КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ» В 9 КЛАССЕ.
Назначение КИМ.
Назначение оценочного материала: проверить уровень предметных знаний и умений, освоенных обучающимися 9 класса за 2023 - 2024 учебного года.
Документы, определяющие содержание КИМ.
Содержание оценочных материалов определяет Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС) и историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.
1) Работа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по предмету История России
2) Оценочный материал разработан на основе требований ФГОС ООО с учетом авторской концепции курса истории в 9 классе. Авторы учебника Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В.Торкунова.
Подходы к отбору содержания
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанных выше нормативных документов. При отборе содержания принципиально важен был учёт:
– целей исторического образования в основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
– специфики курса истории основной школы;
– ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
Содержание предмета «история» включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В оценочных материалах представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и
внешней политики России, отдельные вопросы истории культуры и др.).
Связь КИМ контрольной работы с КИМ ОГЭ и ЕГЭ
Преемственность оценочных материалов контрольной работы с ОГЭ с ЕГЭ по истории прослеживается как в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и видов познавательной деятельности, так и в структуре экзаменационной работы в целом и формах отдельных заданий. Вместе с тем учитываются возрастные познавательные возможности обучающихся и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям.
Характеристика структуры КИМ.
Задания проверочной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 9 классе. Количество заданий 24. Первая часть работы включает 21 заданий базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов.
Вторая часть проверочной работы состоит из 3 заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:
- установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;- из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой характеристики в строку ответа;
- работа с текстом.
На выполнение работы учащимся отводится 45 минут.
Распределение заданий КИМ по содержанию и проверяемым умениям и способам деятельности
№ вопроса | Элемент содержания, проверяемый заданиями КР | Код контролируемого элемента | Требования к уровню подготовки | Код требования |
1 | Александровская эпоха: государственный либерализм. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм | 2.1.7 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
2 | Александровская эпоха: государственный либерализм. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм | 2.1.7 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
3 | Отечественная война 1812 года | 2.1.8 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
4 | Отечественная война 1812 года | 2.1.8 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
5 | Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. | 2.1.9 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
6 | Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. | 2.1.9 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
7 | Александровская эпоха: государственный либерализм. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм | 2.1.7 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
8 | Александровская эпоха: государственный либерализм. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм | 2.1.7 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
9 | Общественная жизнь в 1830– 1850-х гг. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли | 2.1.10 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего | 1.4 2.3 |
10 | Промышленный переворот и его особенности в России | 2.1.11 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
11 | Крымская война. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. | 2.1.12 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего | 1.4 2.3 |
12 | Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация | 2.2.1 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
13 | Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация | 2.2.1 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
14 | Общественная жизнь в 1860– 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Идейные течения и общественное движение | 2.2.3 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
15 | Россия в системе международных отношений | 2.2.4 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
16 | Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов | 2.2.5 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
17 | Русско-японская война | 2.2.6 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего | 1.4 2.3 |
18 | Предпосылки Первой российской революции. Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма | 2.2.7 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
19 | Предпосылки Первой российской революции. Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма | 2.2.7 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
20 | П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты | 2.2.8 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.1 |
21 | Российская наука в XVIII веке. Образование в России в XVIII в. М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. Развитие науки и техники в первой половине XIX в. Школы и университеты в первой половине XIX в. Становление национальной научной школы и её вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки во второй половине XIX в. Рост образования и распространение грамотности во второй половине XIX в. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом в начале XX в. Открытия российских учёных в начале XX в. Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль Империи. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Литература, живопись, музыка, театр, архитектура и градостроительство во второй половине XIX в. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Литература начала XX в. Живопись. Архитектура | 2.3.2 2.3.3 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.3 |
22 | Россия в 19 - начале 20 века | 2.1.7 - 2.3.3 | Развитие умений анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего | 2.10 |
23 | Россия в 19 - начале 20 века | 2.1.7 - 2.3.3 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | 1.4 2.3 |
24 | Россия в 19 - начале 20 века | 2.1.7 - 2.3.3 | Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего | 1.4 2.3 |
7.Критерии оценивания результатов выполнения работы ( или кодификатор оценивания)
Работа включает 21 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Три задания направлены на знание документов
Задания 1 - 4, 6 - 21 – 1 балл
Задания 5, 22, 23, 24 - 2 балла
Максимальное количество баллов - 28
Каждое задание к тесту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса истории и сформированность у обучающихся необходимых знаний и умений.
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - от 26 до 28 баллов
Оценка «4» - от 20 до 25 баллов
Оценка «3» - от 14 до 19 баллов
Оценка «2» - от 0 до 13 баллов
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | 2 | 2 |
2 | 1 | 4 |
3 | 2 | 1 |
4 | 4 | 3 |
5 | 135 | 245 |
6 | 3 | 2 |
7 | 4 | 4 |
8 | 2 | 1 |
9 | 3 | 1 |
10 | 2 | 1 |
11 | 3 | 4 |
12 | 1 | 3 |
13 | 4 | 2 |
14 | 1 | 2 |
15 | 2 | 4 |
16 | 1 | 2 |
17 | 4 | 3 |
18 | 2 | 3 |
19 | 1 | 3 |
20 | 2 | 3 |
21 | 4 | 4 |
22 | 1524 | ДГАВ |
23 | С.С.Уваров "Теория официальной народности | Александр III. 1887 г. |
24 | «Православие», «самодержавие», «народность». Эта концепция долгое время проводилась в жизнь через систему гимназий, а также реформированных университетов. | Цель — предотвращение наплыва в гимназии и прогимназии детей представителей низших сословий. Циркуляр «О кухаркиных детях». |
Вариант 1
1. В царствовании Александра I идеи об улучшении управления страной нашли своё отражение в
1) создание легальных политических партий
2) проведение министерской реформы
3) ужесточение крепостного права
4) усиление политического сыска
2. Деятельность М. М. Сперанского, Ф. Лагарпа, Н. Н. Новосильцева связана с царствованием
1) Александра I
2) Николая I
3) Александра II
4) Александра III
3. Какие сражения произошли в ходе Отечественной войны 1812 г.
1) Синопское сражение; битва при Инкермане
2) Тарутинский бой; Бородинская битва
3) Цусимское сражение; Мукденское сражение
4) сражение у деревни Лесной; Полтавская битва
4. В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?
1) Смоленской 3) Ливонской
2) Северной 4) Отечественной
5. Какие организации были созданы участниками декабристского движения? Найдите в приведённом ниже списке три организации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Южное общество»
2) «Народная воля»
3) «Союз спасения»
4) «Земля и воля»
5) «Союз благоденствия»
6) «Союз освобождения рабочего класса»
6. Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н. Муравьева
1) демократическая республика
2) самодержавная монархия
3) конституционная монархия
4) аристократическая республика
7. Инициатором денежной реформы, сделавшей главным платёжным средством серебряный рубль, был
1) С. С. Уваров
2) П. Д. Киселёв
3) А. X. Бенкендорф
4) Е. Ф. Канкрин
8. Принятие указа об обязанных крестьянах и реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва относится к царствованию
1) Александра I
2) Николая I
3) Александра II
4) Александра III
9. Прочтите отрывок из исторического источника и определите направление общественной мысли, представителем которого был его автор.
«Но сама Россия в продолжение своего исторического существования не избегнула страшного нравственного несчастия… Это страшное бедствие, реформа Петра Великого, того государя, которого в непонятном заблуждении столь продолжительное время считали великим преобразователем России, но который, на самом-то деле, ни чем иным не был, как злым гением русской земли…»
1) просветители
2) западники
3) славянофилы
4) марксисты
10. Промышленный переворот в России начался в
1) 1810-1820-е гг.
2) 1830-1840-е гг.
3) 1850-1860-е гг.
4) 1870-1880-е гг.
11. Прочтите отрывок из донесения военачальника и укажите дату войны, о событиях которой идет речь. «Войска защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведенных неприятелем на Западную и Корабельную стороны, только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины».
1806-1812 гг. 2) 1826-1828 гг. 3) 1853-1856 гг. 4) 1877-1878 гг.
12. В результате проведения крестьянской реформы 1861 г. в России
1) упразднено крепостное право
2) разрушена крестьянская община
3) создан Крестьянский поземельный банк
4) созданы фермерские хозяйства
13. С проведением Военной реформы 1860 — 1870-х гг. связано появление понятия
1) народное ополчение
2) рекрутская повинность
3) стрелецкое войско
4) всесословная воинская повинность
14. Либеральное движение в России характеризовалось:
1) недостаточным вниманием либералов к социальным вопросам;
2) нежеланием предпринимателей участвовать в политике;
3) активным участием либералов во внутренней и внешней политике;
4) активным участием городской буржуазии в либеральном движении.
15. Как назывался договор, в соответствие с которым, Австрия получила Боснию и Герцеговину, Англия — остров Кипр, Россия — Каре, Ардаган и Батум?
1) Сан-Стефанским
2) Берлинским
3) Симодским
4) Парижским
16. Кто из названных государственных деятелей был сторонником экономического и политического реформирования Российской империи?
1) С.Ю. Витте; 2) В.К. Плеве; 3) П.Д. Святополк-Мирский;
4) А.И. Путилов.
17. Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите события какой войны отражены на данной схеме.
1) Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
2) Крымской(Восточной) войны 1853-1856 гг.
3) присоединение Средней Азии
4) Русско-японской войны 1904-1905 гг.
18. Что стало последствием принятия Манифеста 17 октября 1905 г.?
1) национализация помещичьих земель
2) ограничение законодательной власти царя
3) введение республиканской формы правления в России
4) отказ партии эсеров от борьбы с самодержавием
19. Какие из перечисленных требований были характерны для либеральных партий, оформившихся в России в 1905 г.?
1) введение демократических свобод, принципа разделения властей и решение земельного вопроса путем частичного отчуждения помещичьих земель;
2) сохранение «общинного» существования и основ самодержавного строя, решение рабочего вопроса путем создания системы социального страхования;
3) провозглашение демократических свобод, уничтожение самодержавного строя, отмена выкупных платежей национализация земли;
4) провозглашение демократических свобод, ликвидация самодержавия и социализация земли.
20. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был опубликован
1) 9 января 1905 г.; 2) 17 октября 1905 г.; 3) 11 декабря 1906 г.; 4) 3 июня 1907 г.
21. Членами творческого содружества «Могучая кучка» были
1) И. Н. Крамской, В. Г. Перов
2) Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов
3) Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов
4) М. П. Мусоргский, А. П. Бородин
22. Установите соответствие между фамилиями деятелей науки и областями знаний, в которых они себя проявили.
Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания 23, 24. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Фрагмент исторического источника
«29-летний Николай I, вступивший на престол в страшной обстановке смуты, поначалу испытывал неуверенность и сомнения. Он понимал, что России необходимы реформы, но боялся преобразованиями повредить неизменные для него основы — самодержавие, империю и помещичье землевладение. После подавления восстания на Сенатской площади первейшей необходимостью для власти стала охрана и укрепление режима. Для этого были образованы Корпус жандармов и III Отделение Его Императорского Величества Канцелярии. Здание на набережной Фонтанки, где находилось III Отделение, знал и боялся весь Петербург. Сюда можно было легко угодить за малейшую критику власти. Николай I хотел, чтобы на смену мятежникам пришли новые люди — законопослушные, верующие, преданные государю. Способствовать воспитанию нового поколения взялся министр народного просвещения, блестящий учёный — античник и литератор. Он создал концепцию, основными принципами которой были: «православие», «самодержавие», «народность». Эта концепция долгое время проводилась в жизнь через систему гимназий, а также реформированных университетов».
23. Назовите фамилию министра народного просвещения, о котором идёт речь. Какое название получила созданная им теория?
24. Каковы основные положения, созданной министром просвещения теории? Каким образом она претворялась в жизнь?
Вариант 2
1. Что из названного ниже относится к экономическим процессам первой четверти XIX в.?
1) расширение экспорта промышленных изделий
2) совершенствование водных путей сообщения, строительство системы каналов
3) начало торговли с США
4) расширение крестьянских посевов
2. По инициативе М. М. Сперанского в России в начале ХIХ в. был учрежден
1) Сенат
2) Верховный тайный совет
3) Разрядный приказ
4) Государственный совет
3. Какие из перечисленных ниже сражений относятся к Отечественной войне 1812 г.?
1) битва под Малоярославцем; сражение на реке Березине
2) Полтавский бой; сражение у мыса Гангут
3) битва на реке Рымник; взятие Измаила
4) оборона Севастополя; сражение на реке Чёрной
4. В чем заключался основной замысел М.И. Кутузова, когда он решил оставить Москву
1) навязать французской армии зимнюю компанию
2) спасти остальные русские города от разгрома
3) сохранить русскую армию
5. Какие документы были созданы участниками декабристского движения? Найдите в приведённом ниже списке три документа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Зеленая книга
2) Устав
3) Манифест
4) Конституция
5) Русская Правда
6) судебник
6.Цель первых тайных обществ –
1) свержение неугодного монарха
2) подготовка и осуществление преобразований
3) подготовка и проведение восстания против самодержавия
4) подготовка революции
7. Свод законов Российской империи был составлен
1) А. А. Аракчеевым
2) А. X. Бенкендорфом
3) С. С. Уваровым
4) М. М. Сперанским
8. Создание военных поселений началось в царствование
1) Александра I
2) Николая I
3) Александра II
4) Александра III
9. Прочтите отрывок из доклада государственного деятеля, составленного во второй четверти XIX в., и укажите название теории, которая нашла в нём отражение.
«Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к иноземному, распространяя в юных душах равнодушное уважение к отечественному, оценить все противоположные элементы нашего гражданского образования, искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности — такова была цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет».
1) официальной народности
2) просвещённого абсолютизма
3) крестьянского социализма
4) революционного народничества
10. О развитии капитализма в России начала ХIХ в. свидетельствуют признаки
А) усиление крепостного права
Б) мелкотоварное крестьянское производство
В) использование труда наемных рабочих на мануфактурах
Г) выращивание новых сельскохозяйственных культур
Д) начало промышленного переворота
Е) возникновение монополий
Укажите верный ответ.
1) АДЕ 2) ВГД 3) БГЕ 4) ВГЕ
11. Прочтите отрывок из приказа (сентябрь 1854 г.) и укажите, об обороне какого города идет речь.
«Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону».
1) С.-Петербурга
3) Кронштадта
2) Измаила
4) Севастополя
12. Что стало одним из результатов Крестьянской реформы 1861 г.?
1) разделение крестьян на государственных и частновладельческих
2) освобождение крестьян с землёй без выкупа
3) развитие системы крестьянского самоуправления
4) перевод крестьян на «месячину»
13. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.
A) введение всеобщей воинской повинности
Б) ограничение барщины двумя днями в неделю
B) личное освобождение крепостных крестьян
Г) освобождение дворян от военной службы
Д) введение института присяжных заседателей
Укажите верный ответ
1)АБГ 2) АВД 3)БВГ 4) ВГД
14. Теория «русского», «крестьянского» социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского включала в себя положение
1) «Русский крестьянин не привык к общинной собственности»
2) «Крестьянская община – готовая ячейка социалистического строя»
3) «В России необходимо создать условия для развития капитализма»
4) «Переход к социализму в России осуществится волей царя»
15. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.
Итоги какой войны отображены на данной схеме?
1) Русско-турецкой войны 1806-1812 гг.
2) Русско-турецкой войны 1828-1829 гг.
3) Русско-турецкой (Крымской) войны 1853-1856 гг.
4) Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
16. Министр внутренних дел с 1904 г., либерал, автор проекта «О мерах к усовершенствованию государственного порядка»
1) М.Т. Лорис-Меликов; 2) П.Д. Святополк-Мирский 3) П.Н. Милюков; 4) С.Ю. Витте.
17. Какому событию посвящён данный плакат?
1) Первой русской революции
2) Отечественной войне 1812 г.
3) Русско-японской войне 1904-1905 гг.
4) Крымской войне 1853-1856 гг.
18. Следствием развития революции летом-осенью 1905 г. стало
1) провозглашение России республикой
2) отречение Николая II от престола
3) дарование народу политических прав и свобод
4) установление военной диктатуры
19. Прочтите отрывок из документа и определите, позиция какой партии в нем отражена.
«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет».
1) эсеров; 2) меньшевиков; 3) большевиков; 4) кадетов.
20. Аграрная реформа П.А. Столыпина предусматривала
1) ликвидацию помещичьего землевладения; 2) социализацию земли;
3) создание частных крестьянских хозяйств; 4) национализацию земли.
21. В третьей четверти XIX в. группа российских художников в целях продвижения и развития новых идей в искусстве создала
1) Академию художеств
2) Третьяковскую галерею
3) Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
4) «Товарищество передвижных художественных выставок»
22.Установите соответствие между фамилиями полководцев и названиями войн, в которых они прославились
Полководцы Названия войн
1. П. И. Багратион, А.П. Ермолов а) Крымская война 1853—1856 гг.
2) М. Д. Скобелев, И.В. Гурко б) русско-турецкая война1768—1774 гг.
3) В. А. Корнилов, П.С. Нахимов в) Первая мировая война 1914—1918 гг.
4) А.В. Суворов, П.А.Румянцев г) русско-турецкая война 1877- 1878гг.
д) Отечественная война1812г
Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания 23, 24. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Фрагмент исторического источника
«Ваше Императорское Величество озаботилось недостатками развития образования в стране и неоправданным его получением представителями низших сословий. Всесторонне обсудив наши предположения, изволили на всеподданнейшем докладе 23 мая выразить мысль, что было бы за лучшее достигнуть предотвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей представителей низших сословий.
Таким образом, гимназии и прогимназии необходимо избавить от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казённые средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, можно предположить, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, ныне же прекратив приём в них».
23. При каком российском императоре появился данный документ? В каком году он был принят?
24. Как в тексте источника обозначена цель принятия данного документа? Какое неофициальное название он получил?
1