Контрольная работа по теме «Лексика». 6 класс
Вариант 1.
1. Закончить высказывания:
Многозначными называются слова, у которых …
Синонимы – это…
Диалектизмы – это…
Историзмы – это…
2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:
Тяжелый, холодный, лететь
3. Соотнесите слова с группами:
Ветер, зубило, фиксаж, омшаник, мороз, окно, шуйца, чело
Общеупотребительные Необщеупотребительные
4. Профессионализмы – это…
5. Укажите группу слов-профессионализмов.
А. колчан, свёкла, кровать
Б .палитра, акварель, мольберт
В. кафтан, лапти, ботфорты
Г. антракт, дефект, эгоизм
Укажите, представители какой профессии используют эти слова.
6. Найдите пару к архаизмам :
1. Очи 2.чело 3.ланиты 4.уста 5.перст 6.баталия 7.глаголет 8.брадобрей | А. Щеки Б. глаза В. губы Г. лоб Д. говорит Е. битва Ж. палец З. парикмахер |
7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:
Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.
Ваши аргументы убедительны.
8. Установите соответствие ( выпишите только цифры и соответствующие буквы)
1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы
2. намеченный путь следования б. вообразить
3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый
4. очень большой г. буквы
5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный
6. знаки для обозначения звуков е. маршрут
9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и выпишите его)
Обувь : кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки
Одежда : пальто, плащ, шуба, кафтан
Игры : шашки, бирюльки, шахматы, лото.
10. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.(К.Паустовский).
11. Выпишите синонимы из предложений.
Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски,чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
12. Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
ЯЗЫК(прямое)
ЯЗЫК(переносное)
13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
14. В каком словаре можно уточнить лексическое значение слова?
А) орфографическом В) этимологическом
Б) орфоэпическом Г) толковом
15. В каком предложении есть антонимы?
А) Рана заживает, а рубец остаётся.
Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.
В) Метель метёт, и вьюга плачет.
Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
16. Укажите группу, где все слова заимствованные
А акваланг, география, синоним Б батрак, хата, мямлить
В земля, озеро, осень Г купец, азбука, сени
17. Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы
18. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд:
безжалостный, бессердечный…
А) безжизненный, мёртвый В) бесцеремонный, прямолинейный
Б) безалаберный, безответственный Г) беспощадный, жестокий
Контрольная работа по теме «Лексика».6 класс
Вариант 2.
1. Закончить высказывания:
Однозначными называются слова, у которых…
Антонимы – это …
Устаревшие слова – это…
Архаизмы – это…
2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:
Горький, горячий, холодный
3. Соотнесите слова с группами.
Каменный, зеница, автомобиль, перст, бурак, доска, кочет, земля
Общеупотребительные Необщеупотребительные
4. Диалектизмы – это …
5. Выпишите слова, которые являются диалектными:
Певун, яблоня, кочет, дождь, бурак, сон, учение.
6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:
1.Очи
2.чело
3.ланиты
4.уста
5.перст
6.баталия
7.глаголет
8.брадобрей
А. Щеки
Б. глаза
В. губы
Г. лоб
Д. говорит
Е. битва
Ж. палец
З. парикмахер
7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:
Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби.
Ребята заключили пари.
8.Установите соответствие (выпишите только цифры и соответствующие буквы)
1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы
2. намеченный путь следования б. вообразить
3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый
4. очень большой г. буквы
5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный
6. знаки для обозначения звуков е. маршрут
9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и выпишите его)
Обувь : кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки
Одежда : пальто, плащ, шуба, кафтан
Игры : шашки, бирюльки, шахматы, лото .
10.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
В саду горит костёр рябины красной.(С.Есенин).
Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.
11.Выпишите синонимы из предложений.
Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.
12.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
ХРУСТАЛЬНЫЙ(прямое)
ХРУСТАЛЬНЫЙ (переносное)
13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
14. В каком словаре можно уточнить ударение в слове?
А) орфографическом В) этимологическом
Б) орфоэпическом Г) толковом
15. В каком предложении есть антонимы?
А) Хлеб мягкий, свежий.
Б) Ищи не дом, а соседей.
В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Г) Корень учения горек, а плод его сладок.
16. Укажите группу заимствованных слов.
А. страна, работа, праздник
Б. грамматика, теннис, рекорд
В. брег, число, уста
Г. вода, хлеб, земля
17. Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:
а) диалектизмами, б) неологизмами, в) профессионализмами.
18. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…
А) безжизненный, мёртвый В) бесцеремонный, прямолинейный
Б) безалаберный, безответственный Г) беспощадный, жестокий