Советы Пилюлькина: «Чтобы зубы были здоровыми»
Цель: познакомить детей со строением зуба, воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Задачи: учить детей основным правилам ухода за зубами, расширять кругозор детей, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход занятия:
Сейчас я вам задам два вопроса. Ответив на них, вы узнаете тему нашей беседы.
Что обозначает число 32?
А как вы думаете, что помогает человеку съесть яблоко или морковку? Чем человек пережевывает пищу? (зубы)
Давайте рассмотрим строение зуба.

Коронка – видимая часть.
Корень – в углублении челюсти (альвеоле). Крепится соединительной тканью из коллагеновых волокон. Верхушка имеет заметные отверстие, пронизанное нервными окончаниями и сосудистой сеткой.
Шейка – объединяет корневую часть с видимой.
Эмаль – твердая покрывающая ткань.
Дентин – основной слой зуба. Клеточным строением он схож с костной тканью, но отличается прочностью и высокой минерализацией.
Пульпа – центральная мягкая соединительная ткань, пронизанная сосудистой сеткой и нервными волокнами
Зубы покрыты эмалью. Она твердая, она защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки – КАРИЕС. Такая дырочка в зубе – всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. Молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных. Они сохраняют пространство для них, направляют рост постоянных зубов. В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.) У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: « Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Чёрная птица символизирует удачу.) А что делаете вы, когда у вас падает зуб?
Практическая работа
У каждого из вас на столе есть небольшой лист бумаги. Положите его перед собой и возьмите в руки карандаш. Представим, что наш зуб – это Замок. (на доске рисунок «зуба-Замка», дети рисуют на листе свой Замок-зуб»). Он крепкий и прочный. Но однажды рядом с Замком поселилась Зубная Боль. (изображение злой колдуньи). Она хочет попасть в Замок через вход (дырочку – кариес). Чтобы Зубная Боль не попала в Замок-Зуб, мы закроем вход, закрасим дырочку. (дети выполняют работу самостоятельно). Так и у наших зубов: если отверстие – кариес – закрыть – поставить пломбу, зуб перестанет болеть.


А кто лечит наши зубы? Чем занимается врач-стоматолог?
СТОМАТОЛОГИЯ («стома» - рот, «логия» - наука)
В древности знаний не хватало для лечения зубов. Снимать зубную боль не умели долгое время. Для этого, например, прикладывали к десне раскалённый нож. Дырки в зубах начали заделывать в средние века. Сначала их заполняли воском, позднее – свинцом, серебром, золотом.
Зубные протезы – искусственные зубы, начали изготовлять 3.000 лет назад. Для этого применяли золото, бивни слонов, зубы овец. Фарфоровые зубы начали изготавливать ещё в 18 веке. Сегодня стоматологи могут сделать ослепительную улыбку.
Правила ухода за зубами.
Как надо ухаживать за зубами? (После каждой еды, а также утром и вечером полоскать рот или чистить зубы).
Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку, для ухода за зубами? (Зубную щётку, пасту.) Щётку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно её мыть. Менять раз в 3-4 месяца.
Чистием зубы правильно
Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щётки – снизу вверх.
Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щётки – вперёд назад.
Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
Не забудьте почистить язык.

На парте у вас лежат картинки с веселым и грустным зубиком. Покажите здоровый, теперь больной. Сейчас проведем викторину. Вы должны свои ответы показывать картинкой грустного или веселого зуба.
1. Когда мы потребляем содержащие сахар продукты, бактерии вырабатывают кислоту, которая приводит …
2. В зубах могут образоваться большие кариозные полости так, что мы этого не заметим.
3. Можно пользоваться любой пастой….
4.Пользуйтесь зубной пастой со фтором.
5. Небольшие дозы фтора при систематическом употреблении могут вылечить начинающийся кариес.
6. Самый лучший напиток для удаления жажды – это вкусный лимонад.
7. Кариес появляется в тех местах, где бактериальный зубной налет покрывает зубы
8. Для зубов полезны сырые корнеплоды и разнообразная пища.
9. Кто грызет карандаш, ногти и другие предметы, то…
10. Надо чистить зубы 2 раза в день.
Стихотворение:
Как поел, почисти зубки. Помни правило такое:
Делай так два раза в сутки. К стоматологу идём
Предпочти конфетам фрукты, В год два раза на приём.
Очень важные продукты. И тогда улыбки свет
Чтобы зуб не беспокоил, Сохранишь на много лет!