Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 9 г. Сальска
«УтверждАЮ»
Директор МБОУ лицея №9 г. Сальска
Приказ от ____________ №____
______________ О.В. Иванченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Художественное моделирование»
Основное общее образование, 8 класс
Количество часов: 35
Учитель: Югринова В.В.
Программа разработана на основе:
Сальск
2016г.
Художественное моделирование
Пояснительная записка
Моделирование одежды – это творческий процесс создания одежды, новой по фасону и отделке, требующий специальных знаний у учащихся.
Программа курса нацелена на формирование у учащихся умений и навыков по моделированию швейных изделий.
Важнейшие задачи курса:
ознакомление учащихся с производственным технологическим процессом изготовления одежды и основными рабочими профессиями швейного производства;
развитие у школьников самостоятельности, творческой инициативы, эстетического вкуса;
раскрытие творческих способностей учащихся.
Достижение цели обучения обеспечивается проведением взаимосвязанных уроков теоретического и практического характера. Большая часть времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу учащихся. Уроки по изучению моделирования одежды (на основе способов моделирования различных фасонов изделий) носят творческий характер, тесно связаны с изобразительным искусством и проводятся с использованием большого количества наглядных пособий, современных технических средств обучения с подключением заданий творческого характера.
В ходе реализации программы «Художественное моделирование», учащиеся получают познавательные сведения об особенностях разработки моделей и видах отделки в соответствии с назначением изделий, сезоном, фигурой человека, для которого она предназначается. На основе базовых конструкций швейных изделий учатся применять элементы моделирования в соответствии с выбранным фасоном. Программа курса состоит из шести основных разделов, которые предусматривают занятия как теоретические, так и практические.
Особое внимание уделено основам моделирования и композиции одежды, способам и приёмам технического моделирования. При разработке моделей изделий учащиеся научатся учитывать основные требования, предъявляемые к современной молодёжной одежде, изучат свойства современных материалов, влияющих на технологию изготовления изделий.
Целью данной учебной дисциплины является формирование теоретических знаний в области проектирования, художественного оформления и моделирования одежды, приобретение практических навыков создания композиции костюма с применением цвета, фактуры материалов и орнаментального декора.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:
Учащиеся должны знать:
основные принципы и этапы моделирования одежды;
иметь представления о таких понятиях, как композиция костюма, силуэт, стиль, пропорции, цвет;
технологический процесс изготовления одежды, рабочие профессии швейного производства;
правила снятия мерок и их условные обозначения;
основные приемы моделирования конических клиньевых, прямых юбок
Учащиеся должны уметь:
выполнять эскизы модели по ее описанию;
снимать и записывать мерки;
внести изменения в базовые лекала по снятым меркам;
моделировать различные варианты изделий
Ц Е Л И И З А Д А Ч И О Б У Ч Е Н И Я.
Ц Е Л И:
формирование личности с гармонически развитым миром мышления, личности творческой, обладающей знаниями, умениями и навыками профессионального творчества, стремящейся с саморазвитию и самовыражению средствами синтеза искусств и дизайна одежды, способной ценить и беречь сокровища отечественной и мировой культуры.
ЗАДАЧИ:
- обучение технологиям конструирования и моделирования одежды;
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии, образного
мышления;
- освоения навыков художественно-декоративного оформления одежды,
подбора аксессуаров;
- обучения навыкам и умениям обращения с разнообразными материалами и тканями, необходимыми для создания конструкций фантазийных образов, конструкций основ одежды;
- изучение, анализ и применение многообразия форм и стиля одежды;
- формирование художественно-эстетического вкуса,
совершенствование эстетического восприятия;
- воспитание способностей к самореализации и саморазвитию личности.
М Е Т О Д Ы О Б У Ч Е Н И Я.
От знаний к творчеству. Получение необходимых знаний путём изучения предмета и применение этих знаний в творческих работах. Обеспечение постепенности восприятия учебного материала путём постепенного усложнения поставленных задач, согласно возрастным и психологическим особенностям личности.
Обеспечение последовательности творческого процесса: выбор темы, исполнение многочисленных эскизов и выбор оптимального варианта, подбор ткани или другого материала, выполнение чертежа основы конструкции, а затем выполнение конкретного изделия.
Требование обязательной грамотности, аккуратности.
Стимулирование изобретательности, оригинальности, неординарности замысла и его исполнения.
Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений. Поощрение успехов, пусть даже небольших. Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности. Создание творческой атмосферы, заинтересованности, праздника творчества.
Учебно-тематический план
курса «Моделирование и конструирование женской одежды»
№п/п | разделы/темы | количество часов | дата проведения |
теория | практика | по плану | фактически |
Вводное занятие - 1 часа |
1 | Техника безопасности и правила поведения в швейной мастерской. Основные понятия и терминология | 1 | | | |
Основы конструирования одежды – 8 часов |
2 | Измерение фигуры. Припуски на швы, используемые при раскрое изделий. | 1 | | | |
3 | Конструирование поясных изделий. Брюки. | | 2 | | |
4 | Конструирование поясных изделий. Юбка | | 1 | | |
5 | Конструирование основы плечевых изделий. Классическое прямое платье. | | 2 | | |
6 | Конструирование основы рукава и манжет. | | 1 | | |
7 | Конструирование основы воротника | | 1 | | |
Основы моделирования одежды – 13 часов |
9 | Особенности искусства моделирования одежды | 1 | | | |
10 | Стиль и мода | 1 | | | |
11 | Одежда. Костюм и их функции | 1 | | | |
12 | Одежда как объект дизайна | 1 | | | |
13 | Процесс и особенности моделирования плечевого изделия | | 2 | | |
14 | Процесс и особенности моделирования поясного изделия | | 2 | | |
15 | Эскизирование моделей одежды | | 2 | | |
| Моделирование различных видов одежды | | 2 | | |
| Законы и правила композиции. Фактура и декоративная отделка в одежде. | 1 | | | |
Виды и характеристики материалов – 1 часа. |
16 | Современные ткани и отделочные материалы. Требования к современным материалам. Швейные нитки. | 1 | | | |
Разработка конструкций одежды –5 часов. |
17 | Общие сведения о создании конструкций моделей швейных изделий. | 1 | | | |
18 | Разработка конструкции индивидуальной модели поясного изделия. Юбка. | | 1 | | |
19 | Разработка конструкции индивидуальной модели плечевого изделия на выбор. | | 2 | | |
20 | Разработка конструкции индивидуальной модели рукава. | | 1 | | |
Выполнение образцов поузловой обработки деталей изделия –7 часов. |
22 | Обработка воротника | | 1 | | |
23 | Обработка кокетки юбки. | | 1 | | |
24 | Соединение манжеты с рукавом. | | 1 | | |
25 | Обработка рельефных швов в плечевом изделии. | | 1 | | |
| Обработка складок | | 1 | | |
| Обработка застежки планками | | 1 | | |
| Обработка накладного кармана | | 1 | | |
| Итого: | | 35 | | |
Список литературы
Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001.- 184 с.: ил.
Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для лицеев, училищ и курсовых комбинатов. – Ростов н/Д: изд- во «Феникс» , 2001.- 352 с.(Серия «Учебники XXI века » ).
Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль/ Глав. Ред. В.А. Володин.- М.: Аванта +, 2002.- 480 с.: ил.
Мацкевич Т. И. Азбука кройки и шитья, 2000 г.
Труханова А. Т. Основы технологии швейного производства, 1998 г.
Ханус С. Как шить, - 2001 г.
Чижикова Л. П. Кружок конструирования и моделирования одежды, 2001 г.