СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крылов. "Ворона и Лисица", "Свинья под дубом" 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Крылов. "Ворона и Лисица", "Свинья под дубом" 5 класс (новый ФГОС)»

«Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

«Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

ЦЕЛИ познакомиться с жизнью и творчеством Ивана Андреевича Крылова выявить морали басен «Ворона и Лисица» и «Свинья по дубом»

ЦЕЛИ

  • познакомиться с жизнью и творчеством Ивана Андреевича Крылова
  • выявить морали басен «Ворона и Лисица» и «Свинья по дубом»
Тема одной из самых знаменитых крыловских басен «Ворона и Лисица» — о власти лести над человеческим сердцем — относится к категории «вечных». «Вечные темы» - повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ, жизни разных поколений в разные исторические эпохи.

Тема одной из самых знаменитых крыловских басен «Ворона и Лисица» — о власти лести над человеческим сердцем — относится к категории «вечных».

«Вечные темы» - повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ, жизни разных поколений в разные исторические эпохи.

Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» Какой мы представляем Ворону? Сочувствует рассказчик Лисице или не одобряет ее действия? Крылов дважды использует оценочное существительное плутовка, причем оценка неоднозначна, она может прочитываться и как неодобрительная, и как сочувственная, что привносит в текст эмоциональную живость и углубляет его психологичность.

Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

  • Какой мы представляем Ворону?
  • Сочувствует рассказчик Лисице или не одобряет ее действия?

Крылов дважды использует оценочное существительное плутовка, причем оценка неоднозначна, она может прочитываться и как неодобрительная, и как сочувственная, что привносит в текст эмоциональную живость и углубляет его психологичность.

Прямая речь Лисицы насыщена уменьшительно-ласкательными формами, присущими разговорной и народно-поэтической речи; косвенно выраженное сравнение «и, верно, ангельский быть должен голосок» опирается на общепонятный образ ангела, а «царь-птица» звучит как высшее проявление лести. Как характеризует Лисицу такое красноречие? Лисица — ловкая обманщица, умело пользующаяся недостатками окружающих. С кем сравнивает Лисица Ворону в басне И.А. Крылова? С какой целью Лисица преувеличивает достоинства Ворона?

Прямая речь Лисицы насыщена уменьшительно-ласкательными формами, присущими разговорной и народно-поэтической речи; косвенно выраженное сравнение «и, верно, ангельский быть должен голосок» опирается на общепонятный образ ангела, а «царь-птица» звучит как высшее проявление лести. Как характеризует Лисицу такое красноречие?

Лисица — ловкая обманщица, умело пользующаяся недостатками окружающих.

  • С кем сравнивает Лисица Ворону в басне И.А. Крылова? С какой целью Лисица преувеличивает достоинства Ворона?
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок. Ее перья обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Лисица, по-видимому, подозревает о тайной мечте неуклюжей Вороны превратиться в сказочной красоты жар-птицу. Она помогает Вороне на минуту забыть о реальности, с тем чтобы легко воспользоваться ее замешательством. Очень часто льстецы так и поступают, добиваясь своих корыстных целей.

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок. Ее перья обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Лисица, по-видимому, подозревает о тайной мечте неуклюжей Вороны превратиться в сказочной красоты жар-птицу. Она помогает Вороне на минуту забыть о реальности, с тем чтобы легко воспользоваться ее замешательством. Очень часто льстецы так и поступают, добиваясь своих корыстных целей.

Свою хитрость и коварство Лисица прячет за внешним обаянием и дружелюбием, ловко использует слабости окружающих. Кто из зверей заслуживает большего осуждения — плутовка Лисица или любящая лесть Ворона? Если вчитаться в басню, то можно увидеть, что искусство льстеца представлено в ней так игриво и остроумно; издевательство над Вороной до такой степени откровенно и язвительно; Ворона, наоборот, изображена такой глупой, что у читателя создается впечатление совершенно обратное тому, которое подготовила мораль. Он никак не может согласиться с тем, что лесть гнусна, вредна, басня скорей убеждает его или, вернее, заставляет его чувствовать так, что Ворона наказана по заслугам, а Лисица чрезвычайно остроумно проучила ее.

Свою хитрость и коварство Лисица прячет за внешним обаянием и дружелюбием, ловко использует слабости окружающих.

  • Кто из зверей заслуживает большего осуждения — плутовка Лисица или любящая лесть Ворона?

Если вчитаться в басню, то можно увидеть, что искусство льстеца представлено в ней так игриво и остроумно; издевательство над Вороной до такой степени откровенно и язвительно; Ворона, наоборот, изображена такой глупой, что у читателя создается впечатление совершенно обратное тому, которое подготовила мораль. Он никак не может согласиться с тем, что лесть гнусна, вредна, басня скорей убеждает его или, вернее, заставляет его чувствовать так, что Ворона наказана по заслугам, а Лисица чрезвычайно остроумно проучила ее.

Мораль басни «Ворона и Лисица» – глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца.

Мораль басни «Ворона и Лисица» – глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца.

Выразительное чтение басни «Свинья под Дубом» В образе Свиньи из басни Крылова представлен невежда — несведущий, малообразованный человек, неуч, но обычно с претензией на знание. Уверенный в истинности своих убеждений, он бранит науки, не понимая их значения в жизни людей. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

Выразительное чтение басни «Свинья под Дубом»

В образе Свиньи из басни Крылова представлен невежда — несведущий, малообразованный человек, неуч, но обычно с претензией на знание. Уверенный в истинности своих убеждений, он бранит науки, не понимая их значения в жизни людей.

  • Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
Аллегория басни Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни) . Не понимает, что науки должны развиваться.)

Аллегория басни

Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни) . Не понимает, что науки должны развиваться.)

Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью? Какая интонация звучит в реплике Дуба?  Отчаяние, беспомощность Какое чувство вызывает у читателей Свинья? Отвращение и возмущение. Для ее описания выбрана просторечная лексика: до отвала, продравши, рыло, жирею) Чему вас научила эта басня? Малообразованный человек, уверенный в истинности своих убеждений, бранит науки, не понимая их значения в жизни людей.
  • Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?
  • Какая интонация звучит в реплике Дуба? 

Отчаяние, беспомощность

  • Какое чувство вызывает у читателей Свинья?

Отвращение и возмущение. Для ее описания выбрана просторечная лексика: до отвала, продравши, рыло, жирею)

  • Чему вас научила эта басня?

Малообразованный человек, уверенный в истинности своих убеждений, бранит науки, не понимая их значения в жизни людей.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов. Иностранцы, так же как и русские, почитали талант Крылова. Басни его, особенно те, в которых больше национальной прелести, были переведены на разные европейские языки. Особенно знаменательны были почести, оказанные баснописцу в 1831 г. Николай I в числе своих подарков на Новый год прислал сыну (впоследствии императору Александру II) бюст Крылова. Наверное, высшая награда для человека пишущего — полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицам.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов. Иностранцы, так же как и русские, почитали талант Крылова. Басни его, особенно те, в которых больше национальной прелести, были переведены на разные европейские языки. Особенно знаменательны были почести, оказанные баснописцу в 1831 г. Николай I в числе своих подарков на Новый год прислал сыну (впоследствии императору Александру II) бюст Крылова. Наверное, высшая награда для человека пишущего — полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицам.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить наизусть одну из пройденных басен Крылова («Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом»)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить наизусть одну из пройденных басен Крылова («Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом»)