Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
В развитии связной речи четко определяется взаимосвязь речи с
психологическими процессами, мышление, восприятие. Для того чтобы уметь
рассказывать необходимо четкое представление об объекте и предмете
рассказа, способность анализировать, определять причинно-следственные
связи, выделять свойства и качества предметов и явлений. Участвуя в
различных событиях повседневной жизни, ребенок накапливает
эмоциональный опыт, который возбуждает, активизирует и вдохновляет его
на словесные высказывания.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта
задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного
возраста. Следует подчеркнуть, что овладение связными формами
высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого
педагогического воздействия и руководства.
Развитие связной речи ребенка – дошкольника происходит в процессе
повседневной жизни и на занятиях. Исследователями установлено, что в
дошкольном возрасте легче осваивается правильное построение отдельных
предложений, но значительно труднее дети овладевают различными формами
связи и согласования фраз и частей рассказа, могут слабо сохранять
смысловые связи между частями рассказа. Очень важно учить ребенка
строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е.
воспитывать ориентировку на слушателя.
В младших группах проводится подготовительная работа по обучению
рассказыванию. Особое внимание уделяется формированию навыков
разговорной речи : дети учатся слушать воспитателя, высказываться в
присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать
предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.
В средней и старшей группе на занятиях также используются различные
предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают
овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят
специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по
рассказыванию на темы из личного опыта.
Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах и их явлениях.
Тогда их речь становится связной и свободной. Задача воспитателя – научить
дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Необходимость в логической
последовательности повествования очень часто вызывает у ребенка
затруднения. В процессе обучения следует добиваться, чтобы все части
рассказа были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Важным условием для развития связной речи является правильно
поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т.
к. характерные недостатки детских рассказов – однообразие используемых
синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей
предложения и даже целых фраз. Воспитатель помогает детям овладевать
языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и
явлений (прилагательные и причастия в роли определений, обозначающим
отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно –
следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того педагог учит
детей пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень
обобщения.
Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков
построения предложения. Работа над предложением включает следующие
задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения,
пользоваться предложениями с однородными членами, сложными
предложениями с сочинением и подчинением.
Целенаправленная работа по развитию связной речи должно проводиться с
самого раннего возраста. На третьем году жизни большое место отводится
слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а
также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически
проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается
внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.
Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и
том же занятии, так и через небольшие интервалы – в два-три дня. В
последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять в
разных направлениях.
Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение
пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала
следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем
задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать
самостоятельно. В этом случае взрослому нужно самому вести рассказ вслед
за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.
Развитие речи происходит и во время различных режимных моментов, и в
самостоятельной игре детей. Рекомендуется давать детям речевые образцы,
объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда
необходимо задавать вопросы, побуждать ребенка к речевой деятельности.
В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и
воспитателем практически не устанавливается. Дети общаются только между
собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения
занятия, проводимые по плану. Общение становится регулярным, малыши
стремятся привлечь к своей деятельности воспитателя.
Известны два основных вида речи, а именно диалогическая и
монологическая. Для каждой из этих видов речи характерным является
наличие своих особенностей. К основным чертам диалогической речи