к ним музыку сочинил В. Канищев Эта песня о маме. В песне говорится о любви к маме -Для того чтобы еще лучше понять песню послушаем ее. Сядьте прямо, как настоящие слушатели. Вы можете следить по словам, которые представлены на слайде. -Если бы вы были композиторами, в каком бы темпе сочинили музыку к этим словам? -А теперь давайте послушаем и проанализируем какой темп и динамика у композитора: 1 ряд - темп, 2 ряд - динамика, 3 ряд – характер - танцевальный или маршевый? Слушайте. Анализируете музыку композитора. -1 ряд – назовите темп (быстрый) -Кто согласен поднимите руку -2 ряд – назовите динамику -Кто согласен поднимите руку -3 ряд – назовите характер -Кто согласен поднимите руку -Какие чувства вы испытывали при слушании песни? Что вы представляли? О чем песня? -Кто исполняет ее? -Песня, какая? Грустная или веселая? -Темп. Быстрый или медленный? -Разучим первый куплет песни и припев. -Послушайте, как звучит первый куплет -Давайте все хором проговорим первые две фразы куплета «Зореньки краше и солнца милей Та, что зовётся мамой моей» -Теперь послушайте мелодию -Какая мелодия? -Теперь послушаем куплет второй раз и попробуем артикулировать мелодию и петь внутренним голосом -Молодцы, а теперь пропоем под фонограмму -Как мы будем петь? (громко, звонким голосом, проговаривая все слова) -Хорошо, а теперь послушайте, как поется припев: «Мамочка, милая, мама моя, Как хорошо, что ты есть у меня!» -Давайте все хором проговорим фразы куплета -Теперь послушаем мелодию -Какая мелодия? -Теперь послушаем припев второй раз и попробуем артикулировать мелодию и петь внутренним голосом -Молодцы, а теперь пропоем под фонограмму -А теперь давайте соединим первый куплет и припев и споем. -Хорошо, а теперь спойте самостоятельно. - Замечательно! -Песню вы продолжите изучать на следующих уроках | Личностный: обучающиеся проявляют интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, структурирование информации. Предметный: обучающиеся имеют представление о симфоническом оркестре, о дирижере; умеют определять характер музыкального произведения |
6.Рефлексия Задача: произвести рефлексию своей деятельности, подвести итоги урока | Методы обучения По источнику получения знаний: словесный: беседа; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе; поощрение и порицание; | -Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться обратно. А вот и воздушный шар, отправляемся в путь. Рассаживайтесь по удобнее. Закрываем глазки и представляем, как мы летим. -Вот мы и прибыли в наш класс -Скажите, какая была тема урока? -Какие задачи мы на него поставили, что мы делали, что бы выполнить эти задачи? -Ребята, посмотрите, у нас на доске висит дерево, но, к сожалению, оно без лиственной кроны. Вы, ребята поможете украсить это дерево волшебными листочками-нотками. -Если урок понравился, и вы всё поняли то – закрасьте нотку зеленым цветом. Если урок понравился, но вы ничего не запомнили – закрасьте нотку жёлтым цветом. Если вам ничего не понравилось, и вы ни чего не поняли – красным цветом. Какое же дерево получилось? -Мне было очень приятно с вами работать. Сегодня на уроке активно работали… -Мне понравилось, как старались давать четкие и правильные ответы… -Урок закончен | Личностный: осуществляют рефлексивную самооценку. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, |