Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43
с углубленным изучением иностранных языков
«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ школы № 43 Приморского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 29.08.2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 43 ________________Л.В. Расторгуева Приказ № 122-д от 29.08.2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
для обучающихся 5х классов
34 часа в год
Сроки реализации: 01.09.2019 - 25.05.2020
Разработчик:
учитель
Василькова Юлиана Сергеевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2019
I. Пояснительная записка
Учебный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий во внеурочное время. Классная и внеклассная работа по предмету дополняют друг друга, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые требует современная школа.
Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету.
Овладение таким предметом, как русский язык, имеет свои особенности.
Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения.
Связь теории с практикой также является характерной чертой изучения языка.
Учесть эти преимущества изучения языка – это значит привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир слов не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений, животных, космос, атом.
Школьный курс русского языка ставит своей целью дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не дает. Это одна из задач кружковой работы.
Занятия кружка обязательно должны иметь элементы занимательности. Но занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью.
Таким образом, основная цель кружка русского языка – пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума.
Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.
Задачами кружка нужно считать
формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;
повышение речевой компетентности детей;
развитие интереса к читательской деятельности;
развитие интереса к научной деятельности;
подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.
Учитывая возрастные особенности и содержание программы кружка, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.
В 5 классе занятия включают историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим и морфологическим богатством нашего языка (главным образом глагола), с фразеологизмами, ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость.
План кружка дается руководителем, но учащиеся принимают участие в его обсуждении и вносят свои предложения.
На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется работа с различными видами словарей.
Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов в русском, украинском, польском языках или статистический подсчет, например, употребления буквы Ф в нашем языке и т.д.
Формулировки занятий носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся.
На занятиях кружка необходима и наглядность. Важным моментом является наглядность звуковая: выразительное чтение отрывков художественной литературы, прослушивание аудиозаписей и т.п.
Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок, выставок, шарад.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5х классов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Ожидаемые результаты выполнения программы:
Повышение уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции.
Повышение речевой культуры учащихся, формирование коммуникативной компетенции.
Совершенствование навыков лингвистического анализа.
Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.
Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Формирование социальной активности и коммуникабельности.
Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Содержание программы
Занятие 1 Организационное занятие.
Знакомство с планом работы кружка.
Занятие 2 Язык и речь – чудо из чудес.
Беседа о многообразии языков, введение понятия «фонема», игра «Кто больше?» на составление слов, обсуждение высказываний о русском языке
Занятие 3 О славянах и других народах.
Историческая справка о славянских языках. Беседа о заимствовании слов и частей слова из других языков (латынь, немецкий, английский языки), игра «Чудесное превращение».
Занятие 4 Звукопись.
Введения понятия «звукопись». Работа с текстами стихотворений русских поэтов, практическая работа, направленная на поиск звукописи в русских скороговорках. Введение понятия «рифма».
Занятие 5 Письмо.
Историческая справка о зарождении письменности, игра «Кто больше?» на составление слов.
Занятие 6 Алфавит.
История алфавита, происхождение слов «азбука» и «алфавит», знакомство с системой букв и звуков русского алфавита. Введение понятия «метаграмма», составление метаграмм.
Занятие 7 «Хитрый» звук йот.
Анализ слов, выявление звука йот в словах. Метаграммы.
Занятие 8 Чудеса с парными согласными.
Беседа о парности согласных, обсуждение процессов «озвончения» и «оглушения», чередование согласных, «шипучий» диктант.
Занятие 9 «Пульс» в слове.
Беседа о важности правильного ударения, введение понятия «омографы».
Занятие 10 Строение слога.
Словообразование. Морфемика. Анаграммы.
Занятие 11 Полногласие.
Понятие полногласия и неполногласия. История языка.
Занятие 12 Умники и умницы.
Игровое занятие.
Занятие 13 Полисемия.
Понятие полисемии. Беседа о причинах многозначности слов.
Занятие 14 Омонимия.
Понятие омонимии. Работа с текстами В. Маяковского. Каламбуры.
Занятие 15 Синонимы.
Понятие синонимии. Группы синонимов. Игра «Дешифровщик». Игра «Словесная эстафета».
Занятие 16 Жизнь слова.
История языка.
Занятие 17 Умники и умницы.
Игровое занятие.
Занятие 18 Пунктуация.
История языка. Занимательные факты о важности знаков препинания.
Занятие 19 Словообразование: смотри в корень!
Словообразование. Корень. Правила выделения корня слова.
Занятие 20 Словообразование: служебные морфемы.
Иноязычные морфемы. Особенности словообразования.
Занятие 21 Словообразование: приставки.
Значение морфем. Особенности словообразования.
Занятие 22 Словообразование: соединительные гласные.
Сложение с соединительной гласной и без. Понятие гаплологии. Игра «Одним словом». Категория рода.
Занятие 23 Умники и умницы.
Игровое занятие.
Занятие 24 Морфология.
Понятие морфологии. Игра «Словесная эстафета».
Занятие 25 Существительные: категория числа.
Категория числа. Исчисляемое и неисчисляемое. Существительные, имеющие форму только множественного числа.
Занятие 26 Существительные: категория падежа.
Категория падежа. Трудные случаи употребления (килограммы, чулки, носки и др.)
Занятие 27 Преданность прилагательных.
Правописание прилагательных. Игра «Кто больше?». Полные и краткие прилагательные.
Занятие 28 Живость глаголов.
Категория возвратности глаголов. Глаголы-исключения. Игра «Словесная эстафета».
Занятие 29 Глаголы труда.
Работа с поэтическими текстами. Категория времени глагола. Категория вида.
Занятие 30 Употребление глагольных форм.
Работа с поэтическими текстами. Особенности образования форм прошедшего времени. Омоформы.
Занятие 31 Умники и умницы.
Игровое занятие.
Занятие 32 Что такое грамматика?
Подведение итогов курса.
Занятие 33 Резервный урок.
Занятие 34 Резервный урок.
Учебно-тематический план кружка «Занимательная грамматика»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма организации | Сроки проведения |
1 | Организационное занятие. | 1 | Беседа с элементами занимательности. | 03.09 |
2 | Язык и речь – чудо из чудес. | 1 | Беседа с элементами игры. | 10.09 |
3 | О славянах и других народах. | 1 | Беседа с элементами игры. | 17.09 |
4 | Звукопись. | 1 | Занятие-семинар с элементами занимательности. | 24.09 |
5 | Письмо. | 1 | Беседа с элементами занимательности. | 01.10 |
6 | Алфавит. | 1 | Коллективная деятельность. | 08.10 |
7 | «Хитрый» звук йот. | 1 | Практическое занятие. | 15.10 |
8 | Чудеса с парными согласными. | 1 | Занятие-семинар с элементами занимательности. | 22.10 |
9 | «Пульс» в слове | 1 | Практическое занятие. | 05.11 |
10 | Строение слога. | 1 | Практическое занятие. | 12.11 |
11 | Полногласие. | 1 | Беседа с элементами занимательности. | 19.11 |
12 | Умники и умницы. | 1 | Занятие-игра. | 26.11 |
13 | Полисемия. | 1 | Беседа с элементами игры. | 03.12 |
14 | Омонимия. | 1 | Занятие-семинар с элементами занимательности. | 10.12 |
15 | Синонимы. | 1 | Практическое занятие. | 17.12 |
16 | Жизнь слова. | 1 | Беседа с элементами занимательности. | 24.12 |
17 | Умники и умницы. | 1 | Занятие-игра. | 14.01 |
18 | Пунктуация. | 1 | Беседа с элементами игры. | 21.01 |
19 | Словообразование: смотри в корень! | 1 | Занятие-семинар с элементами занимательности. | 28.01 |
20 | Словообразование: служебные морфемы. | 1 | Беседа с элементами занимательности. | 04.02 |
21 | Словообразование: приставки. | 1 | Практическое занятие. | 11.02 |
22 | Словообразование: соединительные гласные. | 1 | Беседа с элементами игры. | 18.02 |
23 | Умники и умницы. | 1 | Занятие-игра. | 25.02 |
24 | Морфология. | 1 | Занятие-семинар с элементами занимательности. | 03.03 |
25 | Существительные: категория числа. | 1 | Беседа с элементами игры. | 10.03 |
26 | Существительные: категория падежа. | 1 | Занятие-семинар с элементами занимательности. | 17.03 |
27 | Преданность прилагательных. | 1 | Практическое занятие. | 31.03 |
28 | Живость глаголов. | 1 | Коллективная деятельность. | 07.04 |
29 | Глаголы труда. | 1 | Занятие-семинар с элементами занимательности. | 14.04 |
30 | Употребление глагольных форм. | 1 | Практическое занятие. | 21.04 |
31 | Умники и умницы. | 1 | Занятие-игра. | 28.04 |
32 | Что такое грамматика? | 1 | Беседа с элементами занимательности. | 05.05 |
33 | Резервный урок. | 1 | | 12.05 |
34 | Резервный урок. | 1 | | 19.05 |
Итого: | 34 часа | | |
Список литературы
Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В. Долбилова. – Ростов н/д: Феникс, 2011
Пасхалов А.П. Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс. – Москва: НЦ-ЭНАС, 2007
«Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008
Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2005
Волина В.А. Весёлая грамматика. – М.: Просвещение, 1995
Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004
Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе.- М.: Просвещение, 1966
В. А. Иванова, Г. А. Панова, З. А. Потиха. Тайны родного языка.- Нижне-Волжское книжное издательство, 1969