СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ современного урока в начальной общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Просмотр содержимого документа
«Анализ современного урока в начальной общеобразовательной школе»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор:Дубинина О.П.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в общеобразовательной организации (далее – ОО), расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Содержание, формы и методы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления обучающегося. Усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности, развития теоретического мышления и основ теоретического сознания.

Организационные формы обучения

Формы обучения

Приемы обучения

Содержание наблюдения

Фронтальная форма обучения

Словесная и наглядная передача учебной (проектнокорректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией

Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы учащихся

Групповая (партия) форма обучения; группы сменного состава

Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование

Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы)

Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответу доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад на заседании школьного клуба)

Высокая степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных или контрольных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи с помощью источников

Коллективная форма организации обучения

Частичная или полная передача организации урока учащимся класса

Создание условий

Современная задача учителя заключается в решении двух проблем: с одной стороны, формирование базовых знаний, необходимых для интеграции в образовательное пространство и социализации в современное общество и, с другой стороны, развитие универсальных учебных действий (далее – УУД), позволяющих самостоятельно добывать знания на протяжении всей жизни.

Инновационные формы организации современного урока

  1. Учебная экскурсия (поход)

  2. Урок решения практических задач

  3. Лабораторный практикум с использованием простейшего оборудования

  4. Урок в библиотеке, компьютерном классе, музее, школьном предметном кабинете

  5. Заседание клуба

  6. Урок любого типа с целевым назначением – усвоение учащимися способов самоконтроля и самооценки



Основные этапы современного урока

Основные этапы (звенья) урока, воспроизводящего целостный образовательный процесс

Наблюдаемые приемы обучения и учения

Организационный момент

Приветствие учителя, гостей, подготовка рабочих мест

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Формулировка цели урока детьми и ее фиксация. Приемы обучения, демонстрирующие несформированность УДД, недостаточность имеющихся знаний

Актуализация знаний, УДД в начале урока или в процессе его по мере необходимости

Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала младшими школьниками. Приемы фиксации на классной доске необходимых понятий, правил, алгоритмов

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Приемы привлечения внимания учащихся к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи младших школьников)

Применение теоретических положений в условиях выполнения учебных упражнений и решения задач

Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений

Самостоятельное, творческое использование сформированных УУД

Решение учебных задач повышенной трудности или творческих задач

Динамическая пауза

Основные приемы динамической паузы

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и УДД

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений

Рефлексия деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учащихся (новое содержание, изученное на уроке, и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность)

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности младших школьников

Проявляется в устных высказываниях учащихся и в результатах письменных работ



Критерии и показатели анализа урока с позиций требований ФГОС НОО

Соответствие структуры урока положениям системно-деятельностного

подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно-

оценочного этапов, участие младших школьников в целеобразовании,

планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осу-

ществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

Направленность деятельности учащихся на формирование УУД:

познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач,

адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей результатам,

критериальная оценка результата, четкая логика действий учителя и учащихся.

Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность,

доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность,

достаточность и необходимость объема для изучения.