Эмпатия у детей
Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно — способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.
Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения.
Хотя бы поэтому родителям обязательно следует уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и других способностей малыша.
Советы по развитию эмпатии:
1. Создайте в семье тёплую атмосферу, где будет царствовать любовь и взаимопонимание. 2. Разбирайте с ребёнком разные жизненные ситуации.
3. Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
4. Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
5. Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
6. Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
7. Учите малыша делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
8. Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
9. Развивайте ребёнка эмоционально: обсуждайте тематические изображения и фотографии, изображайте эмоции перед зеркалом, играйте в эмоциональные игры.
10. Будьте для ребёнка примером для подражания: придерживайтесь тех же принципов, которым вы обучаете малыша.
Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:
1.Правильная организация режима ребёнка, комфортная для него.
2.Активизация двигательной деятельности малыша, его физического развития (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки).
3.Игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные и др.).
4.Знакомство с искусством и самостоятельное творчество.
5. Чтение и обсуждение сказок.
6.Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
7. Организация совместной деятельности детей.
8. Задания с использованием наглядных пособий.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад комбинированного типа
№ 316 города Донецка»
Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста
Подготовил педагог-психолог:
Я.М.Овсянникова
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
Ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств.
Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение.
Чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными.
Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Группы нарушений в развитии
эмоциональной сферы дошкольника.
Расстройства настроения
Эйфория
Ребенок импульсивный, стремящийся к доминированию, нетерпеливый.
Дисфория
Ребенок угрюмый, злой, резкий, неуступчивый.
Апатия
Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
Депрессия
Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного,мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром
Ребенка, испытывающего тревогу, можно охарактеризовать как неуверенного, скованного, напряженного.
Страх
Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Эмоциональная тупость
Утрата тонких чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.
Неадекватность эмоций.
У ребенка переживание одной эмоции сопровождается внешним
проявлением эмоции противоположной валентности.
Расстройства поведения Гиперактивность
Ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Нормативно-инструментальная агрессия
Агрессивный ребенок держится вызывающе, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих.
Пассивно-агрессивное поведение.
Ребенок характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину
Инфантильная агрессивность
Проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям.
Защитная агрессия
Ответ на внешнее воздействие.
Демонстративная агрессия
Разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников.
Целенаправленно-враждебная агрессия
Желание нанести вред другому -
самоцель.