Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шубинская средняя общеобразовательная школа
Выступление на РМО учителей технологии
Тема: « Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания»
Подготовила: учитель технологии
высшей квалификационной категории
Кураедова Ольга Александровна
Маленький человек идёт в школу. (Слайд 1) Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:
Я понимаю, что при внедрении ФГОС приоритеты образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности.
Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей обучающихся средствами современного урока и внеурочной деятельности. К основным задачам педагогической деятельности отношу: (Слайд 3)
использование на практике современных педагогических технологий;
создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей обучающихся;
осуществление мониторинга развития компетентной личности школьников;
обеспечение ресурсной базы для реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности;
Как учитель технологии, считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие компетентности личности младших школьников.
Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные технологии. При выборе образовательных технологий руководствуюсь следующими критериями: (Слайд 4)
Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.
Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.
Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.
Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.
Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.
К таким технологиям отношу: обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения.
Трудно представить себе человека, сведущего в какой-либо области, но не имеющего знаний, умений и навыков, позволяющих ему достичь профессионализма в этой области. Однако наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и благодаря которым они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня.
(Слайд 5) Так что же такое компетентность и компетенция?
Компетентность - это сумма знаний и умений. Она выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности.
Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению в проблемных ситуациях.
Компетенция является результатом образования в широком смысле слова. Образовательный процесс, происходящий в школе, во-первых, должен быть направлен на формирование компетентностей, во-вторых, должен способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.
(Слайд 6) Компетенция:
в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач;
в отличие от навыка – осознана;
в отличие от умения – совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями;
в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к уроку, то это будет выглядеть так: (Слайд 7)
искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;
думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности. (Слайд 8)
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями. (Слайд 9)
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний. (Слайд 10)
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности. (Слайд 11)
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование. (Слайд 12)
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
Как видно из данной классификации, отдельных личностных компетенций нет, они не выделены. Это связано с тем, что личность - это человек, взятый в системе его устойчивых социально - обусловленных психологических характеристик, всё это входит в структуру личности.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.
Этому могут способствовать (Слайд 13) активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы, исследования, проекты.
Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.
Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Что же приобретает обучающийся, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать свое, и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
(Слайд 14)
Применительно к обучающимся в системе общего образования личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:
– индивидуально психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);
– мотивационно ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки);
– деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);
– коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе).
Однако не все компоненты личностной компетентности школьника можно оценить с помощью строго формализованных психодиагностических методик. (Слайды пролистываем с 15, 16, 17) Прежде всего это относится к деятельностному компоненту, включающему в себя сформированность универсальных учебных действий. В этом случае используются малоформализованные методы оценки: метод исследующего (стандартизированного) наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетного опроса.
Отмечу ещё один немаловажный момент. При оценке сформированности составляющих личностной компетентности в качестве экспертов выступают учителя и родители обучающихся. (Слайд 18)
Кроме того, привлечение родителей к воспитанию и образованию детей в школе позволяет:
расширить круг общения детей с миром взрослых, увидеть, что педагог не единственный взрослый, способный готовить детей к самостоятельной жизни;
убедить детей на примере их родителей, состоявшихся профессионально и личностно, в значимости образования в жизни;
овладевать знаниями с точки зрения их функционального использования в быту и востребованности к жизни.
Полноценное формирование личностной (Слайд 19)
компетентности школьников и её оценка должны осуществляться в условиях тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов и психологической службы образовательного учреждения.
Формируя основные группы компетентности обучающихся, я осуществляю развитие компетентности личности, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Благодарю за внимание! (Слайд 14)
1. Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
* мотивационная основа учебной деятельности:
1) понимание смысла учения и принятие образца «хорошего ученика»,
2) положительное отношение к школе,
3) вера в свои силы;
* целостное восприятие окружающего мира, представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний;
* способность к самоконтролю по эталону, ориентация на понимание причин
успеха/неуспеха и исправление своих ошибок;
* способность к рефлексивной самооценке на основе критериев успешности в учебной деятельности, готовность понимать и учитывать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;
* самостоятельность и личная ответственность за свой результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности;
* принятие ценностей: знание, созидание, развитие, дружба, сотрудничество, здоровье, ответственное отношение к своему здоровью, умение применять правила сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности;
* учебно-познавательный интерес к изучению математики и способам математической деятельности;
* уважительное, позитивное отношение к себе и другим, осознание «Я»,
с одной стороны, как личности и индивидуальности, а с другой – как части
коллектива класса, гражданина своего Отечества, осознание и проявление
ответственности за общее благополучие и успех;
* знание основных моральных норм ученика, необходимых для успеха в учении, и ориентация на их применение в учебной деятельности;
* становление в процессе учебной деятельности этических чувств (стыда, вины, совести) и эмпатии (понимания, терпимости к особенностям личности других людей, сопереживания) как регуляторов морального поведения;
* становление в процессе математической деятельности эстетических чувств через восприятие гармонии математического знания, внутреннее единство математических объектов, универсальность математического языка;
* овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;
*опыт самостоятельной успешной математической деятельности по программе 4 класса.
Учащийся получит возможность для формирования:
* внутренней позиции ученика, позитивного отношения к школе, к учению,
выраженных в преобладании учебно-познавательных мотивов;
* устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к новым общим способам решения задач;
* позитивное отношение к создаваемым самим учеником и его одноклассниками результатам учебной деятельности;
* адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
* проявления гражданской идентичности в поступках и деятельности;
* способности к решению моральных проблем на основе моральных норм, учёта позиций партнёров и этических требований;
* этических чувств и эмпатии, выражающейся в понимании чувств других людей, сопереживании и помощи им;
* способность воспринимать эстетическую ценность математики, ее красоту и гармонию;
* адекватной самооценки собственных поступков на основе критериев роли «хорошего ученика», создание индивидуальной диаграммы своих качеств как ученика, нацеленность на саморазвитие.
– самооценку умения применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности;
* фиксировать шаги уточненной структуры коррекционной деятельности и самостоятельно её реализовывать в своей целостности;
* ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
* определять виды проектов в зависимости от поставленной учебной цели и самостоятельно осуществлять проектную деятельность.
Особенности оценки личностных результатов.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку дости жений обучающихся в ходе их личностного развития.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностносмысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.