ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Детский сад- первое звено в системе образования. Одна из главных задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка и его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
В старшей группе продолжается работа по совершенствованию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слуха, речевого дыхания, звукопроизношения.
К 5 годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка 6-го года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слов (экскаватор). Словарный запас расширяется словами названия предметов, качеств, действий, активизируется словарь, дети учатся употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении качеств, признаков предметов. Развивается умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы), сходным значением (синонимы). Дети учатся использовать слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло и т.д.). Учатся понимать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок. Воспитатель вводит в речь детей новые слова, углубляет понимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.
Грамматический строй у детей 5-6 лет отличается возрастанием количества простых распространенных предложений, а также сложных предложений в разных видах рассказывания, грамматически правильном изменении всех слов, входящих в активный словарь .Дети упражняются в упражнении трудных форм знакомых слов. Воспитывать критическое отношение к грамматическим ошибкам, стремление к чистоте и правильности речи. Детей учат использовать разные формы слов для названия одних и тех жнее объектов (заяц, зайчик, заинька);
образовывать названия профессий. Развивается умение догадываться о смысле незнакомых слов. При оформлении фразы ребенок используется все основные части речи.
На 6-ом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда четко произносятся, сонорные звуки (р-л) заменяются и путаются. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.
Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь.
У детей старшей группы словарь и фразовая речь уже достаточно развиты, нарушения в словаре (перестановки, пропуски звуков, слогов) или во фразовой речи (несогласование членов предложения) бывают редко и сразу обращают на себя внимание при проведении занятий и бесед.
Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участие в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у детей происходит дальнейшее развитие чувств, волевых и моральных качеств.
Воспитатель в старшей группе развивает умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя, передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Учит самостоятельно составлять описательный или сюжетный рассказ по картинке (по серии картинок), при описании событий указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие изображенному и следующие за ним.
В рассказывании по игрушкам у детей развивается умение составлять сюжетные рассказы, сказки, соблюдая композицию и выразительность изложения, давать описание и характеристику персонажей сказки или рассказа. Учатся составлять рассказы из собственного опыта, передавая хорошо знакомые события и впечатления.
В процессе игр у детей развивается умение и навыки объяснительной связной речи. При организации игр детей учат передавать названия игр, описывать игровые элементы, предметы, игрушки и т.п., объяснение правил и игровых действий, условий выигрыша или проигрыша.
Напоследок хочется отметить, что никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, необходимости каждодневного общения родителей с детьми. Занятия дома проводятся систематически. Вся работа родителей дома согласовывается с воспитателем или другим специалистом, которые могут дать нужный совет в воспитании и обучении ребенка.