Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новокаякентская средняя общеобразовательная школа »
КОНСПЕКТ УРОКА
по окружающему миру.
3"б" класс,
ТЕМА
«Превращение и круговорот воды в природе»
Подготовила учитель начальных классов
Амирбекова С.А.
Новокаякент 201
Цели и задачи урока.
Образовательные:
Закрепить знания о свойствах воды и разных состояниях воды в природе.
Сформировать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы
Развивающие:
развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные:
формировать экологическое мышление, понимание необходимости сохранения чистоты воздуха, воды и почвы всеми людьми планеты.
Оборудование: компьютер, иллюстрации, схема круговорота воды в природе, презентация.
Ход урока.
Организационный момент. (слайд 1)
А теперь проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
Доброе утро, ребята! Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды, узнаем, где и в каком состоянии мы можем встретить воду.
Тема нашего урока «Превращения и круговорот воды в природе» (слайд 2).
Проверка домашнего задания. Задания подобраны индивидуально и для всего класса.
карточка 1
Соедини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде.
Без запаха Без цвета Расширяется при нагревании Сжимается при охлаждении Растворитель Плохо проводит тепло Прозрачность Текучесть | Воздух Вода |
Карточка №2
В каком случае основные свойства воды указаны верно.
имеет синий цвет, без запаха, прозрачная;
бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.
Что происходит с водой при нагревании
при нагревании вода сжимается
при нагревании вода расширяется
Вода является растворителем
Да
нет
Карточка № 3
Подчеркни свойства воды:
Без вкуса, без запаха, прозрачность, текучесть, бесцветность, испаряемость, горючесть, растворитель.
Где можно наблюдать воду в различных состояниях?. Используя слова для справок, заполни таблицу.
Слова для справок: ручей, сосулька, пар, океан, айсберг, туман.
Состояния воды |
твёрдое | жидкое | газообразное |
| | |
Карточка № 4
Вставь слова:
Вода при нагревании _____________, а при охлаждении ____________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _____________. Воду можно очистить с помощью ________, _____________.
Пока несколько человек работают по карточкам, учитель проводит опрос по вопросам раздела «Проверь себя»
Почему воду называют одним из главных богатств на Земле?
Какова роль воды в жизни организмов?
О каких свойствах воды вы знаете?
Как можно очистить грязную воду?
Расскажите о составе воды.
Итог: Какие свойства имеет вода? (Слайд 4).
1.бесцветна (Слайд 5).
2.без запаха.
3. Текуча (Слайд 6).
4. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются. (Слайд 7). 5. Прозрачна(Слайд 8).
6. Не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него. (Слайд 9).
7. Вода при нагревании расширяется,
при охлаждении сжимается. (Слайд 10).
Работа над новым материалом. (Слайд 11).
1) Вода в природе
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Сегодня у нас необычный урок. Мы узнаем о том, в каких трех состояниях может быть вода и что такое круговорот воды в природе.
Вы уже знаете, что вода в природе может находиться в трёх состояниях. Посмотрите на рисунки.
(Слайд 13 – река) – какое состояние воды вы видите? (жидкое)
(Слайд 14 – лёд, снег) - … (твёрдое)
(Слайд 15 – пар, облака) – … (газообразное)
Три состояния воды(Слайд 3).
4. РАЗМИНКА .отгадаем загадки и заполним крассворд
1.Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
2.Ночь спит на земле,
а утром убегает.
3. Растет она вниз головой
Растет не летом, а зимой.
Но солнце ее припечет-
Она заплачет и умрет.
4.Рассыпался горох
На семьдесят дорог
Никто его не подберет.
5.Старик- шутник:
на улице стоять не велит,
за нос домой тянет.
Я и капля дождевая
Я снежинка вырезная
Я по травке разлитая
Кто же я?
7.Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку
Очень трудная загадка.
8.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
узкий кончик в роднике,
а широкий в море.
9.Без крыльев летит
Без ног бежит
Без паруса плывет.
10.Седой дедушка у ворот
Кроссворд
5.ФИЗМИНУТКА( Слайд 19 )
Море волнуется раз
Море волнуется три.
Морская фигура
На месте замри.
(Слайд 20 )О том, как происходит превращения одного состояния воды в другое, мы сейчас и поговорим. Как же происходит круговорот воды в природе ?
(Слайд 21) Вода испаряется в любое время года.
Водяные пары поднимаются в воздух
В воздухе мельчайшие капельки воды или кристаллики льда образуют облака.
(Слайд 22 ) Воздушные течения разносят облака над землей.
Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.
(Слайд 23)
Со временем вода снова испаряется.
Это явление называется
круговорот воды в природе
6:А ТЕПЕРЬ Я ВАМ ПОЧИТАЮ СКАЗКУ КАК МАЛЕНЬКАЯ КАПЕЛЬКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ДОЖДЬ.
И ТАК внимание НА ЭКРАН.
(Слайд 24)
. В маленьком родничке родилась капелька
Она с интересом слушала журчание родного ручейка, пение птиц,
кваканье лягушек и мечтала … о путешествии. А для этого ей нужно
было попасть в ручеёк, который вытекал из родничка
(Слайд 25)
Ручеёк бежал быстро и очень скоро влился в небольшую речку.
(Слайд 26)
. Капельки играли, переливались на солнце. Всем было
очень весело.
Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары, испаряясь, поднималась к небу. Сначала на небе была одна капелька, но потом к ней присоединились другие и облачко поплыло.
(Слайд 27) Плыло над лесами.
(Слайд 28) Полями
(Слайд 29)городами и сёлами
(Слайд 30)И все новые и новые капельки присоединялись к этому облаку, а
оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец
туча стала большой и тяжелой, что хлынул дождь
(Слайд 31) И все новые и новые капельки присоединялись к этому облаку, а
оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец
туча стала большой и тяжелой, что хлынул дождь!
7.Домашнее задание.
Прочитайте текст на страницах53-56, выполните задания на странице 56, выполните задание в рабочей тетради – страница 25, №5.
8.Подведение итогов урока.
Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?
Что помогло вам понять лучше новый материал?
Какие три состояния воды вы теперь знаете? (Слайд 32)
Соотнеси картинки со словами:твётдое ,газообразное,жидкое. Анкетирование (Слайд 34) (Слайд 35)
33 Как происходит круговорот воды в природе? (Слайд 33)
34 Выбери правильный ответ и собери на плато. (Слайд 34)
(Слайд 35)
1 Вода постоянно совершает круговорот?
Да Нет
2. Вода испаряется только с поверхности водоёмов?
Да Нет
3. Вода, испаряясь, образует облака?
Да Нет
4. Вода возвращается на землю только в виде дождя?
Да Нет
Проверь себя :1.нет2, ДА3,нет4,да (Слайд 36)
Если вам всё было понятно на уроке, и вам понравилось работать на этом уроке, я попрошу прикрепить к классной доске синюю капельку, а если у вас возникали трудности, то жёлтую капельку, и я буду знать, кому нужна помощь.
(Слайд 37 - Спасибо за сотрудничество, вы молодцы!)
Список используемой литературы и источников:
Дмитриева О. И.., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2006.
Кузнецова м.И. Окружающий мир: Зачетные работы: 3 класс/ М. И. Кузнецова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.