СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Уголовное право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Уголовное право"»

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Раздел 6. ПРАВО

Тема: УГОЛОВНОЕ ПРАВО

  1. Особенности уголовного права как правовой отрасли. Источники УП.

  2. П

    УГОЛОВНОЕ ПРАВО — это отрасль права, система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с совершением преступлений.



    реступление – основание уголовной ответственности. Виды преступлений

  3. Состав преступления

  4. Стадии преступления

  5. Принцип действия Уголовного закона во времени

  6. Обстоятельства, влияющие на преступность деяния

  7. Уголовная ответственность несовершеннолетних

  8. Система уголовных наказаний


1. УГОЛОВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА. ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНОГО ПРАВА

В большинстве стран мира название отрасли включает слово «преступление» (criminal law в Англии) или слово «наказание» (Strafrecht в Германии). Тогда почему в России она именуется уголовным правом? Истоком послужил термин «головщина», который в XVIII веке означал убийство человека.

Исторически первой задачей уголовного права было возмездие. Принцип талиона («око за око») существовал в обычаях первобытных народов. Например, в Гвинее изменяющей супруге полагалось такое наказание: её муж получал право на аналогичное поведение с женой любовника. В XVIII веке в России за богохуление язык преступника прожигали раскалённым железом, а за любое убийство отсекали голову.

К XXI столетию отрасль не утратила карательной направленности. Но задачи уголовного права изменились. Теперь они такие:

  1. Охрана общественных отношений и ценностей от опасных посягательств.

Уголовное право охраняет, в частности, жизнь и здоровье людей, собственность, нравственные устои, экологию, стабильность экономики.

  1. Превенция. Суть задачи – снизить уровень преступности в обществе. Действующие виды наказаний в уголовном праве (штраф, общественные/исправительные работы, ограничение/лишение свободы и другие) направлены не столько на покарание, сколько на исправление преступника.

  2. Воспитание. Эта задача заключается в привитии гражданам духа уважения к законам. Но она не может быть достигнута только уголовно-правовыми средствами. Требуются идеология, образование, сокращение социального неравенства.

Нормы уголовного права постепенно подстраиваются под изменения в общественной жизни и сознании людей. Когда-то в разных странах преступлениями считались супружеские измены, аборты, бродяжничество, валютные спекуляции. А сегодня акцент сместился на борьбу с терроризмом, компьютерными махинациями, отмыванием денег и коррупцией.

Россия относится к государствам романо-германской (континентальной) правовой семьи. Здесь источником уголовного права выступает кодифицированный закон – Уголовный кодекс РФ.

У

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это обязанность лица, совершившего преступление, понести наказание, установленное уголовным законодательством.



головный кодекс
состоит из двух частей:

  • общей – раскрывает основные термины, признаки всех преступлений, формы вины, основания привлечения к уголовной ответственности, виды наказаний;

  • особенной – закрепляет конкретные составы преступлений в уголовном праве, меры и пределы ответственности.

Все другие нормативные правовые акты (например, указы Президента, постановления Правительства и т.п.) не могут регулировать уголовно-правовые отношения. Все виды деяний, признающиеся преступлениями, перечислены только в УК РФ.

В государствах англо-саксонской правовой семьи (Великобритании, США, Канаде, Австралии) источники уголовного права – это судебные прецеденты. В каждом конкретном случае судья определяет, есть состав преступления или нет, какую меру воздействия применить к обвиняемому. При этом должностное лицо обязательно учитывает предыдущие решения по аналогичным делам.


2. ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

О

ПРЕСТУПЛЕНИЕобщественно-опасное виновное деяние (действие или бездействие), предусмотренное уголовным законодательством.

снованием привлечения лица к уголовной ответственности является совершение им преступления. В определении жирным шрифтом выделены те признаки, которые отличают преступления от других правонарушений.

Например, опоздание на работу, нарушение тишины ночью, несанкционированная торговля - это тоже правонарушения, но они не предусмотрены Уголовным кодексом и не опасны (лишь социально вредны), поэтому преступлениями не считаются.

Все преступления, в зависимости от тяжести содеянного, делят на 4 группы: 

  1. Небольшой тяжести (до 3 лет лишения свободы). 

  2. Средней тяжести (до 10 лет лишения свободы).

  3. Тяжкие преступления (до 15 лет лишения свободы).

  4. Особо тяжкие преступления (более 10 лет лишения свободы).


3. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ




Объект преступления

Субъективная сторона


Субъект преступления

Объективная сторона




Объект преступления — это общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, на которые посягает преступление. 

Предмет преступления — непосредственно материальные вещи или люди, которые являются целью преступника. Например, преступник проник в банк и украл деньги: право собственности — объект преступления, а деньги — предмет преступления.

Объективная сторона — внешние обстоятельства, в которых происходило преступление.  К объективной стороне преступления относятся: время; место; орудия и средства преступления; обстановка; статус преступника; последствия и др.

Субъект преступления — это лицо, совершившее уголовное деяние (действие или бездействие), которое в соответствии с законом способно нести за него уголовную ответственность. Субъектом преступления в РФ может быть только вменяемый (психически здоровый) человек, достигший возраста уголовной ответственности (с 16 лет, а за тяжкие и особо тяжкие преступления – с 14 лет).

С

ВИНА — это психическое отношение лица к совершаемому преступлению. Вина выражается в двух формах: умысел и неосторожность. 



убъективная сторона преступления
— психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления. К субъективной стороне преступления относятся:

  • вина;

  • мотив;

  • цель;

  • эмоциональное состояние преступника.



ФОРМЫ ВИНЫ

умысел

неосторожность




прямой

косвенный

небрежность

самонадеянность





Прямой умысел. Человек, совершающий преступление, осознавал опасность деяния, предвидел и желал наступления последствий. Например, гражданин К. хочет отомстить своему знакомому и поджечь ему дом. Он понимает, что дом и имущество в доме неизбежно сгорят. Возможно, результат будет другим, но при планировании преступления, гражданин К. представлял дом, который сгорел. 

Косвенный умысел. Человек, совершающий преступление, осознавал опасность деяния и предвидел возможность наступления последствий. Однако, в отличие от прямого умысла, не желал их наступления, при том, что сознательно допускал возможность их наступления или вовсе относился к ним безразлично. Например, гражданин М. после ссоры с женой решил её напугать, так как был на неё зол. Он достал своё заряженное охотничье ружьё и выстрелил своей жене в ногу. В суде гражданин М. признавался, что не хотел стрелять в свою жену, а хотел выстрелить в пол и напугать её. То есть его целью было не причинение тяжкого вреда здоровью, и он действовал с косвенным умыслом. 

Самонадеянность. Человек, совершивший преступление, осознавал опасность деяния и предвидел наступление последствий, однако легкомысленно рассчитывал их предотвратить или надеялся их избежать. Например, гражданин А. ехал по дороге со скоростью, значительно превышающей допустимую. Он полагал, что при наступлении опасной ситуации он сможет резко затормозить и не допустить аварии. Однако в требуемый момент гражданин А. осознает, что тормозная система неисправна и совершает наезд на пешехода. Вина гражданина А. в данном случае будет определяться так: он надеялся, что не допустит последствий, связанных с общественной опасностью и предвидит возможность их наступления, однако, рассчитывая на исправность своего автомобиля, полагает, что негативные последствия не смогут наступить. В итоге, его расчеты не оправданы и в результате наступает смерть пешехода.

Небрежность. Человек, совершивший преступление, не предвидел возможность наступления последствий, однако мог и должен был предвидеть. Зачастую, преступления по небрежности случаются в профессиональной среде, связанной с работой с техникой, опасными веществами и т.д., а также требующей особой внимательности, осторожности, сосредоточенности. Например, врач при операции перепутал болезнь пациента и сделал операцию, которая в итоге привела к летальному исходу. Вина врача будет определяться так: медицинский работник обязан быть внимательным на операциях, при работе с различными препаратами и т.д. То есть он должен был быть более внимательным и не допустить роковой ошибки.

Пример, гр. К. 23 марта 2015 года в 14:00 опубликовал в СМИ «Неозвезда», ложную информацию о том, что гр. Р. является психически нездоровым и отправлен за это в психиатрическое учреждение без права посещения. Гр. К. был очень зол на гражданина Р. и хотел ему отомстить, поэтому оклеветал его.

В данном примере, объект преступления — честь, достоинство, репутация гр. Р.; предмет преступления — гр. Р. 

Объективная сторона преступления — 23 марта 2015 года в 14:00; СМИ «Неозвезда», опубликовал ложную информацию (клевета), осуществил действие.

Субъект преступления — гр. К.

Субъективная сторона преступления — Гр. К. был очень зол на гражданина Р. и хотел ему отомстить, прямой умысел.


4. СТАДИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

  1. Проявление умысла у человека (не наказывается. Можно много рассуждать и мечтать на тему, как совершить преступление, но ничего при этом не делать...)

  2. Приготовление к преступлению (приобретение отмычек, изготовление фальшивого документа, поиск соучастников, изучение места совершения преступления, разработка плана и т.д.). Приготовление к преступлению влечет уголовную ответственность лишь в том случае, если в процессе приготовления было совершено отдельное преступление: например, преступник незаконно приобрел и хранит оружие)

  3. Покушение на преступление. Это когда преступление не было доведено до конца по причинам, независимым от воли преступника. Например, выстрелил, но не попал или хотел выстрелить, но помешали.

От покушения следует отличать добровольный отказ – окончательное прекращение лицом по своей воле готовки к преступлению или покушению на преступление, если при этом оно осознавало возможность доведения преступления до конца. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное ею деяние содержит состав другого преступления.

4) Законченное преступление

5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

Для наступления уголовной ответственности, помимо вины, играют также роль обстоятельства, которые отягчают или наоборот смягчают наказание.

Отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства

  • рецидив преступлений — совершение умышленного преступления человеком, который ранее был осуждён за совершённое умышленное преступление (не обязательно по одной и той же статье);

  • преступление, совершённое группой (по предварительному сговору);

  • привлечение к совершению преступления несовершеннолетних, недееспособных;

  • совершение преступления в отношении беременной женщины;

  • совершение преступления в условиях чрезвычайных ситуаций

  • несовершеннолетие совершившего преступление;

  • совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые, в связи со случайными обстоятельствами;

  • беременность преступницы;

  • наличие малолетних детей (до 14 лет) у совершившего преступление;

  • преступление, совершённое в результате принуждения (физического или психического), и другие обстоятельства.

Помимо отягчающих и смягчающих обстоятельств, есть обстоятельства, исключающие уголовную ответственность:

  • необходимая оборона (возможна только, если существует реальная угроза от посягательства, которое началось и ещё не закончилось или существует реальная угроза причинения вреда в следующий момент);

Например, гр. М., защищаясь от гр. Ф. ударил его, отчего он упал, был в сознании, но не поднимался, гр. М. смог убежать — это необходимая оборона.

Другой пример, гр. М., защищаясь от гр. Ф. ударил его, отчего он упал, был в сознании, но не поднимался. Однако гр. М. продолжил бить упавшего гр. Ф., пока тот не потерял сознание. В этом случае гр. М. будет нести уголовную ответственность за превышение пределов необходимой обороны - за действия, совершённые им с момента прекращения нападения, т. е. с момента, когда гр. Ф. упал.

  • крайняя необходимость (для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, интересам общества или государства);

  • исполнение приказа или распоряжения;

  • причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (для доставления его в органы власти);

  • обоснованный риск (вынужденный риск, когда не было другого, безопасного способа).


6. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ

Основное правило действия уголовного закона во времени состоит в том, что преступность и наказуемость деяния определяются тем уголовным законом, который действовал в момент его совершения. При этом закон, устраняющий преступность деяния или смягчающий уголовную ответственность, имеет обратную силу во времени. То есть, если уже после того, как было совершено преступление, в закон внесли изменения, смягчающие наказание за это преступление, преступника будут судить по этому новому более мягкому закону. Если же закон поменяли на более строгий, то судить преступника будут по старому более мягкому закону.


7. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

По Уголовному кодексу РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. По общему правилу, уголовная ответственность наступает с 16 лет.

За совершение следующих преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет.

  • убийство;

  • умышленное причинение вреда здоровью (тяжкого или средней тяжести);

  • похищение человека;

  • изнасилование или насильственные действия сексуального характера;

  • кража, грабёж, разбой;

  • вымогательство;

  • угон автомобиля без желания присвоить его себе (например, подросток угнал чужой автомобиль с целью прокатиться до ближайшего города);

  • террористический акт;

  • захват заложника.

При назначении наказания несовершеннолетним учитываются: условия жизни и воспитания, уровень психического развития, особенности личности и влияние на него старших. Если будет признано, что исправление несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, возможно с помощью применения принудительных мер воспитания, то он может быть освобождён от уголовной ответственности.

Принудительные меры воспитания (сроком от одного месяца до трёх лет):

  • предупреждение;

  • передача под надзор родителей (или лиц, заменяющих, родителей) или специализированного государственного органа;

  • возложение обязанности исправить причинённый вред (или загладить вину);

  • ограничение досуга, установление требований к поведению.

Если несовершеннолетний систематически не исполняет данные меры, то он привлекается к уголовной ответственности. 


8. ВИДЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Н

УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

аказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Уголовный кодекс РФ предусматривает такие виды уголовных наказаний:

  • штраф;

  • лишение специального звания;

  • обязательные работы (в свободное время общественно полезные работы);

  • исправительные работы (по месту работы или в месте, определённом органами местного самоуправления);

  • ограничение свободы (установленные судом: не уходить из дома в определённое время; не покидать город или страну; не посещать массовые мероприятия и другие);

  • принудительные работы (отбывание наказания в специальных учреждениях (исправительных центрах));

  • арест (от 1 до 6 месяцев);

  • лишение свободы на определённый срок;

  • пожизненное лишение свободы;

  • смертная казнь (исключительная мера наказания только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь; в настоящий момент в России мораторий на смертную казнь, то есть эта мера наказания не применяется)

Все наказания делятся на основные и дополнительные. За одно преступление может быть назначено только одно основное наказание, к которому может быть присоединено одно или несколько дополнительных.

Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, могут быть применены как в качестве основных, так и дополнительных видов. А вот лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительного вида наказания.



Основания освобождения от наказания

  • отбытие срока наказания, назначенного приговором суда

  • амнистия

  • помилование

  • отмена приговора суда и закрытие уголовного дела

  • истечение сроков давности исполнения обвинительного приговора

  • условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

  • тяжелая болезнь

  • декриминализация деяния

Это интересно!

  • История знает немало случаев, когда люди наказывали... неодушевленные предметы или животных, обвиняя их в совершении преступных, по их мнению, действий.совершении преступных, по их мнению, действий. Войско царя Древней Персии Кира во время похода подошло к берегам широкой и глубокой реки. Одним из первых вошел в воду любимец царя — священный белый конь. Однако течение реки оказалось таким сильным, что животное не справилось с ним и утонуло. Разъяренный Кир считал, что в гибели лошади виновата река и решил наказать ее. Целый год его войско, прервав поход, копало 360 больших каналов для отвода речной воды. По окончании работ обмелела река настолько, что ее можно было перейти вброд. "Наказав" реку, царь продолжил свою военную кампанию.

  • Один из преемников Кира на царском престоле Ксеркс, очевидно, решил последовать примеру своего предшественника. После того как буря вдребезги разнесла мост, сооруженный его инженерами через морской пролив, Ксеркс решил "наказать" пролив. Применить методы Кира было невозможно: ведь пролив в десятки раз шире и глубже реки. Поэтому царь придумал другое «наказание» - сотни людей встали на берегу и начали сечь воды плетьми, приговаривая при этом:" О ты, горькая влага Геллеспонта! Вот как наказывает тебя наш царь Ксеркс за то, что ты обидела его». "Ударив" пролив 300 раз, слуги Ксеркса бросили в пролив кандалы.

  • «Преступные деяния» животных судили гораздо чаще. Со времен Средневековья осталось множество упоминаний о судебных процессах над быками, свиньями и даже над саранчой, которая «преступно» поедала посевы крестьян. Особой опасности подвергались коты и кошки, поскольку в этих животных суды инквизиции часто «открывали» воплощения дьявола или оборотней-колдунов и ведьм. Несчастных четвероногих сжигали или уничтожали другими «благо-честивыми» способами.


Практическая работа «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

Дайте краткие ответы на вопросы:

  1. Что является основанием уголовной ответственности?

  2. Какие законодательные акты являются источниками уголовного права в РФ?

  3. Какие обстоятельства совершения преступления являются отягчающими?

  4. Какие обстоятельства совершения преступления являются смягчающими?

  5. Каков принцип действия уголовного закона во времени?

  6. Составьте развернутую схему «Состав преступления»

  7. Какие цели преследует государство, устанавливая наказания за преступления?

  8. Составьте схему «Основные и дополнительные наказания в уголовном праве»

Решите задачи:

Задача 1. Гражданин Иваненко проник в квартиру с целью кражи, собрал вещи и выходя из квартиры увидел гр. Петрову, возвращавшуюся домой в соседнюю квартиру. Она поинтересовалась, кто он такой и что здесь делает. Иваненко ударил Петрову кулаком в лицо, сбив ее с ног, и скрылся с похищенными вещами. Падая, Петрова ударилась головой о ступеньки лестницы и получила травму головы с расширенным кровоизлиянием в мозг. Не приходя в сознание, она умерла. Определите форму вины и стадию преступления.

Задача 2. Группа молодых людей в возрасте от 13 до 17 лет пытались открыть автомобиль с целью его угона. Они были задержаны нарядом ППС. Определите стадию преступления. Кто будет подлежать уголовной ответственности?

Задача 3. Михеев и Богданченко с целью срыва референдума и запугивания населения установили на автомобиль, находящийся на стоянке возле супермаркета, взрывное устройство и взорвали его. По счастливой случайности, ни водитель, ни прохожие не пострадали. Что совершили Хомутов и Захаров? Оконченным ли является их деяние? Какое наказание предусмотрено Уголовным кодексом РФ за терроризм? Обратитесь к ст.205 УК РФ.

Задача 4. Водитель Сергиенко при переезде через мост нарушил правила дорожного движения и по неосторожности сбил велосипедиста Белича. Считая потерпевшего мертвым, Сергиенко с целью сокрытия преступления сбросил потерпевшего с моста в реку, а велосипед привез домой, разобрал и выбросил. Труп Белича был выловлен через несколько дней. Экспертиза установила, что наезд автомобиля не причинил смерти Беличу, смерть наступила в результате утопления. Определите форму вины Сергиенко. Какие преступления совершены им?

Задача 5. Субасов В., находясь в магазине, воспользовался тем, что в секции мужской одежды никого не было, быстро снял свое старое пальто и надел кожаную куртку, которая висела на вешалке. После этого он попытался скрыться, однако был задержан на выходе с похищенным охранниками магазина. Законченным или незаконченным является совершенное им преступление? Объясните.

Задача 6. Иванов пытался проникнуть в чужую квартиру. Однако не смог с помощью отмычки открыть дверь. Не сумев войти в квартиру, он ушел. Являются ли действия Иванова добровольным отказом от преступления?

Задача 7. Троепольский в рабочее время пришел в цех к своей невесте Вернадской. Увидев, что она находится на мостике, смонтированном вокруг емкости со кипящей смолой, решил напугать ее. С этой целью он незаметно подошел к лестнице, поднялся наверх, обхватил девушку за талию и наклонил ее над емкостью. В этот момент под ногой у него оказался какой-то круглый предмет. Троепольский неожиданно поскользнулся и выпустил из рук Вернадскую. Девушка упала в емкость. Спасти ее не удалось. Следствием установлено, что причин для ссоры у Троепольского и Вернадской не было, что они любили друг друга и подали заявление о регистрации брака. Смерть Вернадской Троепольский очень переживал. Виноват ли Троепольский в случившемся? Если да, то какова форма вины?

Задача 8. Во время охоты охотник услышал в кустах тяжелые шаги и, ожидая появления зверя именно оттуда, произвел выстрел из ружья. Но, как выяснилось, вместо зверя к месту охоты приближался другой охотник. Мужчина получил тяжелое ранение, от которого позже скончался в больнице. Есть ли в действиях первого охотника вина? Как вы считаете, будет ли он привлечен к уголовной ответственности?

Задача 9. 2.04.2023 г. в одном из кафе на Университетской набережной Санкт-Петербурга, где проходил творческий вечер военкора Владлена Татарского, прогремел взрыв. На мероприятии присутствовали около 100 человек. В результате два человека погибли (в т.ч. военкор), 20 присутствующих ранены. Было установлено, что взрывное устройство было спрятано в статуэтку, которую принесла в подарок военкору одна из присутствующих на творческом вечере. Определите объект, субъективную сторону преступления, отягчающие обстоятельства и возможное наказание (обратитесь к ст.205 УК РФ)______________________________________________

УК РФ Статья 205. Террористический акт

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями -

наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

2. Те же деяния: а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок от 1 до 2 лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, - наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с ограничением свободы на срок от 1 до 2 лет или пожизненным лишением свободы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!