СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературе (8 вид)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературе (8 вид)»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № 1

Руководитель ШМО

_____ З.М.Файзуллина

от «09» июля 2019г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

____ М.И.Щепина

«09» июля 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ №8

_____ А.С. Батов

Приказ № 270-од

от «09» июля 2019 г.







Рабочая программа

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

по предмету «Чтение (литература)»

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации: 1год






Составитель:

Яковлева Н.В., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории
















г. Мелеуз

2019

Рабочая программа учебного предмета «Чтение (Литература)» для обучающихся 8класса с интеллектуальными нарушениями (вариант1) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями;

- Учебный план МБОУ СОШ № 8 на 2019- 2020 учебный год

- Положение о рабочей программе МОБУ СОШ № 8

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019/ 2020 уч. год.

Программа составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)учреждений VIII вида / авт.:Воронкова В.В.: - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС.2013г.

Рабочая программа адаптирована под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья задержка психического развития.

Для реализации Рабочей программы используется учебник:

Русский язык. 8класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – 10-е изд. М.: Просвещение, 2017.



Чтение. 8 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор-составитель З.Ф. Малышева Москва «Просвещение», 2017 г.)
























Адаптация программного материала в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (вариант1) и методика работы с детьми данной категории


Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1) адаптируется через реализацию их особых образовательных потребностей, а именно через обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения на уроке.

Дети с интеллектуальными нарушениями (вариант1) имеют низкую степень устойчивости внимания, поэтому необходимо организовывать и направлять внимание детей: исключить действие посторонних раздражителей; неоднократно повторять сведения; демонстрировать наглядные средства обучения (таблицы, схемы), сопровождая их комментариями.

Для развития произвольной памяти повторять правила вслух; вспоминать изученный материал; заучивать правила; давать объяснения значений терминов и т.п.

Для развития мышления давать задания на умение выделять существенные признаки; использовать приёмы, позволяющие обучающимся разобраться в смысле изучаемого материала или выполняемых заданий.

Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с интеллектуальными нарушениями (вариант1) должна происходить через использование "пошагового» предъявления материала, дозированную помощь на уроке, с ориентиром на индивидуальные особенности обучающихся. Необходимо дифференцировать задания, которые направлены на освоение посильного для восприятия обучающихся материала соответственно их способностям и возможностям, на организацию коррекционной индивидуальной работы; подбирать задания с расчетом на конкретных учеников, учитывая особенности их индивидуального развития.

Учитель непрерывно контролирует развитие учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно.

Интеллектуальная недостаточность детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо упростить задание и показать обучающимся образец выполнения задания.

Учитель обеспечивает особую пространственную и временную организацию образовательной среды с учетом особенностей развития обучающихся через смену видов деятельности, включение игровых моментов, физкультминутки.

Для реализации поставленных перед уроком задач важно создать атмосферу понимания и уважения — основных составляющих сотрудничества. Доброжелательность, уважение личности ученика, опора на его жизненный, субъективный опыт, создание ситуации успеха — все это неотъемлемые элементы уроков с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (вариант1).

Развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов происходит через формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся, т.к. ребёнок живёт в обществе и должен уметь выстраивать свои отношения с другими людьми. Следует использовать разные формы работы на уроке: парную, групповую.

Должно быть организовано обеспечение взаимодействия семьи и школы для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей у ребёнка.



Психолого-педагогическая характеристика

обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1)


Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Среди причин возникновения подобных интеллектуальных нарушений могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.

Изучение школьного курса «Литература» представляет значительные трудности для обучающихся в силу их психофизических особенностей.

Отставание детей в классе проявляется в целом или локально в отдельных функциях. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы у них недостаточно. У детей отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Обучающиеся быстро утомляются, часто отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. паузы, постоянное поддержание интереса (похвала, использование наглядности, игровых форм работы, повышение мотивации. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1) характерна бедность словарного запаса и недостаточный уровень развития устной связной речи.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Так как новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно, для их закрепления требуется многократное повторение.

. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития (вариант1) в 8 классе осуществляются задачи, которые ставились перед учениками в младших классах. Теперь эти задачи решаются уже на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития (вариант1) является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.


На уроках чтения (литературы) в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднение при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.


Школьники с нарушениями интеллектуального развития (вариант1) трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.


На уроках чтения (литературы), кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно- следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.


Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.


На примере чтения художественной литературы предполагается воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка, обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант1).














Планируемые результаты освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (вариант1) адаптированной основной общеобразовательной программы


Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.


Личностные результаты освоения АООП


Ученик научится:

- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

- Проявлять готовность к самостоятельной жизни.


Ученик получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к родной литературе.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять сопереживание при чтении художественного произведения.


Предметные результаты освоения АООП образования


Предметные результаты обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений:

- совершенствование техники чтения;

- соблюдение при чтении норм русской орфоэпии;

- выделение главной мысли произведения;

-совершенствование умения составлять характе­ристику героев с помощью учителя, иллюстрировать черты характера героев примерами из текста, обосновывать своё отношение к действующим лицам;

- совершенствование умения составлять план в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя;

- продолжение работы над средствами языковой выразительности.

- различение оттенков значений слов в тексте;

- пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста;

- знание основных сведений о жизни писателей;

- заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.


Планируемые предметные результаты:


Ученик должен уметь:

- правильно, бегло и выразительно читать вслух, про себя;

- правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.


Ученик должен знать:

- наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.


Содержание рабочей программы

Устное народное творчество (8 часов)

Сказки. Сказка «Волшебное кольцо» . Пословицы и поговорки. Баллады.

В.А.Жуковский «Перчатка». И.Суриков «Нашла коса на камень». Былина «Добрыня и змей».


Произведения русских писателей XIX века (31 час)

Александр Сергеевич Пушкин (9часов)

М.Я.Басина «Публичное испытание». И.И.Пущин «Записки о Пушкине». А.С.Пушкин «И.И.Пущину». «Памятник». « Во глубине сибирских руд». «Зимнее утро». «Няне». «Сожженное письмо». «Я Вас любил».

«Сказка о попе и работнике Балде».


Михаил Юрьевич Лермонтов(5часов) «Смерть поэта». «Родина». «Парус». «Сосна». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки )


Иван Андреевич Крылов (4 часа)

«Волк на псарне». «Осёл и соловей». «Муха и пчела»


Николай Алексеевич Некрасов (4 часа)

«Размышление у парадного подъезда» (отрывок). «В полном разгаре страда деревенская..». «Мороз, красный нос» (отрывок). «Русские женщины»


Иван Саввич Никитин (1 час)

«Русь»


Иван Сергеевич Тургенев (6 часов)

«Муму»


Лев Николаевич Толстой (2 часа)

«После бала»


Произведения русских писателей 1-й половины XX века(11часов)

Антон Павлович Чехов (1час)

«Лошадиная фамилия»

Валентин Галактионович Короленко(4часа)

«Слепой музыкант» (отрывки)


Алексей Максимович Горький(2часа)

«Макар Чудра»


Сергей Александрович Есенин(2часа)

«Спит ковыль». «Пороша». «Отговорила роща золотая»


Андрей Платонович Платонов(1час)

«Разноцветная бабочка»


Алексей Николаевич Толстой(1час)

«Русский характер»


Произведения русских писателей 2-й половины XX века(18часов)

Константин Георгиевич Паустовский (2 часа)

«Телеграмма»


Рувим Исаевич Фраерман (5 часов)

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»


Лев Абрамович Кассиль (3 часа)

«Пекины бутсы»

Техника чтения(1час)


Александр Трифонович Твардовский (1час)

«Василий Теркин»


Василий Макарович Шукшин (3 часа)

«Гринька Малюгин»


Виктор Петрович Астафьев (2 часа)

«Далекая и близкая сказка»

урока

Разделы, темы уроков

Кол-во

часов

Устное народное творчество

1

Сказки-коллективное творчество народа. Особенности жанра. Тематика сказок. Нравственные ценности, утверждение народной мудрости

1

2

Сказка «Волшебное кольцо»

1

3

Пословицы и поговорки-малый жанр устного народного творчества

1

4

Баллады – стихотворные рассказы.

1

5

В.А.Жуковский «Перчатка»

1

6

И.Суриков «Нашла коса на камень»

1

7

Былины-особый жанр древнерусских песен

1

8

Былина«Добрыня и змей»

1

Произведения русских писателей XIX века

9

А.С.Пушкин. Биография

1

10

М.Я.Басина «Публичное испытание»

1

11

И.И.Пущин «Записки о Пушкине». А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

1

12

А.С.Пушкин «Памятник»

1

13

А.С.Пушкин « Во глубине сибирских руд»

1

14

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

15

А.С.Пушкин «Няне». А.С.Пушкин «Сожженное письмо» «Я Вас любил»

1

16-17

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике Балде».


2

18

М.Ю.Лермонтов. Биография. «Смерть поэта»

1

19

М.Ю. Лермонтов «Родина»

1

20

М.Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна»

1

21-22

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки )

2

23

И. А. Крылов. Биографический очерк

1

24

И. А. Крылов «Волк на псарне»

1

25

И. А. Крылов «Осёл и соловей»

1

26

И. А. Крылов «Муха и пчела»

1

27

Н. А. Некрасов - народный поэт. Биография. «Размышление у парадного подъезда» (отрывок)

1

28

Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская..»

1

29

Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок)

1

30

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

1

31

И. С. Никитин. Биография. «Русь»

1

32

И. С. Тургенев. Биография. Эпоха крепостного права.

1

33-36

И. С. Тургенев «Муму»

4

37

Обобщающий урок по творчеству И. С. Тургенева

1

38

Л. Н. Толстой. Биография. «После бала»

1

39

Л. Н. Толстой «После бала»

1

Произведения русских писателей 1-й половины XX века

40

А. П. Чехов .Биография. «Лошадиная фамилия»

1

41-44

В. Г. Короленко. Биография. «Слепой музыкант» (отрывки)

4

45-46

А. М. Горький. Биография. «Макар Чудра»

2

47

С. А. Есенин. Биография. «Спит ковыль»

1

48

С. А. Есенин «Пороша». «Отговорила роща золотая»

1

49

А. П. Платонов. Биография. «Разноцветная бабочка»

1

50

А. Н. Толстой. Биография. «Русский характер»

1

Произведения русских писателей 2-й половины XX века

51

К. Г. Паустовский. Биография. «Телеграмма»

1

52

«Телеграмма»

1

53

Внеклассное чтение. Рассказы К.Г.Паустовского

1

54

Р. И. Фраерман. Биография. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». 1 часть «Письмо»

1

55

2 Часть «Первое сентября в школе»

1

56

3 часть «Празднование Нового года»

1

57

4 часть «Буран. Поведение Тани во время бурана»

1

58

5 часть «Прощание Тани с Филькой»

1

59

Л. А. Кассиль. Биография. «Пекины бутсы»1 часть. Описание внешности Пеки

1

60

2 часть. Попытки Пеки избавиться от своих бутс

1

61

3 часть. Несчастье, произошедшее с пароходом. Характеристика Пеки

1

62

Внеклассное чтение. Проверка техники чтения

1

63

А. Т. Твардовский. Биография. Отрывки из поэмы «Василий Тёркин»

1

64-66

В. Шукшин. Биография. «Гринька Малюгин»(в сокращении)

3

67-68

В. П. Астафьев. Биография. В. П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка»

2



Данная рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 час. Для обучающихся интеллектуальными нарушениями (вариант1) оценки выставляются с позитивным уклоном, т.к. необходимо поддерживать интерес к предмету; письменные работы существенно сокращены.






Разделы, темы уроков

Кол-во часов

Дата

Примечание

Предпо-лагаемая

Факти-ческая

Устное народное творчество

1

Сказки-коллективное творчество народа. Особенности жанра. Тематика сказок. Нравственные ценности, утверждение народной мудрости

1




2

Сказка «Волшебное кольцо»

1




3

Пословицы и поговорки-малый жанр устного народного творчества

1




4

Баллады – стихотворные рассказы.

1




5

В.А.Жуковский «Перчатка»

1




6

И.Суриков «Нашла коса на камень»

1




7

Былины-особый жанр древнерусских песен

1




8

Былина«Добрыня и змей»

1




Произведения русских писателей XIX века

9

А.С.Пушкин. Биография

1




10

М.Я.Басина «Публичное испытание»

1




11

И.И.Пущин «Записки о Пушкине». А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

1




12

А.С.Пушкин «Памятник»

1




13

А.С.Пушкин « Во глубине сибирских руд»

1




14

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1




15

А.С.Пушкин «Няне». А.С.Пушкин «Сожженное письмо» «Я Вас любил»

2




16-17

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике Балде».

2




18

М.Ю.Лермонтов. Биография. «Смерть поэта»

1




19

М.Ю. Лермонтов «Родина»

1




20

М.Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна»

1




21-22

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки )

2




23

И. А. Крылов. Биографический очерк

1




24

И. А. Крылов «Волк на псарне»

1




25

И. А. Крылов «Осёл и соловей»

1




26

И. А. Крылов «Муха и пчела»

1




27

Н. А. Некрасов- народный поэт. Биография. «Размышление у парадного подъезда» (отрывок)

1




28

Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская..»

1




29

Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок)

1




30

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

1




31

И. С. Никитин. Биография. «Русь»

1




32

И. С. Тургенев. Биография. Эпоха крепостного права.

1




33-36

И. С. Тургенев «Муму»

4




37

Обобщающий урок по творчеству И. С. Тургенева

1




38

Л. Н. Толстой. Биография. «После бала»

1




39

Л. Н. Толстой «После бала»

1




Произведения русских писателей 1-й половины XX века

40

А. П. Чехов .Биография. «Лошадиная фамилия»

1




41-44

В. Г. Короленко. Биография. «Слепой музыкант» (отрывки)

4




45-46

А. М. Горький. Биография. «Макар Чудра»

2




47

С. А. Есенин. Биография. «Спит ковыль»

1




48

С. А. Есенин «Пороша». «Отговорила роща золотая»

1




49

А. П. Платонов. Биография. «Разноцветная бабочка»

1




50

А. Н. Толстой. Биография. «Русский характер»

1




Произведения русских писателей 2-й половины XX века

51

К. Г. Паустовский. Биография. «Телеграмма»

1




52

«Телеграмма»

1




53

Внеклассное чтение. Рассказы К.Г.Паустовского

1




54

Р. И. Фраерман. Биография. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». 1 часть «Письмо»

1




55

2 Часть «Первое сентября в школе»

1




56

3 часть «Празднование Нового года»

1




57

4 часть «Буран. Поведение Тани во время бурана»

1




58

5 часть «Прощание Тани с Филькой»

1




59

Л. А. Кассиль. Биография. «Пекины бутсы»1 часть. Описание внешности Пеки

1




60

2 часть. Попытки Пеки избавиться от своих бутс

1




61

3 часть. Несчастье, произошедшее с пароходом. Характеристика Пеки

1




62

Внеклассное чтение. Проверка техники чтения

1




63

А. Т. Твардовский. Биография. Отрывки из поэмы «Василий Тёркин»

1




64-66

В. Шукшин. Биография. «Гринька Малюгин»(в сокращении)

3




67-68

В. П. Астафьев. Биография. В. П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка»

2