СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная программа

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная программа по коррекции агрессивного поведения у умственно отсталых подростков.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная программа»

Коррекционная программа по коррекции агрессивного поведения у умственно отсталых подростков.

Актуальность.

Агрессивные дети и подростки, особенно с ограниченными возможностями здоровья, - одни из самых малоуправляемых и плохо поддающихся коррекции учащихся. Проблема агрессивного поведения остаётся актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространённостью и дестабилизирующим влиянием. Особое внимание уделяется подросткам, имеющим отклонения в умственном развитии. Изменения системы отношений во всех сферах современного социума, их стремительный темп ставят эту возрастную группу в позицию слабой психологической защищённости, снижает её адаптивные возможности и повышает психологическую ранимость. Основаниями для этого являются представления о человеке, как о биосоциальном существе, возрастные особенности детей, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик. Таким образом, тема эффективности психологических методов воздействия на проявления агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста на сегодняшний день актуальна.















Цель:

Формирование социально-одобряемых или социально приемлемых поведенческих форм агрессивного поведения у умственно отсталых подростков.

Задачи:

  1. Формирование нормативных навыков поведения в ситуации общения со взрослыми и сверстниками.

  2. Формирование умения сдерживания негативных эмоций проявляющихся в агрессивном поведении.

  3. Закрепление представлений о правилах поведения в учебной и социокультурной среде.



Направления работы:

  1. с детьми (система коррекционно-развивающих занятий)

  2. с педагогами (лектории, беседы, тренинги, индивидуальное консультирование, релаксационные занятия).

Занятия проводятся в малых группах 4-6 человек

Возраст участников 12-14 и 15-17 лет.

Режим занятий – 2 занятия в неделю.

Продолжительность занятия – 40 минут.


Критерии эффективности:

программа будет эффективна, если к концу коррекционной работы снизится агрессивность в поведении УО подростков, гармонизируются эмоционально-эффективные реакции и будут сформированы представления о правилах поведения



Критерии отбора в группу:

высокий уровень агрессивности на основе результатов диагностики по следующим методикам: проективные методики «Рисунок несуществующего животного» и «Кактус» (Л.М. Костина), опросник Басса – Дарка.



Этапы реализации программы коррекционной работы


п/п

Коррекционно-развивающие цели.

Игры и упражнения.


Установочный

2ч.

1.Создание положительного эмоционального фона в группе.

2. Принятие правил работы в группе.

1.Знакомство. Упражнение "Покажи свое имя" (Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением).

2. Упражнение «Наши вопросы» (На листочках каждый участник группы пишет вопрос, который его очень интересует, но задать его в слух он не решается. Все листочки собираются в коробку в центре комнаты. Ведущий, по очереди, вытаскивает и зачитывает вопросы, а кто-то из группы дает ответ).

Критерии перехода


При переходе на основной этап дети принимают правила работы в группе, налажен эмоциональный контакт.


Коррекционный

26ч.

1. Формирование нормативных навыков поведения.

2. Формирования адекватных эмоциональных реакций.

3. Расширение представлений о правилах поведения.


1. Ругаемся овощами и фруктами. (Предложить подросткам поругаться, но не плохими словами, а «овощами или фруктами»).

2. Упражнение «Пара ласковых»

(Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока «высказываний» человеку развязывают глаза. Он видит свою «жертву» и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. «Сорвалось». Интересный эффект, когда показывают человеку на его самого).

3.Упражнение «Золотая рыбка» ( Все встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка стоит к кругу. Его задача - выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке). 4. Рубка дров ( Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди).

5.Упражнение «Маленькое приведение» (Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!).

6.Упражнение «Это я, узнай меня» (Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал).

7. Упражнение «Пара ласковых» (Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока «высказываний» человеку развязывают глаза. Он видит свою «жертву» и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. «Сорвалось». Интересный эффект, когда показывают человеку на его самого).

8. Упражнение «Слепой и поводырь» (Детям предлагается встать парами, одному завязывают глаза. Необходимо как можно аккуратнее проводить «слепого» по группе, не задевая предметы, комментируя «дорогу». Затем дети меняются ролями. Обсуждение игры: трудно ли было быть «слепым? А поводырем? Какие

чувства испытывает слепой человек? (страх, неуверенность).А тот, который его проводит?(ответственность, желание сберечь слепого).

9.Упражнение: «Скажи друг другу комплимент»

(Детям предлагается сказать друг другу комплимен, передавая по кругу

цветок).

10.Игровое упражнение «Сотворение чуда»

(Дети берут «волшебный фонарик», идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь? Что для

тебя сделать?» Ответы могут быть ситуативные: «улыбнись», «станцуй», «спой» или перспективными - тогда дети договариваются о месте, времени

«Сотворения чуда» (построить вместе дом, порисовать)

11. Игра «Бумажный бум»

( Участники делятся на две команды.

Комната делится на 3 части, на полу прочерчиваются соответственно две линии.

Одна команда оказывается на левой части комнаты, другая на правой. Участникам передаются листы газет или бумаги поровну и сминаются в мячики.

Задача каждой из команд все те мячики, которые оказались на ее территории, перебросить на территорию другой команды.

Данная игра, с одной стороны, очень безобидна и весела, но мы рекомендуем обратить внимание на то, что участники транслируют, как невербально, так и вербально, в процессе этой игры. Ведущему важно контролировать те эмоции, которые транслируют участники, таким образом, чтобы, с одной стороны, у них была возможность прожить и выплеснуть их, а с другой стороны, чтобы это проживание не стало причиной создания новой проблемной ситуации, связанной с повышением уровня небезопасности в группе.

12.Игра «А ну-ка, почеши мне спину...» (Все участники встают в круг и начинают отбивать определенный ритм правой ногой и щелкать пальцами правой руки, при этом повторяя следующие слова:

«А ну-ка, почеши мне спину — раз!

А ну-ка, почеши мне спину — два!

А ну-ка, почеши мне спину — три!

А ну-ка, почеши мне спину — четыре!

А ну-ка, почеши мне спину — пять!

А не такая я зараза, чтобы спину вам чесать!»

На каждый счет выбрасывается соответствующее количество пальцев, а на последнюю фразу все поворачиваются вокруг своей оси, шутливо крутя руками, как в танце).

13.Упражнение «Притча о змее».

(Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была

она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Те осмеяли змею и закидали камнями. Анализ притчи. Какой вывод можно сделать из притчи? Зачем нужна

человеку агрессия? В каких случаях? В результате обсуждения подвести детей к выводу, что агрессия нужна для самозащиты).

14.Упражнение «Выставка».

( Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. Наней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения?

Менялись ли ваши ощущения?).

15. Упражнение «Пластическое изображение гнева».

(Попросить встать детей в произвольную позу и подумать о той ситуации, которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

Попросить сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях тела они наиболее явные.

Попросить совершать движение таким образом, чтобы максимально выразить те чувства, которые они испытывают. Обсудить с детьми: легко ли было выполнять упражнения; в чем они

испытывали затруднение; что они чувствовали во время выполнения упражнения; изменилось ли их состояние после выполнения упражнения).

16. Упражнение «Уверенный - наглый - робкий». (Педагог предлагает взять одну из трех карточек. На карточках написано: на одной - «уверенный», на другой – «наглый», на третьей - «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает участник).

17.Игра «Обзывалки» (Н.Л. Кряжева)

(Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривайте условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: « А ты…морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты…солнышко!)

18. Игра « Два барана» (Н.Л. Кряжева)

(Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки « Бе - е - е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.)

19. Упражнение «Летнее поле» (Е.В. Грошева)

(Представь себе, что ты идешь по летнему, залитому солнцем, полю. Поле усыпано цветами, словно мягкий разноцветный ковер.

Ты чувствуешь теплый воздух. Легкий ветерок приятно овевает твое лицо. Ты вдыхаешь легкий аромат цветов, слышишь как поют птицы. Посмотри, какие красочные цветы вокруг: красные, голубые, желтые – они радуют твой взгляд. Ощути, как с каждым вздохом тебе становится легко. Ты чувствуешь, как прозрачная энергия цветов заполняет тебя. С этим ощущением ты легко и свободно взлетаешь над полем. Ощути, как легко и свободно ты летишь. Почувствуй, как твои мысли становятся спокойными и безмятежными, спокойствие полностью охватывает тебя. Теперь ты опускаешься ближе к цветам. Протягиваешь к ним руки. Чувствуешь какие цветы мягкие и нежные. Ты опускаешься и снова стоишь на поле.

Глубоко вдохнув, ты чувствуешь, как легкая энергия заполнила каждую клеточку твоего тела.

Оглянись вокруг еще раз, запомни все, что видишь и ощущаешь. Картинка медленно растворяется, после исчезает, и ты медленно и спокойно открываешь глаза).

20. Упражнение «Маленькое привидение» Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.

21. Упражнение «Разговор с руками» (Шевцова И. В.)

(Обвести на листе бумаги силуэт ладони. Затем предложить ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно). Но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру можно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течении 2-3 дней(с сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут ни кого обижать. Если ребенок согласить на такие условия, то через ранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина)

22.Упражнение «Доброе животное» (Кряжева Н.Л., 1997.)

(Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»).

23. Игра «Ругаемся овощами и фруктами».

24. Игра «Воздушный шарик». Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом «надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

25. Игра «Кляксы». Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается.

К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

26. Игра «Сочинение историй» Из группы детей выбирается ребенок, который сочинил историю (на любой сюжет, по желанию ребенка), другие дети - «зрители».

Ребенок рассказывает свою историю. Затем ее продолжает ведущий, который вводит в повествование более «здоровые» и гармоничные способности адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребенком.

Критерии перехода


При переходе к закрепляющему этапу у детей сформированы навыки поведения, адекватные эмоциональные реакции и представления о правилах поведения.

Закрепляющий

4ч.


1. Закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому.

2. Закрепление уверенности в себе, приёмов общения.

1. Упражнение «Волшебные туфли» Представь себе, что в этих золотых туфлях ты идешь на праздник. Едва ты открываешь дверь, как все ребята подходят к тебе и здороваются с тобой. Каждый хочет пожать тебе руку или обнять тебя. Все в один голос говорят, что они рады тебя видеть. Ты проходишь в комнату и оказываешься в центре группы ребят, которые улыбаются тебе и всем своим видом показывают, что ты им нравишься. Представь себе, что ты играешь с ними, и они снова и снова говорят тебе о том, как они рады, что ты пришел... И как им хорошо быть с тобой рядом. (15 секунд)

Теперь представь себе, что ты уже собираешься уходить. Ты слышишь, как остальные ребята говорят тебе: "Пожалуйста, не уходи, побудь еще немного с нами". Слушай, как они приглашают тебя к себе в гости и говорят: "Я хочу, чтобы ты пришел и ко мне на день рождения... Приходи ко мне в гости, я хочу поиграть с тобой... Я хочу сходить с тобой в цирк... " Ты улыбаешься ребятам в ответ и договариваешься с ними о будущих встречах. Уже уходя домой, ты слышишь, как они говорят друг другу: "Мне так нравится дружить с ним (с ней)... Как хорошо, что он (она) пришел сюда сегодня..."

2.Игра «Ты лев» «Ты - лев!»

Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва – сильного, уверенного царя зверей, спокойного и мудрого. Он красив, могуч и свободен. Этого льва зовут как тебя – у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!»

3.Упражнение «Возьми себя в руки»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, что тебе хочется кого-то стукнуть, что-то бросить на пол, докажи свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди». (это поза выдержанного человека).

4.Игра «Липучки» Все дети двигаются по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом приговаривают ''Я - липучка - приставучка, я хочу тебя поймать''. Каждого пойманного ребенка ''липучка'' берут за руки, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои ''сети'' других. Когда все дети станут ''липучками'', они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки. Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.





Список литературы, использованной при разработке программы:


  1. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПБ.: Речь, 2001.- 220 с.

  2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2011. - 240 с.


  1. Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!