СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей: «Фольклорные праздники – средство приобщения детей к народной культуре и традициям»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы родились и живем во времена великих перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного обнищания личности, опасность потери нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на встрече национальных достижений, сейчас очень актуальна. "Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет образования, без образования нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности".

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Фольклорные праздники – средство приобщения детей к народной культуре и традициям»»

Консультация для родителей: «Фольклорные праздники –
средство  приобщения детей
к народной культуре и традициям»

Мы родились и живем во времена великих перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного обнищания личности, опасность потери нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на встрече национальных достижений, сейчас очень актуальна. "Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет образования, без образования нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности".

Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и многообразии, красоте и благородстве. Народная культура - это кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому в дошкольном детстве необходимо учить ребенка чувствовать и любить свою родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, интеллект, талант и народную мудрость. Воспитывать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.

Традиция охватывает объекты социального наследия: материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его методы. В качестве традиции существуют определенные социальные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, праздники и т.д. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, создают разнообразные средства и формы воспитания. Слово "традиция" означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Средствами приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям являются народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Детей следует познакомить с национальным календарем. Он собрал в себе естественный круговорот всех циклов человеческой жизни на земле, впитав в себя все краски народной жизни, праздников, народных ремесел – он помогает нам строить нашу работу с детьми в соответствии с природным циклом, например: осень – сбор урожая, осенние каникулы, народные гуляния, за которыми следуют зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лета – с хороводами и песнями вокруг зеленой березы. Природа не умирает, а совершает обычный круговорот жизни.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Отголоски древней старины, реалии ушедшей жизни сохранились в детских играх. В народных играх сохранился колорит обычаев, своеобразие народного самовыражения, своеобразие языка, формы и содержание устных текстов. Игра - это удивительно разнообразное и богатое поле деятельности для детей. "Пока вы молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы потом не пожалеть! » Одним из средств передачи традиции являются песни, которые сопровождают человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в работе, на празднике, в повседневной жизни. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрасту: колыбельные, детские, юношеские и т.д., по содержанию: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д., по принадлежности к различным видам деятельности: хороводы, песни, помогающие в труде, игровые песни, а также песнопения, ритуальные песнопения и т.д. и т.д.

Воспитательное значение народных игр и песен трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду. Разыгрывание и инсценирование народных сказок помогает детям примерить на себя как положительные, так и отрицательные роли. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно  включаться в праздники и развлечения ДОУ и входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности. Ни в одном другом жанре фольклора жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них основана духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основана именно на традициях. Чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В формировании народных традиций важное место занимают обычаи, выполнение которых было обязательно "Не приноси свой обычай в чужой дом", "Обычаи не сходятся, дружбы не будет", "Обычай сильнее закона". Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и трепетно относились наши предки к обычаям и традициям, какое огромное воспитательное значение они имели у разных народов. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем за отправную точку народную мудрость: "Нет дерева без большого корня".

В образовании традиций входят и обряды. Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. С древнейших времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки - люби и отдарки», напоминает пословица. У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу. Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки - фигурки из теста, их полагается тут же съесть на счастье. Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить и немудреные самоделки - вышивку, плетение, рисунки.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков - естественной частичкой бытия.

Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в праздниках.
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!