Коррекционные курсы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР: «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»
Просмотр содержимого документа
«Коррекционные курсы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР»
Министерство образования
и науки Хабаровского края
КГКОУ ШИ 11
Методическое объединение специалистов службы сопровождения
«Коррекционные курсы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР: «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»
Порошина Н.С.
Педагог - психолог
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС
РАС характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков.
4 группы:
- Обучающиеся почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации.
- Обучающиеся имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулезному сохранению постоянства и порядка в окружающем.
- Для таких обучающихся с РАС характерны развернутые, достаточно сложные, но жесткие программы поведения (в том числе речевого) и стереотипные увлечения.
- Аутизм данной категории обучающихся выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения - ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с РАС.
- Общие ОП: получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и обучающимися, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; организация образовательного пространства.
- Особые ОП: необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения. Посещение школы должно быть регулярным.
Большинство обучающихся с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности обучающегося, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью.
Почему же курс: «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»
Коррекционный курс направлен:
- на формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими,
- формирование возможных форм визуального и тактильного контакта,
- формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения,
- формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
Коррекционный курс направлен не только на коммуникативно–речевое, но и на эмоциональное развитие детей с РАС.
Одна из целей коррекционного курса – преодоление трудности эмоционального контактирования ребенка с окружающим миром, а также формирование потребности в контакте, в том числе эмоциональном.
Формирование эмоционального взаимодействия с внешним миром приводит к уменьшению аутистических проявлений.
Развитие эмоциональной сферы ребенка с РАС способствует переходу коррекционной работы к развитию самосознания, самооценки, ролевых отношений.
Коррекционная работа направлена на:
- Обучение детей средствам коммуникации, в том числе, средствам альтернативной коммуникации.
- Освоение и использование средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаков, таблицы букв, карточек с печатными словами, набор букв как средства коммуникации.
Формы работы
- Индивидуальная
- Фронтальная
Методы работы:
- Наглядные (компьютерные программы, наглядный материал в виде карточек, графические изображения, знаковые системы, карточки с напечатанными словами, записывающие устройства, система PECS ( коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, предметы ),
- Практические (практические задания (игры, упражнения)),
- Словесные (объяснение инструкций к заданиям, словесное сопровождение выполнение заданий).
Приемы работы
- Визуальный контакт, понимание взгляда, установление внимания.
- Понимание и использование жестов.
- Просьба.
- Согласие и отказ.
- Речевые формулы: здравствуйте, спасибо…
- Комментирование.
- Сообщение информации.
- Ответы на вопросы.
- Запрос информации.
- Сообщение о своих эмоциях.
- Понимание эмоциональных высказываний.
- Совместная деятельность.
Спасибо за внимание!