СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками и младшими школьниками и их влияние на здоровье ребенка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, общий психический и личностный настрой. С их помощью можно справиться с различными негативными состояниями, такими как тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают ребенку жить и тормозят его развитие.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками и младшими школьниками и их влияние на здоровье ребенка".»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА.

С. В. Крылова



Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. При этом огромное значение имеет то, насколько грамотно воспитатель строит свою работу.

Одним из средств, помогающих мне решать задачи здоровьесбережения дошкольников является изобразительная деятельность. Мной разработана парциальная программа развития воспитанников посредством нетрадиционных техник рисования «Веселая палитра». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, общий психический и личностный настрой. Даже использование отдельных техник оказывает на воспитанников своё терапевтическое воздействие. С их помощью можно справиться с различными негативными состояниями, такими как тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают ребенку жить и тормозят его развитие.

Занятия по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования способствуют творческому самовыражению дошкольников, развитию их сенсорных способностей, воображения, снижают утомляемость, формируют положительную самооценку ребёнка и его позитивное отношение к окружающему миру, позволяют развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Некоторые техники, направленные на развитие моторики, особенно тонких дифференцированных движений рук, способствуют повышению уровня умственного развития детей.

В работе с детьми по нетрадиционному рисованию рекомендуется использовать следующие материалы: поролон, зубную щетку, листья деревьев, пряжу, парафин, песок, соль, разнофактурную бумагу и пр.

В процессе работы применяется также бросовый материал как изобразительное средство: пробки от бутылок, бусины разных видов, размеров, форм, пуговицы и пр.

Возможно использование разных техник и приемов: рисование пальцами руки, ладошками, листиками растений, поролоном, оттиск» (штамп из веревочки, картона, овощей), набрызг, тонировка (рисование солью, песком, текстурой), кляксография, граттаж, монотипия (двойная печать на бумаге), выдувание (с помощью трубочки от сока) и пр.

Все эти нетрадиционные техники и приемы рисования благотворно влияют на эмоциональное состояние и психическое развитие детей, развивают творчество.

Творчество не может существовать под давлением, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Нестандартные подходы к организации изобра-зительной деятельности удивляют и восхищают детей.

Предлагаю техники выполнения некоторых нетрадиционных приемов обучения рисованию детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Печать листьев. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной-фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.

Рисование методом тычка. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.

Кляксография. Основой данной техники рисования является клякса. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли…

Раздувание краски. Техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки), ее нижний конец направляют в центр кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров.

Монотипия. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции, лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем отражение на «водной глади» водоема.

Фотокопия. Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться.

Проступающий рисунок. Это смешанная техника сочетает рисование разными материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями материала. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами(мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), дается время для просыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Набрызги. Краски нужного цвета развести в блюдечке с водой, обмакнуть в краску зубную щетку. Направит щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Расчесывание краски. Это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.

Рисование поролоном. Кусочком поролоновой губки можно размазывать краску по бумаге или примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.).

Рисование штрихом. Этот прием рисования называется «ЧИРКАТЬ» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. Рисунок, выполненный штрихом, может быть как цветным, так и тоновым, то есть черным или серым.

Рисование солью. Нарисованный краской рисунок посыпается солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придает объемность изображению.

Граттаж. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый.

Пластилинография. Это нетрадиционная техника работы с пластилином, создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых картин с изображением более или менеевыпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром. Пластилинографии в своей работе я уделяю особое внимание, так как она имеет ряд преимуществ: снятие мышечного и нервного напряжения, развитие моторики рук, легкую корректировку: картину всегда можно переделать.

Замечено, что даже те дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приемами рисования, никогда уже не расстаются с ними.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценен не конечный продукт — рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности.

Таким образом, можно сказать, что изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.

Литература.

  1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 80с.

  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

  3. Павлова. М. А., Лысогорская. М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. С 34.

  4. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.