СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционные курсы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционные курсы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР: «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»

Просмотр содержимого документа
«Коррекционные курсы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР»

Министерство образования и науки Хабаровского края КГКОУ ШИ 11 Методическое объединение специалистов службы сопровождения «Коррекционные курсы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР: «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» Порошина Н.С. Педагог - психолог

Министерство образования

и науки Хабаровского края

КГКОУ ШИ 11

Методическое объединение специалистов службы сопровождения

«Коррекционные курсы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР: «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»

Порошина Н.С.

Педагог - психолог

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС  РАС характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков.  4 группы: Обучающиеся почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. Обучающиеся имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулезному сохранению постоянства и порядка в окружающем.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС

РАС характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков.

4 группы:

  • Обучающиеся почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации.
  • Обучающиеся имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулезному сохранению постоянства и порядка в окружающем.
Для таких обучающихся с РАС характерны развернутые, достаточно сложные, но жесткие программы поведения (в том числе речевого) и стереотипные увлечения. Аутизм данной категории обучающихся выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения - ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия.
  • Для таких обучающихся с РАС характерны развернутые, достаточно сложные, но жесткие программы поведения (в том числе речевого) и стереотипные увлечения.
  • Аутизм данной категории обучающихся выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения - ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС  В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с РАС.

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС

В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с РАС.

Общие ОП: получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и обучающимися, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; организация образовательного пространства. Особые ОП: необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения. Посещение школы должно быть регулярным.  Большинство обучающихся с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности обучающегося, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью.
  • Общие ОП: получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и обучающимися, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; организация образовательного пространства.
  • Особые ОП: необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения. Посещение школы должно быть регулярным.

Большинство обучающихся с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности обучающегося, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью.

Почему же курс: «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»  Коррекционный курс направлен: на формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, формирование возможных форм визуального и тактильного контакта, формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения, формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.

Почему же курс: «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»

Коррекционный курс направлен:

  • на формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими,
  • формирование возможных форм визуального и тактильного контакта,
  • формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения,
  • формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
 Коррекционный курс направлен не только на коммуникативно–речевое, но и на эмоциональное развитие детей с РАС.  Одна из целей коррекционного курса – преодоление трудности эмоционального контактирования ребенка с окружающим миром, а также формирование потребности в контакте, в том числе эмоциональном.  Формирование эмоционального взаимодействия с внешним миром приводит к уменьшению аутистических проявлений.   Развитие эмоциональной сферы ребенка с РАС способствует переходу коррекционной работы к развитию самосознания, самооценки, ролевых отношений.

Коррекционный курс направлен не только на коммуникативно–речевое, но и на эмоциональное развитие детей с РАС.

Одна из целей коррекционного курса – преодоление трудности эмоционального контактирования ребенка с окружающим миром, а также формирование потребности в контакте, в том числе эмоциональном.

Формирование эмоционального взаимодействия с внешним миром приводит к уменьшению аутистических проявлений.

Развитие эмоциональной сферы ребенка с РАС способствует переходу коррекционной работы к развитию самосознания, самооценки, ролевых отношений.

Коррекционная работа направлена на: Обучение детей средствам коммуникации, в том числе, средствам альтернативной коммуникации. Освоение и использование средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаков, таблицы букв, карточек с печатными словами, набор букв как средства коммуникации.

Коррекционная работа направлена на:

  • Обучение детей средствам коммуникации, в том числе, средствам альтернативной коммуникации.
  • Освоение и использование средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаков, таблицы букв, карточек с печатными словами, набор букв как средства коммуникации.
Формы работы Индивидуальная Фронтальная Методы работы: Наглядные (компьютерные программы, наглядный материал в виде карточек, графические изображения, знаковые системы, карточки с напечатанными словами, записывающие устройства, система PECS ( коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, предметы ), Практические (практические задания (игры, упражнения)), Словесные (объяснение инструкций к заданиям, словесное сопровождение выполнение заданий).

Формы работы

  • Индивидуальная
  • Фронтальная

Методы работы:

  • Наглядные (компьютерные программы, наглядный материал в виде карточек, графические изображения, знаковые системы, карточки с напечатанными словами, записывающие устройства, система PECS ( коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, предметы ),
  • Практические (практические задания (игры, упражнения)),
  • Словесные (объяснение инструкций к заданиям, словесное сопровождение выполнение заданий).
Приемы работы Визуальный контакт, понимание взгляда, установление внимания. Понимание и использование жестов. Просьба. Согласие и отказ. Речевые формулы: здравствуйте, спасибо… Комментирование. Сообщение информации. Ответы на вопросы. Запрос информации. Сообщение о своих эмоциях. Понимание эмоциональных высказываний. Совместная деятельность.

Приемы работы

  • Визуальный контакт, понимание взгляда, установление внимания.
  • Понимание и использование жестов.
  • Просьба.
  • Согласие и отказ.
  • Речевые формулы: здравствуйте, спасибо…
  • Комментирование.
  • Сообщение информации.
  • Ответы на вопросы.
  • Запрос информации.
  • Сообщение о своих эмоциях.
  • Понимание эмоциональных высказываний.
  • Совместная деятельность.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!