"Гармония" - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Комплект был создан в 2000г.
(научный руководитель - Н.Б.Истомина, доктор педагогических наук, профессор).
В состав учебно-методических комплектов по всем предметам учебного плана входят: программа, учебники,
учебные тетради к ним, методические пособия, электронные образовательные ресурсы, пособия для оценки достижения
планируемых результатов образования.
Учебные предметы:
Обучение грамоте: Азбука. Авторы Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин,
Букварь. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина,
Русский язык. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко,
Литературное чтение. Автор О.В. Кубасова,
Математика. Автор Н.Б. Истомина,
Окружающий мир. Авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин,
Технология. Автор Н.М. Конышева.
1 класс
Обучение грамоте
Букварь, пропись, рабочая тетрадь, книга для чтения, поурочные методические рекомендации.
Русский язык
Учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания, итоговые проверочные работы, методические рекомендации, поурочно-тематическое планирование, тетради для внеурочной работы.
Литературное чтение
Учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, тестовые задания, читательская грамотность, методические рекомендации.
Математика
Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по математике и информатике для решения задач, контрольные работы, проверочные работы, методические рекомендации, рабочие тетради по внеурочной деятельности.
Окружающий мир
Учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации,
Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению.
Задачи:
обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов;
создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей с друг другом.
Главная задача комплекта «Гармония»
Разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные
условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и
требованиям начального образовательного стандарта
Основное достоинство программы — то, что детям не навязывают правила, а строят задания таким образом, чтобы они сами приходили к тем выводам, которые и являются правилами грамотного письма. Дети учатся наблюдать, сопоставлять и размышлять. Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.
В основе построения УМК «Гармония» лежат следующие принципы:
- принцип целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа,
синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения ЗУН;
- принцип приоритета самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения;
- принцип включения опыта ребенка в процесс усвоения ЗУН;
- принцип создания каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой ЗУН.
В УМК «Гармония» отдаётся приоритет частично-поисковым и исследовательским методам, которые отражены в приемах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении, преобразовании и конструировании. Активно используется метод моделирования: устанавливается соответствие между предметными, вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями.
Формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в группах.
Вывод:
УМК «Гармония» - эффективная система обучения, так как в учебниках задания подобраны на всестороннее развитие ребенка, предусмотрена разная типология заданий. Присутствуют во всех учебниках задания базового и повышенного уровня. Сами учебники яркие, красочные, много иллюстраций, подкрепляющие какое-либо задание. Таким образом, комплект «Гармония» полностью обеспечивает учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план. Все учебники комплекта «Гармония» рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.