Данная программа по географии разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.
География как научный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
познакомить обучающихся с особенностями природы и хозяйства России, систематизировать знания о природе и человеке, подготовить обучающихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями, расположением природных зон и климатом, особенностями растительного и животного мира, занятиями населения России.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивают преемственность содержания курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведении».
Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, а также преемственность географического содержания и природоведческих курсов подчеркивает выделение специальной рубрики «Межпредметные связи» после каждой темы.
Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекционной) школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
2. Природные зоны России
Задача первого блока этого раздела – создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Во втором блоке дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.
При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир, города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, различных природных зон России;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Программа обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности через сформированные БУД. К ним относятся:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;
-выступать с сообщениями по изучаемым темам школьной программы.
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Климат России.
Водные Ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России.
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Воемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешенные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-западной России.
Города Северо-западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Обобщающий урок по лесной зоне.
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города зоны полупустынь и пустынь.
Положение на карте.
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Обобщающий урок по географии Росси.
Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных («Естествознание»).
Города нашей родины («Природоведение»).
Длина рек, высота гор, численность населения («Математика»).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам («Ручной труд»).
Использование леса («Столярное, переплетное дело»).
Добыча, свойства и использование металлов («Слесарное дело»).
Различение цвета и оттенков («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
№ урока | Наименование разделов и тем. Тема урока | Кол-во часов | Знания/умения | Коррекционно-развивающие цели | Словарь | Основные виды учебной деятельности обучающихся (практическая часть) | Вид контроля (д/з) | Дата |
план | факт |
Тема № 1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) – 10 часов |
1 | Географическое положение России на карте мира. Европейская и Азиатская части России. | 1 1 | Знать на каком материке находится наше государство, уметь работать с картой Знать на какие две части делится территория России | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. | Государство Россия, заповедник, граница, Евразия, море, океан, полуостров, материк Материк, Европа, Азия, часть света, сельское хозяйство, граница, горы | Запись в тетрадях, работа по карточкам, работа с физической картой России. Беседа с учителем. | Стр. 4-9, ответы на вопросы учителя | | |
2 | Административное деление России. | 1 | Знать расположение столицы России на карте | Населенный пункт, область субъекты Федерации, губернатор, собрание (дума), президент, татары, башкиры, якуты, округ | Запись в тетрадях, работа по карточкам, работа с административной картой России. Беседа с учителем. | Стр. 9-11, ответы на вопросы учителя | | |
3 | Разнообразие рельефа. | 1 | Знать формы рельефа | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. | Рельеф, равнина, возвышенность, минералы, горы, низменность | Запись в тетрадях, , работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 11-13, ответы на вопросы учителя | | |
4 | Полезные ископаемые, их основные месторождения. | 1 | Знать полезные ископаемые и их основные месторождения, уметь работать с картой | Природные ресурсы, полезные ископаемые, месторождения, геология, экспортеры, самоцветы, поделочные, сырье | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 14-16, ответы на вопросы учителя | | |
5 | Климат России. | 1 | Знать виды климата, уметь объяснить | Климат, климатический пояс, субтропический климат | Запись в тетрадях, работа с физической картой, наглядные пособия, беседа с учителем | Стр. 17-19, ответы на вопросы учителя | | |
6 | Водные ресурсы России, их использование. | 1 | Знать что такое водные ресурсы, уметь работать с картой | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. | Водные ресурсы, половодье, орошение | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 19-23, ответы на вопросы учителя | | |
7 | Население России. Народы России. НРК | 1 | Знать какие народы живут на территории России | Государство, русские, татары, украинцы, башкиры, белорусы, чуваши, мордва, марийцы, мусульмане | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 23-25, ответы на вопросы учителя | | |
8 | Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли. НРК. | 1 | Знать отрасли промышленности и отрасли сельского хозяйства | Промышленность, отрасль, металлургия, машиностроение, текстиль | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 25-27, ответы на вопросы учителя | | |
9 | Сельское хозяйство и его отрасли. | 1 | Знать в каких районах, какими отраслями занимаются | Сельское хозяйство, отрасль, полеводство, садоводство, растениеводство, животноводство, хозяйство, земледелие | Запись в тетрадях, работа карточками, беседа с учителем | Стр. 27-30, ответы на вопросы учителя | | |
10 | Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской части России. НРК | 1 | Знать какие виды транспорта используют в хозяйстве нашей страны | Транспорт, население, хозяйство, тоннель, железная дорога, автомобиль, морской, водный, речной, воздушный, трубопроводный путь | Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем | Стр. 30-32, ответы на вопросы учителя | | |
Тема № 2. Природные зоны России – 2 часа |
11 | Размещение природных зон на территории России. | 1 | Знать размещение природных зон | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. | Экватор, климат, Арктика, тундра, степь, пустыня, тропики, субтропики | Запись в тетрадях, работа с физической картой, работа с карточками, беседа с учителем | Стр. 33-35, ответы на вопросы учителя | | |
12 | Карта природных зон России. | 1 | Знать размещение природных зон, уметь работать с картой | Природные зоны, степи, леса, тундра, пустыни, субтропики, лесостепи, лесотундра | Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем | Стр. 35-36, ответы на вопросы учителя | | |
Тема № 3. Зона арктических пустынь – 5 часов |
13 | Положение на карте. | 1 | Знать острова данной зоны, уметь работать с картой | Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. | Арктика, дрейф, дрейфуют, айсберг | Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем | Стр. 37-39, ответы на вопросы учителя | | |
14 | Климат | 1 | Знать в каком климате освещенности находится Арктика | Арктика, полярная ночь, северное сияние | Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем | Стр. 40-41, ответы на вопросы учителя | | |
15 | Растительный и животный мир | 1 | Знать какие острова расположены в этой зоне | Планктон, лишайники, мхи, водоросли, ластоногие, Красная книга, птичий базар | Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем | Стр. 41-45, ответы на вопросы учителя | | |
16 | Население и его основные занятия | 1 | Знать являются ли условия арктических пустынь благоприятными для жизни людей | Сейнеры, траулеры, трал, метеостанция, метеорологи, синоптики, океанологи, зоологи | Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем | Стр. 45-46, ответы на вопросы учителя | | |
17 | Северный морской путь | 1 | Знать моря Северного Ледовитого океана | Навигация, Северный морской путь, атомоход | Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем | Стр.47-48, ответы на вопросы учителя | | |
Тема № 4. Зона тундры – 8 часов |
18 | Зона тундры. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Знать какие острова и полуострова относятся к зоне тундры | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. | Тундра, месторождения полезных ископаемых, полезные ископаемые | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр.49-51, ответы на вопросы учителя | | |
19 | Климат. Водоемы тундры. | 1 | Знать климат характерный для тундры | Пурга, многолетняя мерзлота, полярная ночь, зимники | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с картой природных зон, беседа с учителем | Стр. 51-53, ответы на вопросы учителя | | |
20 | Растительный мир | 1 | Знать природные условия тундры | Ботанический сад | Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем | Стр. 53-55, ответы на вопросы учителя | | |
21 | Животный мир. | 1 | Знать животных тундры | Нарты | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с физической картой, с картой природных зон, беседа с учителем | Стр. 56-58, ответы на вопросы учителя | | |
22 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | Знать занятия населения тундры, какие национальности проживают | Чум, поморы, звероводческие фермы, оленеводство | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с картой природных зон, беседа с учителем | Стр. 58-61, ответы на вопросы учителя | | |
23 | Города: Мурманск, Нарьян-Мар | 1 | Умет работать с картой | | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 61-63, ответы на вопросы учителя | | |
24 | Города: Салехард, Норильск, Анадырь | 1 | Уметь работать с картой | Тундра, оленеводство, медь, газ, никель, уголь, чукчи, заповедник | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 63-65, ответы на вопросы учителя | | |
25 | Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. | 1 | Знать что такое экология, какие территории называют заповедниками | Заповедник, птица - орел | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр.65-66, ответы на вопросы учителя | | |
Тема №5. Лесная зона – 18 часов |
26 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Знать в каких частях России расположена лесная зона | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. | Равнина, плоскогорье, архипелаг, каменный уголь, железная руда, ископаемые | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 67-70, ответы на вопросы учителя | | |
27 | Климат | 1 | Знать в каком поясе освещенности находится лесная зона | Континентальный, климат, метеостанция | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 70-72, ответы на вопросы учителя | | |
28 | Реки, озера, каналы. НРК | 1 | Уметь работать с картой | Заповедник, Волга, Днепр, Печора, Иртыш, озеро, река | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с картой природной зоны, беседа с учителем | Стр. 72-75, ответы на вопросы учителя | | |
29 | Растительный мир. Хвойные леса (тайга). | 1 | Знать разнообразие растительного мира | Тайга, сосна, кедр, пихта, лиственница, кедр | Запись в тетрадях, работа с картой природной зоны, беседа с учителем | Стр. 75-77, ответы на вопросы учителя | | |
30 | Смешанные и лиственные леса. НРК | 1 | Знать почему происходит смена лесов, уметь работать с картой | Тайга, лес смешанный, широколиственный, уссурийский, тайга, черемуха, лещина, береза, ольха | Запись в тетрадях, работа с картой природной зоны, гербарий, беседа с учителем | Стр. 78-81, ответы на вопросы учителя | | |
31 | Животный мир. | 1 | Знать разнообразие животного мира | Заповедник, травоядные, косули, олени, маралы, зубры, хищники, накомарники, всеядные животные | Работа с карточками, составление кроссворда | Стр. 81-85, ответы на вопросы учителя | | |
32 | Пушистые звери. | 1 | Знать зверей с пушным мехом | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. | Пушные звери, нутрия, ондатра, куница, заповедник, звероферма | Запись в тетрадях, беседа с учителем | Стр. 85-88, ответы на вопросы учителя | | |
33 | Значение леса. НРК | 1 | Знать роль леса в жизни человека | Полезащитные лесные полосы, лекарственные растения, строительный материал, промыслово-охотничьи ресурсы, древесина | Запись в тетрадях, беседа с учителем, изучение иллюстраций | Стр. 88-89, ответы на вопросы учителя | | |
34 | Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России | 1 | Знать промышленные предприятия России, уметь работать с картой | Экономические районы России, города, бурый уголь, фосфориты, известняк, сахарная свекла, машиностроение, химическая, полиграфическая, легкая промышленность | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 90-92, ответы на вопросы учителя | | |
35 | Города центральной России | 1 | Знать города, уметь работать с картой | Москва, спорткомплекс, музей, Кремль, президент, Нижний Новгород, Ярославль, Владимир | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 93-96, ответы на вопросы учителя | | |
36 | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России | 1 | Знать отрасли промышленности, уметь работать с картой | Балтийское море, огнеупорная глина, горючий сланец, известняк, фосфорит, машиностроение, легкая промышленность, пищевой, химический комбинат, гидроэлектростанция, животноводство | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 96-98, ответы на вопросы учителя | | |
37 | Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград | 1 | Знать западную территорию России | Крейсер «Аврора», Софийский собор, кунсткамера, Эрмитаж, Адмиралтейство, Русский музей | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 98-101, ответы на вопросы учителя | | |
38 | Западная Сибирь | 1 | Знать какую территорию занимает Западная Сибирь | Енисей, Новокузнецк, Новосибирск, Сургут, Нижневартовск, нефть, газ, каменный уголь, железная руда | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 101-103, ответы на вопросы учителя | | |
39 | Восточная Сибирь | 1 | Знать основные виды промышленности, уметь работать с картой | Среднесибирское плоскогорье, Лена, медь, алмаз, золото, якуты, буряты, тувинцы, Красноярск, Иркутск | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 103-106, ответы на вопросы учителя | | |
40 | Дальний Восток | 1 | Знать расположение, полезные ископаемые | Доки, водопады | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 106-109, ответы на вопросы учителя | | |
41 | Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. | 1 | Знать заповедники | Охрана природы | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 109-112, ответы на вопросы учителя | | |
42 | Правила поведения в лесу. НРК | 1 | Знать правила поведения в лесу | Стр.112, кроссворд | | |
43 | Обобщающий урок по лесной зоне. | 1 | Уметь работать самостоятельно | Самостоятельность в работе | | Работа в тетрадях, ответы на вопросы учителя | | | |
Тема №6. Зона степей – 8 часов |
44 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. | 1 | Знать через какие области и края проходит зона степей | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. | Балка, бахча | Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем | Стр. 113-115, ответы на вопросы учителя | | |
45 | Растительный мир | 1 | Знать климат характерный для зоны степей | Ковыль, типчак, чертополох, мятлик | Запись в тетрадях, работа с карточками, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 116-117, ответы на вопросы учителя | | |
46 | Животный мир | 1 | Знать разнообразие животного мира | Дрофа | Запись в тетрадях, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 118-119, ответы на вопросы учителя | | |
47 | Хозяйство. Население и его основные занятия | 1 | Знать осиновые занятия населения | Хищница, целина, рудники | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 119-121, ответы на вопросы учителя | | |
48 | Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск | 1 | Знать расположение | Пищевая промышленность | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 121-124, ответы на вопросы учителя | | |
49 | Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград | 1 | Знать расположение | Город-герой | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 124-126, ответы на вопросы учителя | | |
50 | Города степной зоны: Ростов – на –Дону , Ставрополь, Краснодар | 1 | Знать расположение, уметь работать с карточками | | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 126-128, ответы на вопросы учителя | | |
51 | Охрана природы зоны степей. | 1 | Знать какая опасность угрожает животным степной зоны | Пыльные бури, черноземные почвы, орошение | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 129-130, ответы на вопросы учителя | | |
Тема №7. Зона полупустынь и пустынь – 7 часов |
52 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Знать расположение, уметь работать с картой | Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. | Пустыня, полупустыня, барханы, оазис | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр.131-132, ответы на вопросы учителя | | |
53 | Климат. Реки. | 1 | Знать климат, реки, уметь работать с картой | Резко континентальный климат | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 133-135, ответы на вопросы учителя | | |
54 | Растительный мир | 1 | Знать разнообразие растительного климата | Засуха | Запись в тетрадях, работа с карточками изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 135-137, ответы на вопросы учителя | | |
55 | Животный мир. | 1 | Знать разнообразие животного мира | Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. | Грызуны, пресмыкающиеся, тушканчик, сайгак | Запись в тетрадях, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 138-140, ответы на вопросы учителя | | |
56 | Хозяйство. Население и его основные занятия | 1 | Знать основное занятие населения | Нерест, промысловые рыбы, бахчевые культуры, бешмет, тулья | Запись в тетрадях, работа с карточками изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 140-142, ответы на вопросы учителя | | |
57 | Города зоны полупустынь и пустынь | 1 | Знать города | Судостроительный и судоремонтный заводы, кочевать, кибитка, калмыки | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 142-143, ответы на вопросы учителя | | |
58 | Обобщающий урок по зоне полупустынь и пустынь | 1 | Уметь работать самостоятельно | Развитие самостоятельности | | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя | - | | |
Тема № 8. Зона субтропиков – 2 часа |
59 | Положение на карте. Климат и природа субтропиков. | 1 | Знать положение на карте, уметь работать с картой | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. | Субтропики, цитрусовые | Запись в тетрадях, работа с физической картой, с картой природных зон, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 144-148, ответы на вопросы учителя | | |
60 | Население и его основные занятия. Города. | 1 | Знать на побережье, какого моря находится зона субтропиков, уметь работать с картой | Чай, табак, мандарины, апельсин, гранат, инжир, кефаль, ставрида | Запись в тетрадях, работа с физической картой, с картой природных зон, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 148-150, ответы на вопросы учителя | | |
Тема №9. Высокая поясность в горах (5 часов) |
61 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. | 1 | Знать положение на карте, уметь работать с картой | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. | Горные системы, Кавказские горы, Эльбрус, алтайские горы, Белуха, Саяны, косули, олень, барсук, белка, куница, лавина, сель | Запись в тетрадях, работа с физической картой, с картой природных зон, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр.151-155, ответы на вопросы учителя | | |
62 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | 1 | Знать расположение кавказских гор, уметь работать с картой | Горцы, осетины, ингуши, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, лезгины, аварцы, сакля, аул, Владикавказ, Махачкала, Грозный | Запись в тетрадях, работа с физической картой, с картой природных зон, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 156-159, ответы на вопросы учителя | | |
63 | Города и экологические проблемы Урала. | 1 | Знать расположение Уральских гор, какие полезные ископаемые добывают, уметь работать с картой | Челябинск, экология | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 159-163, ответы на вопросы учителя | | |
64 | Алтайские горы. Хозяйство и его основные занятия. Города. | 1 | Знать высочайшую гору Алтая, полезные ископаемые, города, уметь работать с картой | Реки – Обь, Иртыш, Алтайский заповедник, Барнаул, Горно-Алтайск | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 163-165, ответы на вопросы учителя | | |
65 | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города | 2 | Знать горы расположенные на юге Восточной Сибири, города, уметь работать с картой | Горы – Саяны, озеро- Байкал, реки – Енисей, Лена, Амур, хакасы, юрта, тувинцы, оленеводство | Запись в тетрадях, работа с физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем | Стр. 166-169, ответы на вопросы учителя | | |
66 | Обобщающий урок «Путешествие по нашей стране» - Что? Где? Когда? | 1 | Уметь работать в команде | | | Ответы на вопросы учителя, викторина | - | | |
67 | Контрольная работа по географии России | 1 | Уметь работать самостоятельно | Развитее самостоятельности | | Письменные ответы на вопросы | - | | |
68 | Анализ контрольных работ | 1 | | | | | |
Материально-техническое оснащение преподавания географии соответствует требованиям программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и обеспечивает выполнение учащимися практических работ. Государственный стандарт по географии предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся комплекса общих учебных и предметных умений.