СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители»

Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Квадратные уравнения. Разложение квадратного  трехчлена на множители.  (8 класс)

Квадратный трехчлен.

Квадратичная функция.

Квадратные уравнения.

Разложение квадратного

трехчлена на множители.

(8 класс)

Квадратный трехчлен Квадратичная функция Квадратные уравнения Разложение квадратного трёхчлена на множители
  • Квадратный трехчлен
  • Квадратичная функция
  • Квадратные уравнения
  • Разложение квадратного трёхчлена на множители
КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН

КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН

Многочлен ax ² +bx+c , где а, в, с – числа (коэффициенты), причем  а ≠ 0  называется квадратным трехчленом Причем: а – старший коэффициент,  в - второй коэффициент  с – свободный член

Многочлен ax ² +bx+c , где а, в, с – числа (коэффициенты), причем

а ≠ 0 называется квадратным трехчленом

Причем: а – старший коэффициент,

в - второй коэффициент

с – свободный член

1) 2х ² - 6х + 1 2) - 2х ² + 8х – 5 3) 3х ² + 2х а =2; в = -6; с = 1 х ² - 4х + 7 - х ² - 8 6х ² - х - 2 2) а =-2; в = 8; с = -5 3) а =3; в = 2; с = 0 4) а =1; в = -4; с = 7 5) а =-1; в = 0; с = -8 6) а =6; в = -1; с = -2

1) 2х ² - 6х + 1

2) - 2х ² + 8х – 5

3) 3х ² + 2х

  • а =2; в = -6; с = 1
  • х ² - 4х + 7
  • - х ² - 8
  • 6х ² - х - 2

2) а =-2; в = 8; с = -5

3) а =3; в = 2; с = 0

4) а =1; в = -4; с = 7

5) а =-1; в = 0; с = -8

6) а =6; в = -1; с = -2

КВАДРАТИЧНАЯ  ФУНКЦИЯ

КВАДРАТИЧНАЯ

ФУНКЦИЯ

Функция у =  ax ² +bx+c, где а, в, с – произвольные числа, причем а ≠0 называется квадратичной. Графиком квадратичной функции является парабола
  • Функция у = ax ² +bx+c, где а, в, с – произвольные числа, причем а ≠0 называется квадратичной.
  • Графиком квадратичной функции является парабола
0 , и вниз если а 0 Как найти координаты вершины параболы? – абсцисса х₀ вершины параболы вычисляется по формуле х₀ = - в/2а - ордината у₀ вершины параболы вычисляется подстановкой найденной х₀ в заданную функцию Осью симметрии параболы является прямая х = - в/2а " width="640"

Запомним

  • Ветви параболы у = ax ² +bx+c направлены вверх, если а 0 , и вниз если а 0
  • Как найти координаты вершины параболы?

– абсцисса х₀ вершины параболы вычисляется по

формуле х₀ = - в/2а

- ордината у₀ вершины параболы

вычисляется подстановкой найденной х₀

в заданную функцию

  • Осью симметрии параболы является прямая

х = - в/2а

у = 2х ² - 8х + 1 у = - 2х ² +16х – 5 Т.к. а =2 ; в =-8; с =1    то х₀ = 8 : (2 · 2)=2  у₀= 2 · 2 ² - 8 · 2 + 1=-7  Значит: (2; -7) координаты вершины, а ось симметрии параболы: х=2  2) Т.к. а=-2; в=16; с=-5  то х₀ = -16 : (2 · (-2)) = 4  у₀ = -2 · 4 ² + 16 · 4 - 5 = 27  Значит: (4; 27) координаты вершины; ось симметрии: х=4
  • у = 2х ² - 8х + 1
  • у = - 2х ² +16х – 5
  • Т.к. а =2 ; в =-8; с =1

то х₀ = 8 : (2 · 2)=2

у₀= 2 · 2 ² - 8 · 2 + 1=-7

Значит: (2; -7) координаты вершины, а ось симметрии параболы: х=2

2) Т.к. а=-2; в=16; с=-5

то х₀ = -16 : (2 · (-2)) = 4

у₀ = -2 · 4 ² + 16 · 4 - 5 = 27

Значит: (4; 27) координаты вершины; ось симметрии: х=4

1) у = х ² + 4х + 5 2) у = 2х ² + 4х 3) у = -3х ² + 6х + 1 4) у = 3х ² - 12х 5) у = х ² + 6х - 2 6) у = -2х ² + 8х - 5 7) у = -4х ² - 8х Проверим: 1) (-2; 1) 2) (-1; -2) 3) (1; 4) 4) (2; - 12) 5) (-3; - 11) 6) (2; 3) 7) (-1; 4)

1) у = х ² + 4х + 5

2) у = 2х ² + 4х

3) у = -3х ² + 6х + 1

4) у = 3х ² - 12х

5) у = х ² + 6х - 2

6) у = -2х ² + 8х - 5

7) у = -4х ² - 8х

Проверим:

1) (-2; 1)

2) (-1; -2)

3) (1; 4)

4) (2; - 12)

5) (-3; - 11)

6) (2; 3)

7) (-1; 4)

1) Сегодня на уроке я запомнил… 2) Сегодня на уроке я научился… 3) Сегодня на уроке я узнал … 4) Сегодня на уроке я выучил… 5) Сегодня на уроке было интересно … 6) Сегодня на уроке мне понравилось …

1) Сегодня на уроке я запомнил…

2) Сегодня на уроке я научился…

3) Сегодня на уроке я узнал …

4) Сегодня на уроке я выучил…

5) Сегодня на уроке было интересно …

6) Сегодня на уроке мне понравилось …

Квадратные уравнения

Квадратные уравнения

Определение квадратного уравнения Классификация квадратных уравнений Способы решения квадратного уравнения
  • Определение квадратного уравнения
  • Классификация квадратных уравнений
  • Способы решения квадратного уравнения
Квадратным уравнением называется уравнение вида ax ² +bx+c= 0 ,  где x - переменная,  a, b, c – любые действительные числа, причем a ≠0. (Почему?) Причем: а – старший коэффициент  в - второй коэффициент  с – свободный член

Квадратным уравнением называется уравнение вида ax ² +bx+c= 0 ,

где x - переменная,

a, b, c – любые действительные числа, причем a ≠0. (Почему?)

Причем: а – старший коэффициент

в - второй коэффициент

с – свободный член

 Квадратные уравнения .   неполное  полное b = 0;  x² + c = 0  ах ² + b х + с = 0 , а≠0 c = 0;   ax² + bx = 0 b = 0; c = 0;  ax² = 0  приведённое  x² + p x + q = 0 , а=1

Квадратные уравнения .

неполное полное

b = 0; x² + c = 0 ах ² + b х + с = 0 , а≠0

c = 0; ax² + bx = 0

b = 0; c = 0; ax² = 0 приведённое

x² + p x + q = 0 , а=1

0 ), либо 1 корень ( если D = 0 ) , либо вообще не иметь корней ( если D ) " width="640"

Решить квадратное уравнение – это значит найти все его корни или установить, что их нет.

Причем: квадратное уравнение может иметь либо 2 корня (если D 0 ),

либо 1 корень ( если D = 0 ) ,

либо вообще не иметь корней ( если D )

Разложением на множители Выделением полного квадрата По формуле корней (универсальный способ) По теореме Виета По коэффициентам Графический  Введение новой переменной
  • Разложением на множители
  • Выделением полного квадрата
  • По формуле корней (универсальный способ)
  • По теореме Виета
  • По коэффициентам
  • Графический
  • Введение новой переменной
Например:
  • Например:
Решим уравнение : х ² + 6х - 7 = 0. Решение:  х ² + 6х -7 = 0.  х ² + 2 · 3 · х + 9 – 9 – 7 = 0  (х ² + 6х + 9) - 9 – 7 = 0  (х +3) ² – 16 = 0.  (х +3) ² = 16.  Значит: х +3 = 4 и х + 3 = -4.  х = 1 х =-7.  Ответ: 1; -7.

Решим уравнение : х ² + 6х - 7 = 0.

Решение: х ² + 6х -7 = 0.

х ² + 2 · 3 · х + 9 – 9 – 7 = 0

² + 6х + 9) - 9 – 7 = 0

(х +3) ² – 16 = 0.

(х +3) ² = 16.

Значит: х +3 = 4 и х + 3 = -4.

х = 1 х =-7.

Ответ: 1; -7.

Найти число, называемое дискриминантом квадратного уравнения  и равное D = b ² - 4 ac .   2) Дискриминант показывает сколько корней имеет уравнение  - если D  , то данное квадратное уравнение не имеет корней;
  • Найти число, называемое дискриминантом квадратного уравнения

и равное D = b ² - 4 ac .

2) Дискриминант показывает сколько корней имеет уравнение

- если D , то данное квадратное уравнение не имеет корней;

0 , то данное квадратное уравнение имеет два корня, которые равны " width="640"

- если D =0 , то данное квадратное уравнение имеет

единственный корень, который

равен           

- если D 0 , то данное квадратное уравнение

имеет два корня, которые равны

 0 , то уравнение имеет два корня. Найдем их по формуле то есть x₁ = 2 и x₂ = 0,5 - корни заданного уравнения. " width="640"

Здесь a = 2, b = -5, c = 2 .

Имеем D = b 2 - 4ac = (-5) 2 - 4 2 2 = 9 .

Так как D  0 , то уравнение имеет два корня.

Найдем их по формуле

то есть x₁ = 2 и x₂ = 0,5 - корни заданного уравнения.

x 2 - 2 x + 1 = 0 . 2x 2 - 3x +5= 0 . Проверим  1 уравнение:  получили один корень х = 1, т.к.  D = 0  Проверим  2 уравнение :  уравнение   не имеет д ействительных корней, т.к. D   0
  • x 2 - 2 x + 1 = 0 .
  • 2x 2 - 3x +5= 0 .

Проверим

1 уравнение:

получили один корень х = 1, т.к. D = 0

Проверим

2 уравнение :

уравнение не имеет д ействительных корней, т.к. D 0

1) Выберите квадратные уравнения и  определите значения их коэффициентов:  А) 2х ² – 8 = 0; Б) -х ² + 4х + 1 = 0;  В) 3х ³ + 2х – 9 = 0; Г) 5х – 3х ² +2 = 0;  Д) х – 3 = 0; Е) 3 – 5х ² – х = 0;  Ж) х ² – х = 0. И) х ² + 5 - 2х = 0 2) По коэффициентам указать приведенные  уравнения.  3) Из квадратных уравнений  выбрать неполные и решить их.

1) Выберите квадратные уравнения и

определите значения их коэффициентов:

А) 2х ² – 8 = 0; Б) -х ² + 4х + 1 = 0;

В) 3х ³ + 2х – 9 = 0; Г) 5х – 3х ² +2 = 0;

Д) х – 3 = 0; Е) 3 – 5х ² – х = 0;

Ж) х ² – х = 0. И) х ² + 5 - 2х = 0

2) По коэффициентам указать приведенные

уравнения.

3) Из квадратных уравнений

выбрать неполные и решить их.

Квадратные уравнения:  А) 2х ² – 8 = 0, где а=2; в=0; с=-8   Б) -х ² + 4х + 1 = 0, где а=-1; в=4; с=1   Г) 5х – 3х ² + 2 = 0, где а=-3; в=5; с=2   Е) 3 – 5х ² – х = 0, где а=-5; в=-1; с=3   Ж) х ² – х = 0, где а=1; в=-1; с=0   И) х ² + 5 - 2х = 0, где а=1; в=-2; с=5
  • Квадратные уравнения:

А) 2х ² – 8 = 0, где а=2; в=0; с=-8

Б) -х ² + 4х + 1 = 0, где а=-1; в=4; с=1

Г) 5х – 3х ² + 2 = 0, где а=-3; в=5; с=2

Е) 3 – 5х ² – х = 0, где а=-5; в=-1; с=3

Ж) х ² – х = 0, где а=1; в=-1; с=0

И) х ² + 5 - 2х = 0, где а=1; в=-2; с=5

2) Приведенные квадратные уравнения:  И) х ² + 5 - 2х = 0 3) Неполные квадратные уравнения:  А) 2х ² – 8 = 0 и Ж) х ² – х = 0 Решения: 2х ² – 8 = 0 и х ² – х = 0   2(х ² - 4)=0 х(х-1)=0  2≠0; х ² - 4 =0 х=0; х-1=0  х ² = 4 х=0; х=1  х = ± 2

2) Приведенные квадратные уравнения:

И) х ² + 5 - 2х = 0

3) Неполные квадратные уравнения:

А) 2х ² – 8 = 0 и Ж) х ² – х = 0

Решения: ² – 8 = 0 и х ² – х = 0

2(х ² - 4)=0 х(х-1)=0

2≠0; х ² - 4 =0 х=0; х-1=0

х ² = 4 х=0; х=1

х = ± 2

Дано уравнение: Решение:  Ответ:

Дано уравнение:

Решение:

Ответ:

Теорема Виета: Если корни х₁ и х₂ приведённого квадратного уравнения х ²  +  p x  + q = 0 , то  х₁ + х₂  =  - p , а х₁ · х₂  = q .   Обратное утверждение: Если числа m  и  n  таковы, что  m + n = - p ,   m∙n = q , то эти числа являются корнями  уравнения х ²  + p x + q = 0 . Обобщённая теорема: Числа х₁ и х₂ являются корнями приведённого квадратного уравнения х ²  + p x + q  = 0  тогда и только тогда, когда  х₁ + х₂  = - p ,  х₁ · х₂  = q .  Следствие: х ²  + p x + q  = (х – х₁)(х – х₂)

Теорема Виета: Если корни х₁ и х₂ приведённого квадратного уравнения х ² + p x + q = 0 , то х₁ + х₂ = - p , а х₁ · х₂ = q .

Обратное утверждение: Если числа m и n таковы, что m + n = - p , m∙n = q , то эти числа являются корнями уравнения х ² + p x + q = 0 .

Обобщённая теорема: Числа х₁ и х₂ являются корнями приведённого квадратного уравнения х ² + p x + q = 0 тогда и только тогда, когда х₁ + х₂ = - p , х₁ · х₂ = q .

Следствие: х ² + p x + q = (х – х₁)(х – х₂)

Дано приведённое квадратное уравнение  x²-7x+10=0  Решение : методом подбора проверим числа  2 и 5 . Их произведение равно 10  ( т.е. свободному члену уравнения ),  а их сумма равна 7 , ( т.е. второму коэффициенту уравнения , но с противоположным знаком )  Значит эти числа и являются корнями данного уравнения.  Ответ: 2 и 5

Дано приведённое квадратное уравнение

x²-7x+10=0

Решение : методом подбора проверим числа

2 и 5 . Их произведение равно 10 ( т.е. свободному члену уравнения ), а их сумма равна 7 , ( т.е. второму коэффициенту уравнения , но с противоположным знаком )

Значит эти числа и являются корнями данного уравнения.

Ответ: 2 и 5

 Решаем вместе: 1 ) х ² - 15х + 14 = 0 2) х ² + 3х – 4 = 0 3) х ² - 10х – 11 = 0 4) х ² + 8х – 9 = 0 Решить самостоятельно  в парах: 1) х ² + 8х + 7 = 0 2) х ² - 19х + 18 = 0 3) х ² - 9х – 10 = 0 4) х ² + 9х + 20 = 0

Решаем вместе:

1 ) х ² - 15х + 14 = 0

2) х ² + 3х – 4 = 0

3) х ² - 10х – 11 = 0

4) х ² + 8х – 9 = 0

Решить

самостоятельно

в парах:

1) х ² + 8х + 7 = 0

2) х ² - 19х + 18 = 0

3) х ² - 9х – 10 = 0

4) х ² + 9х + 20 = 0

1) х₁ =-1 х₂ =-7 2) х₁ = 1 х₂ = 18 3) х₁ =-1 х₂ =10 4) х₁ =-4 х₂ =-5

1) х₁ =-1 х₂ =-7

2) х₁ = 1 х₂ = 18

3) х₁ =-1 х₂ =10

4) х₁ =-4 х₂ =-5

Если с умма коэффициентов равна 0, т.е. а + в + с = 0 , то   х₁ = 1 х₂ =  с/а . 2) Если а –в + с = 0, то х₁ = -1 х₂ =  -с/а. 3) Если а = с, в = а ² + 1, то  х₁ = –а = - с  х₂ =  -1/а = -1 /с. 4) Если а = с , в = - (а² + 1), то    х₁ = а = с  х₂ = 1/а = 1/с
  • Если с умма коэффициентов равна 0, т.е. а + в + с = 0 , то х₁ = 1 х₂ = с/а .

2) Если а –в + с = 0, то х₁ = -1 х₂ = -с/а.

3) Если а = с, в = а ² + 1, то

х₁ = –а = - с х₂ = -1/а = -1 /с.

4) Если а = с , в = - (а² + 1), то

х₁ = а = с х₂ = 1/а = 1/с

 1) 3х² + 4х + 1 = 0, 2) 5х² - 4х – 9 = 0, 3) 6х² + 37х + 6 = 0,  4) 7х² + 2х – 5 = 0,  5) 13х² - 18х + 5 = 0,  6) 5х² + х – 6 = 0,  7) 7х² - 50х + 7 = 0,  8) 6х² - 37х + 6 = 0,  9) 7х² + 50х + 7 = 0.

1) 3х² + 4х + 1 = 0, 2) 5х² - 4х – 9 = 0, 3) 6х² + 37х + 6 = 0,

4) 7х² + 2х – 5 = 0,

5) 13х² - 18х + 5 = 0,

6) 5х² + х – 6 = 0,

7) 7х² - 50х + 7 = 0,

8) 6х² - 37х + 6 = 0,

9) 7х² + 50х + 7 = 0.

Решение: преобразуем Пусть у₁ = х ² и у₂ = 4  Построим эти графики в одной координатной плоскости Ответ: х = -2; х = 2

Решение:

преобразуем

Пусть у₁ = х ² и у₂ = 4

Построим эти графики в одной координатной плоскости

Ответ: х = -2; х = 2

 1 вариант 1) х ² + 2х – 3 = 0 2) - х ² + 6х – 5 = 0 3) 2х ² - 3х + 1 = 0        2 вариант 1) х ² - 4х + 3 = 0 2) -х ² - 3х + 4 = 0 3) 2х ² - 5х + 2 = 0

1 вариант

1) х ² + 2х – 3 = 0

2) - х ² + 6х – 5 = 0

3) 2х ² - 3х + 1 = 0

2 вариант

1) х ² - 4х + 3 = 0

2) -х ² - 3х + 4 = 0

3) 2х ² - 5х + 2 = 0

0. Решим квадратное уравнение и получим: а₁ = 1, а₂ = 2. Произведем обратную замену и вернемся к переменной х : 1). если а₁ = 1, то 2х + 3 = 1 и тогда х₁ = - 1; 2). если а₂ = 2, то 2х + 3 = 2 и тогда х₂ = - 0,5 Ответ: -1; -0,5. " width="640"

Умение удачно ввести новую переменную – облегчает решение

Например: надо решить уравнение (2х+3) ² = 3(2х+3) – 2.

Решение: п усть: а = 2х + 3.

Произведем замену переменной: а ² = 3а - 2.

Тогда получим уравнение а ² - 3а + 2 = 0 и у него D 0.

Решим квадратное уравнение и получим: а₁ = 1, а₂ = 2.

Произведем обратную замену и вернемся к переменной х :

1). если а₁ = 1, то 2х + 3 = 1 и тогда х₁ = - 1;

2). если а₂ = 2, то 2х + 3 = 2 и тогда х₂ = - 0,5

Ответ: -1; -0,5.

 а) (х ² - х) ² - 14(х ² - х) + 24 = 0;  б) (2х - 1)⁴ - (2х - 1) ² - 12 = 0 Проверим ответы:  а)  б)

а) (х ² - х) ² - 14(х ² - х) + 24 = 0;

б) (2х - 1)⁴ - (2х - 1) ² - 12 = 0

Проверим ответы:

а)

б)

Разложение квадратного трехчлена на множители

Разложение квадратного трехчлена

на множители

 Если квадратное уравнение ax ² +bx+c= 0 имеет корни х₁ и х₂ , то квадратный трехчлен ax ² +bx+c ,  раскладывается на множители следующим образом:   ax ² +bx+c= а · (х - х₁ )(х - х₂ ).

Если квадратное уравнение ax ² +bx+c= 0

имеет корни х₁ и х₂ , то квадратный трехчлен ax ² +bx+c , раскладывается на множители следующим образом:

ax ² +bx+c= а · (х - х₁ )(х - х₂ ).

 1 вариант  1) х ² - 11х + 24 2) х ² + 7х + 12 3) - х ² - 8х + 9 4) 3х ² + 5х - 2 5) -5х ² + 6х - 1  2 вариант  1) х ² - 2х - 15 2) х ² + 3х - 10 3) - х ² + 5х - 6 4) 5х ² + 2х - 3 5) -2х ² + 9х - 4

1 вариант

1) х ² - 11х + 24

2) х ² + 7х + 12

3) - х ² - 8х + 9

4) 3х ² + 5х - 2

5) -5х ² + 6х - 1

2 вариант

1) х ² - 2х - 15

2) х ² + 3х - 10

3) - х ² + 5х - 6

4) 5х ² + 2х - 3

5) -2х ² + 9х - 4

1 вариант 1) (х-8)(х-3) 2) (х+3)(х+4) 3) – (х-1)(х+9) 4) 3 · (х-1/6)(х+13/6) 5) -5 · (х-1)(х- 0,2)  2 вариант 1) (х-5)(х+3) 2) (х-2)(х+5) 3) - (х-2)(х-3) 4) 5 · (х+1)(х- 0,6) 5) -2 · (х- ½ )(х-4)

1 вариант

1) (х-8)(х-3)

2) (х+3)(х+4)

3) – (х-1)(х+9)

4) 3 · (х-1/6)(х+13/6)

5) -5 · (х-1)(х- 0,2)

2 вариант

1) (х-5)(х+3)

2) (х-2)(х+5)

3) - (х-2)(х-3)

4) 5 · (х+1)(х- 0,6)

5) -2 · (х- ½ )(х-4)

Сегодня на уроке я запомнил… Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке я узнал … Сегодня на уроке я выучил… Сегодня на уроке было интересно … Сегодня на уроке мне понравилось …
  • Сегодня на уроке я запомнил…
  • Сегодня на уроке я научился…
  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Сегодня на уроке я выучил…
  • Сегодня на уроке было интересно …
  • Сегодня на уроке мне понравилось …
 СПАСИБО  ЗА УРОК !!!

СПАСИБО

ЗА УРОК !!!

http://www.avazun.ru/photoframes/&sort=&p=10 http://s59.radikal.ru/i163/0811/73/ad11fb505124.png

http://www.avazun.ru/photoframes/&sort=&p=10

http://s59.radikal.ru/i163/0811/73/ad11fb505124.png