Открытый урок по литературному чтению в 1 классе
тЕМА : А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.
Цели урока: образовательные – знакомство детей с согласными звуками [б] и [б’], буквами Б, б; обучение чтению слогов и слов с буквами Б, б; развивающие – развитие фонематического слуха, речи, внимания, логического мышления; воспитательные – воспитание бережного отношения к природе.
Планируемые результаты (предметные): владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные результаты:
Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: отличают верно выполненное задание от неверного.Познавательные: общеучебные – отличают новое знание от уже известного; логические – характеризуют звуки [б], [б’] и буквы Б, б. Коммуникативные: выразительно читают и понимают художественный текст.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет А.С. Пушкина,презентация, телевизор, карточки с заданиями, образец печатных букв Б,б.
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
II.Актуализация опорных знаний
1) Игра « Доскажи словечко», (слайд 2)
-- Ребята, мы с вами немного поиграем , вы должны добавить последнее слово в стихотворение и назвать букву , с которого оно начинается.
После того , как дети называют букву, с которого начинается слово, учитель вывешивает эту букву на доску в хаотичном порядке.
-Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор –…. Айболит. Буква « А» ( слайд 2)
-- Немытое в рот ни за что не возьмет.
И ты будь таким, как чистюля – …Енот . Буква « Е» ( слайд 3)
--Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой.
Двор в снегу, Белы дома, Ночью к нам пришла –… Зима. Буква « З» ( слайд 4)
-- Не колючий, светло-синий.По кустам развешен –…Иней. Буква « И».( слайд5)
--В реках Африки живет , злой зеленый пароход.
Кто б навстречу не поплыл.
Всех проглотит –…. Крокодил. Буква « К» ( слайд 6)
-- И в лесу мы, и в болоте.
Нас везде всегда найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые ….Лягушки. Буква « Л» ( слайд 7)
-- Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись –стал реветь.
Это зверь—лесной… Медведь. Буква « М» ( слайд 8)
-- Золотой и молодой за неделю стал седой.
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-- ка в карманчик желтый –… Одуванчик. ( СЛАЙД 9)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
2) Игра « Найди лишнюю букву»
-- МОЛОДЦЫ , РЕБЯТА! А ТЕПЕРЬ НОВОЕ ЗАДАНИЕ : на какие две группы мы можем разделить буквы , вывешенные на доске? ( на буквы , обозначающие гласные звуки и согласные звуки). Дети делят буквы на две группы двое у доски, остальные за партами ( у них конверты с буквами) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), последней остается буква Б( которую учитель вывесил вместе с другими буквами, но незаметно, т.к. про эту букву не было строчек. Дети проговаривают, что им эта буква неизвестна.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III.Постановка темы и цели урока.
1)Знакомство с новыми звуками [ б ], [ б’ ].
Детям раздаются конверт с картинками( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
-- Назвать предметы на картинках , выделить первый звук. Дети называют предметы, изображенные на картинках. И произносят , что слова начинаются со звуков [б ], [б’] ( СЛАЙД 10)
-- Кто догадался какая тема сегодняшнего урока? (познакомиться с буквой б, со звуками б, б') (буква на доске) ( СЛАЙД 11)
IV. Работа над новым материалом.
1) Характеристика звуков [б ],[ б’].
-- Определяем , что это согласные звуки( ЗВУКИ НЕ ТЯНУТСЯ, НЕ ПОЮТСЯ, ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ МЕШАЮТ ГУБЫ И ЗУБЫ).
-- Назовите слова, в которых есть звуки [б ],[ б’] ( СЛАЙД 12)
Дети называют слова с этими звуками и приходят к выводу, что они бывают и твердые , и мягкие.
-- Дети, определите звонкие или глухие эти звуки. Ребята закрывают ушки и по очереди произносят звуки [б ],[ б ‘] .Приходим к выводу, что это звонкие звуки.
На доску вывешиваются характеристики звуков.( СЛАЙД 13)
2)– Дети , отгадайте загадки и составьте схему слов—отгадок.
Что предпримешь, круторогий,
Коль ворота на дороге?
"Бе-е, пойду я на таран," –
Отвечает мне (баран).
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке—летом.( белка). Вывешиваются картинки на доску.
К доске вызываются двое детей для составления схем этих слов-отгадок. Остальные на местах выкладывают схемы. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3)Знакомство с буквами Б, б.
Буква Б проснется рано
Буква Б—бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров!
Богатырь Борис Бобров. ( На доску вывешивается образец печатных букв Б, б.)
4)Чтение слогов с буквами Б, б. ( слайд 14)
А) Работа по учебнику с.97
Б)Детям раздаются карточки .Чтение слогов в строке по цепочке. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
5)Чтение слов с буквами Б, б.
А) Работа по учебнику с.97, 100
Б)Детям раздаются карточки. Чтение слов по цепочке. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
6)Чтение текста
Работа по учебнику с.97,100
Вопросы в конце текста
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Закрепление изученного
Работа с материалом к сказке “Сказка о царе Салтане…”
-В вашем учебнике на с.96 есть иллюстрация. Рассмотрите её внимательно. Кто знает, как называется эта сказка? Кто написал сказку?(портрет А.С. Пушкина)( СЛАЙД 16)
- Когда вы выучите все буквы, сможете прочитать эту сказку полностью. Книги с произведениями А.С. Пушкина есть в школьной библиотеке. Я прочитаю вам отрывок .
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые.(Слайд 15)
-- А какие еще вы знаете сказки А.С.Пушкина? Ответы детей ( слайд 17). Учитель выставляет выставку сказок на доску.
VI. Подведение итога урока. Рефлексия
Понравился ли вам наш урок?
С какой буквой познакомились на уроке?
Какие звуки она обозначает?
Что особенно запомнилось?
Дайте характеристику звукам [ б ] [ б` ]