ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (СФЕРА УСЛУГ)
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Термин «услуги» охватывает широкий круг отраслей, которые выполняют различные функции для покупателей, но не включают продажу реального продукта. В экономической науке как в России, так и за рубежом нет полного единства относительно того, что следует включать в состав сферы услуг. Например, американские экономисты приводят следующую классификацию отраслей услуг:
1) услуги сферы материально-вещественного производства: торговля (оптовая, розничная, общественное питание); транспорт; услуги по производству и обращению (по организации и налаживанию управления производством, его общественных связей, по обслуживанию помещений, агентств по прокату оборудования, проектно-конструкторских бюро); реклама; услуги связи; материально-вещественные услуги населению (сюда же относится гостиничное дело);
2) сфера нематериальных (невещественных) услуг: услуги финансово-кредитных и страховых учреждений; хозяйственные услуги государства; хозяйственное использование недвижимости (сдача внаем жилья и помещений для предпринимательской деятельности); наука, образование и здравоохранение; невещественные услуги населению.
В группу деловых услуг входят профессиональные и управленческие услуги (все виды консультаций, а также правовая, бухгалтерская, аудиторская помощь); информационные услуги (программное обеспечение, обработка информации, подготовка данных и т.д.); персональные услуги (подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров); операционные услуги (управление предприятием, контроль за качеством продукции, ликвидация отходов производства); банковские и страховые услуги в полном ассортименте; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, посредничество во всех видах; услуги в области связи и аренды; ремонт и техническое обслуживание оборудования, строительство и услуги в области освоения космического пространства в гражданских целях.
В России принята несколько иная классификация. По ней услуги можно подразделить на следующие виды.
А. Материальные, в том числе: 1) материализуемые в предметах своего воздействия (торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание); 2) нематериализуемые в предметах своего воздействия (транспорт и связь).
Б. Нематериальные, в том числе: 1) необходимые (образование, культура, здравоохранение, физическая культура); 2) вынужденно необходимые (государственное управление, оборона, охрана общественного порядка).
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две крупные, относительно самостоятельные части: сферу обслуживания и коммуникационную систему.
Сфера обслуживания включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание и жилищно-коммунальное хозяйство, науку и образование, культуру и искусство, здравоохранение и физкультуру, социальное обеспечение, государственное управление, финансово-кредитную сферу и т.д.
Экономическое значение сферы обслуживания велико. Она необходима для воспроизводства рабочей силы и содействует повышению производительности труда. Одно только снижение заболеваемости в результате развития медицинского обслуживания, физкультуры и спорта сильно сокращает потери рабочего времени. Хорошая организация торговли, работы детских учреждений, предприятий бытового обслуживания, общественного питания высвобождает часть трудоспособного населения из сферы домашнего хозяйства.
В то же время в современном обществе в сфере услуг занята значительная часть всех трудовых ресурсов, и доля ее в занятости растет, достигая, по разным расчетам, от 50 до 70% (в США) всех работающих. В России в 2007 г. в сфере обслуживания было занято (без работников пассажирского транспорта и связистов, обслуживающих население) около 62,7% всех работающих.
Социальное значение сферы обслуживания еще значительнее. Она способствует наиболее полному и всестороннему удовлетворению потребностей современного человека и высокому уровню его жизни.
Коммуникационная система
Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ.
Д/З
Прочитать параграф 13, подготовиться к устному опросу
Выписать определения + таблицы 7,8.+ рис 23.
Чем отличается сфера услуг городского и сельского населения?