


Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей ДОУ
Задачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя | Формы сотрудничества и сотворчества |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка в контексте музыкальности | Разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребёнка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности |
2. Учёт их в целостном образовательном процессе ДОУ | Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии | Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребёнка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребёнка |
4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника | Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседания службы сопровождения |
5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребёнка-дошкольника в детском саду | Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития |
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов | Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры и эрудиции |
7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности | Взаимопосещение занятий, других форм взаимодействия с ребёнком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребёнка |
8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребёнка посредством музыки и музыкальной деятельности | Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребёнка-дошкольника средством музыки, использование новых педагогических средств и приёмов в музыкальном воспитании и развитии детей |
9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ | Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребёнка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребёнок» и т.п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребёнка | Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребёнка |
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей | Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащённых методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использование в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников |
Консультация для воспитателей
«Декоративно-пространственный дизайн в оформлении праздников»
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребёнка ярким событием и остаться в памяти надолго. Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочно оформленное помещение, костюмы способствуют развитию у детей чувства прекрасного и красивого. Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроением, создаёт то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – всё это привлекает ребят. Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении, убранство зала привлекает внимание детей, наполняют их сердца чувством радости. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.
Сколько радости и восторга испытывают наши дети, когда на празднике и развлечениях они приходят в сказочно оформленный музыкальный зал. Эстетическому оформлению зала необходимо всегда уделять большое внимание. Музыкальный зал оформляется в зависимости от времени года и тематики праздника. Зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену вывешивается в деревянной раме панно (в соответствии с темой). Эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель и музыкальный руководитель. При проведении праздников в оформлении зала предусматривается появление неожиданностей, (появление сказочных героев, сюрпризные моменты, «волшебные превращения).
Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Актуальность этой темы бесспорна, а в наши дни приобретает особое значение, т.к. современная концепция рассматривает искусство как базу для духовного возрождения нации.
Важные условия для дизайна в оформлении праздников:
Не пренебрегать «мелочами» - все детали художественного оформления (элементы мебели, светильники, двери…) должны соответствовать единому художественному замыслу.
Дополнять и усовершенствовать, а не переделывать (тем более, если учитывать материальные условия ДОУ), т.е., в соответствии с главной дизайнерско-оформительской идеей общий образ помещения должен постепенно насыщаться дополнительными элементами, обогащающими художественный замысел в целом.
Художественно-эстетическое оформление музыкального зала должно реализовываться с учётом физических, психологических и эмоциональных особенностей детей, т.к. важнейшее условие пребывания детей в ДОУ – здоровьесбережение.
Поэтому необходимо следовать следующим правилам:
Все материалы, применяемые в оформлении детского учреждения, должны быть безвредными и иметь сертификаты качества.
Острые углы в интерьере, по возможности, должны быть «сглажены» конструктивно или с помощью визуальных эффектов.
Фоновый колорит должен быть светлых тонов «мажорного звучания» с яркими цветовыми акцентами.
Соответствующе требованиям СанПин равномерное фронтальное освещение должно сочетаться с дополнительным освещением, т.к. оно создаёт зоны эмоционального притяжения, вызывая у детей эстетические чувства, тем самым способствуя оптимизации педагогического процесса.
Детская мебель должна соответствовать санитарным стандартам, быть многофункциональной, иметь «обтекаемые» формы, не загромождать полезного пространства. С первых лет жизни ребёнка, важно уделять внимание быта и праздника. Красивое оформление зала, красивый костюм на ребёнке – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому.
Воспитание в детском саду должно проходить с ознакомлением их традиционными праздниками, например, как Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и т.д. Такие радостные дни оставляют только хорошие впечатления детям, родителям и воспитателям. Тема праздника влияет на оформление помещения. Это могут быть детские поделки, шары, цветы, плакаты. В качестве оформления к празднику можно использовать детские рисунки. Все украшения должны вписываться в интерьер зала. Если материала на изготовление ёлочных игрушек не хватает, то можно использовать для этого конфеты.
Детское оформление шарами – это универсально, из воздушных шаров можно сделать гирлянды и букеты, гелиевые цепочки и арки, настенные панно, фигуры из шаров (клоуны, двойные сердца, звёзды, кактусы, животные и т.д.). Воздушные шарики – это детство, радость, смех. Человек, которому с детства распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многосторонне, он полнее и радостнее живёт. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки, поведение на добрые дела.
Консультация для воспитателей
«Оформление музыкальных уголков
в группе детского сада».
Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и ее красоту.
Слушание музыки занимает важное место в воспитании детей.
Благодаря этому процессу ребенку прививается желание любить и познавать прекрасное.
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь. Как оформить музыкальный уголок?
Инструкция:
1 При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
2 Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
3 В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
4 В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
5 Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
6 В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки. Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает у ребятни интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук.
Обратите внимание:
Используя предметно-развивающую среду музыкального уголка, ребенок выбирает себе занятие по душе, но это не значит, что он предоставлен самому себе.
В функции воспитателя входит:
Влияние на музыкальные впечатления детей, организация музыкальных игр, создание условий, способствующих развертыванию деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен следить за тем, насколько бережно дети обращаются с музыкальными игрушками.
Консультация для воспитателей
ВОСПИТАТЕЛЬ И МУЗЫКА
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.
Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
На музыкальном занятии
Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Слушание музыки:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;
2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
6 Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);
Музыкально-ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —
упражнения на развитие творческой активности детей);
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций
Виды музыкальной деятельности:
1. Слушание– основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности ( темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)
3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
2. Слушание музыки
3. Пение и песенное творчество -
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
5. Танец
6. Игра
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
2. Воспитатель перебивает исполнение
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
7. Знает приемы кукловождения
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Роль воспитателя на празднике
Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)
На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят. Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям
Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).
Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр. Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми. Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов». Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.
Памятка для педагогов
«Подготовка, организация и проведение детских праздников»
Праздник в детском саду должен служить средством полноценного развития личности. Любой грамотно сочинённый, подготовленный, организованный праздник, «развлекая, поучает и воспитывает». Суть праздника для детей: себя показать и на других посмотреть.
Самая главная цель праздника: доставить детям радость ,вызвать у них положительный эмоциональный отклик в душе, дать пищу для ума и разума, дать возможность полноценного проживания содержания праздника.
Задачи праздника:
1.Дать ребёнку свободу для проявления его личности, самореализации, самоутверждения.
2.Показ своих знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности и других различных областях.
3.Воспитание нравственных качеств, чувств, эмоций, желаний.
4. Развитие коммуникативных качеств, умения общаться по-доброму, уступать друг другу, помогать героям.
5. Развитие креативных качеств, творческого начала, уверенности в своих силах.
Работая над проведением праздника, следует учитывать следующие принципы:
Максимальное вовлечение детей в музыкально-творческую деятельность
Основой детского эмоционального настроя сделать «занимательность», а не развлекательность.
Дифференцировать детей по склонностям и способностям
Позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества
Развивать коммуникативность поведения детей, обеспечить понимание между всеми участниками праздника
Соблюдать щадящий режим на празднике в отношении детей.
Структура праздника:
1.Организованное начало, зачин, мотивация.
2.Основная часть, основной конфликт, кульминация.
3.Заключительная часть, развязка, сюрприз.
Всё построение праздника должно быть логичным, связанным между собой, все действия оправданными, чтобы сделать праздник- радостью!
Продолжительность праздников:
Группа раннего возраста-20-25мин.
Младшая группа-25-30 мин.
Средняя группа-30-35 мин.
Старшая группа-35-40
Подготовительная группа-40-50 мин.
Праздник в детском саду является общим делом, как детей, так и взрослых. Все должны участвовать в подготовке к утреннику, а также быть активными и на самом утреннике.
Вариант распределения обязанностей сотрудников МБДОУ
по подготовке и организации праздников
Структурный момент праздника | Музыкальный руководитель | Воспитатели | Прочие сотрудники |
1.Написание сценария | Отбирает музыкальный материал. | Отбирают литературный материал. | Дают рекомендации по подбору муз. и литер. материала |
2.Утверждение сценария | Пишет и составляет программу утренника за 1 месяц до праздника. | | На педсовете программа обсуждается всем коллективом, вносятся изменения, дополнения. Заведующая утверждает сценарий |
3.Распределение обязанностей | Совместно | Совместно | |
4. Подготовка атрибутов | Музыкальные инструменты | Материалы необходимые по содержанию праздника | |
5. Подготовка костюмов | Обговаривает одежду детей, костюмы и их изготовление (материал, сроки) | Костюмы для выступления детей и себе (если роль ведущего предполагает костюм) | Материалы необходимые конкретно персонажу (сотрудник играющий роль) |
6. Оформление помещений | Музыкальный зал | Музыкальный зал, группу | Музыкальный зал |
7.Распределение ролей | Совместно | Совместно | |
8.Репетиции | Индивидуальные номера детей - «секретики», групповые номера, хороводы (не злоупотреблять, т.к важно сохранить свежесть восприятия и непосредственность эмоций детей!); работа с персонажами (многократные репетиции) | Групповые номера, индивидуально по рассказыванию литературного материала | |
9. Предварительная работа | Консультации для воспитателей по ознакомлению с муз. репертуаром, записью текстов песен, муз.-ритмич. движений в отдельную тетрадь, требуя её наличие на каждом муз. занятии Обговаривание сюрпризности преподнесения подарков и их изготовление (материал, сроки) Отработка роли с персонажами и ведущими, предусмотреть выходы из ситуаций, незапланированных по сценарию Напоминание о соблюдении воспитателем гигиенических требований к одежде и обуви детей и взрослых | Консультации для родителей | Старшим воспитателем и психологом отработка ролей и корректировка сценария с муз. работниками. |
10. Работа после праздника | Рекомендации воспитателям по закреплению изученного материала с детьми в свободное время | | |
Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений
«Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.
План:
I часть — теоретическая;
II часть — практическая.
Ход мероприятия
I Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
II Муз.рук.: Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….
1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)
Муз.рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.
Муз.рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
2. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»
(Участники с оранжевыми нотками)
Муз.рук.: Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Звучит полька «Добрый жук». Участники , которым достались красные нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.
Муз.рук.: В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,
3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)
Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.
Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»
НОЧЬ
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.(звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.(свистулька)
Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
Развивается чувство ансамбля
Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)
Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
Муз.рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
5. Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)
Упражнение «Сказочные человечки»
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:
а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
Муз.рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.
6. Релакс (упражнение для синих ноток)
Муз.рук.: Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
Упражнение "Куклы-марионетки"
Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
Муз.рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша
7. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)
Муз.рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»
Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»
Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, Гули, гули, гули, гули, гули, рам зам зам, Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, Гули гули гули гули гули рам зам зам Ариба, ариба, гули гули гули гули рам зам зам Арафи Арафи гули гули гули гули рам зам зам | 1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки, вращают предплечьями на уровне груди, движения повторяются, поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка |
Муз.рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Спасибо за участие!
Рекомендации для музыкальных руководителей
и старших воспитателей
по проведению и анализу праздников.
Карта анализа музыкального праздника (досуга, развлечения) в ДОУ.
№ | Критерии анализа | Отметка |
I | Организация праздника |
-
| Какой дате посвящен праздник | |
-
| Возраст детей | |
-
| Количество объединенных групп | |
II | Создание условий для проведения праздника |
-
| Наличие сценария | |
-
| Эстетичность и педагогическая целесообразность в оформлении зала | |
-
| Своевременная подготовка атрибутов, игрушек, декораций, костюмов, ТСО, их эстетика | |
-
| Предшествующая работа с детьми в день праздника: беседа, настрой, знакомство с костюмами и т.д. | |
-
| Время проведения праздника (в режиме дня) | |
-
| Эстетика внешнего вида детей и взрослых. Размещение родителей и гостей | |
III | Проведение праздника |
-
| Структура (концерт, комплексное занятие, утренник, тематическое занятие и т.д.) | |
-
| Качество используемого музыкально-литературного материала: его художественность, доступность, объем | |
-
| Познавательная и воспитательная значимость | |
-
| Занимательность, игровые ситуации, сюрпризность праздничного действия | |
IV | Оценка деятельности педагогов |
-
| Знание сценария всеми присутствующими педагогами | |
-
| Роль ведущего: знание детей, умение их организовать и активизировать их внимание, заинтересовать эмоциональный тон ведущего культура речи знание всего музыкально-литературного материала | |
-
| Слаженность действий всех педагогов, способствующая лучшей организации детей | |
-
| Выступления взрослых на празднике (эмоциональность, художественность исполнения) | |
V | Оценка деятельности детей |
1 | Качество пения, движений, художественно-речевой, театральной деятельности детей | |
2 | Активность детей: равномерное распределение нагрузки, занятость всех детей, распределение ролей между ними | |
3 | Непринужденность, естественность в поведении, заинтересованность, чувство радости | |
VI | Оценка общей эмоциональной атмосферы праздника (длительность, динамичность) | |
VII | Квалификация музыкального руководителя и воспитателей | |
Выводы |
Методика проверки праздника.
Познакомиться со сценарием праздника.
Обратить внимание на праздничность оформления помещения, групповых комнат, отметить оформление тематических выставок для родителей.
Проанализировать план воспитательно-образовательной работы в период подготовки к празднованию данной торжественной даты.
Просмотр праздника.
Побеседовать с детьми о том, что им больше всего понравилось, запомнилось на празднике.
Понаблюдать за поведением детей в повседневной жизни: отражаются ли впечатления, полученные детьми на празднике, в других видах детской деятельности, в самостоятельной музыкальной деятельности.