СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Проектная деятельность в образовательной среде»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество нуждается в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, умели бы выполнять работу минимальными энергозатратами, были способны к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Для выполнения данного социального заказа коллектив школы включился в инновационн6ую деятельность.  Мой проект называется : «Построение экологического образовательного пространства на базе аршана Агсуурга»

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Проектная деятельность в образовательной среде»»

Селенгинское районное управление образования

Загустайская средняя общеобразовательная школа















Районный семинар учителей биологии

«Метод проектов на уроках биологии»

Доклад на тему:

«Проектная деятельность в образовательной среде»


























2015г.

Проектная деятельность в образовательной среде.

Инновационная образовательная деятельность учителя


«Построение экологического образовательного пространства на базе Аршана «Агсуурга».


  1. Описание выбора содержания работы.


Современное общество нуждается в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, умели бы выполнять работу минимальными энергозатратами, были способны к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Для выполнения данного социального заказа коллектив школы включился в инновационн6ую деятельность. Мой проект называется : «Построение экологического образовательного пространства на базе аршана Агсуурга»

Цель проекта: Придать содержанию предмета «Биология» деятельностную, практико-ориентированную направленность.

Задачи проекта:

  1. Создание условий для развития ключевых компетенций современного человека в процессе проектной деятельности; творческих мастерских (коммуникативность, осмысление собственной деятельности, способность к рефлексии, к проектированию, компьютерная грамотность), определяющих современное качество образования;

  2. Ориентация образовательной программы «Биология» на развитие личности, его созидательной способности в активных практиках;

  3. Внедрение в практику образования эффективных методов обучения в развитии личности.


  1. Описание научно-обоснованных ориентиров при выборе целей и содержания инновационной деятельности.


Цели современного образования должны способствовать повышению качества жизни, которое заключается в сохранении здоровья и его генофонда, в создании должных социальных условий, соблюдении экологического природного баланса. Качество жизни взаимосвязано с качеством образования, которое должно создавать для раскрытия творческих способностей личности, формировать креативность, умение организовать самостоятельный поиск знаний, умение организовать свою учебную деятельность, умение выполнять предметно-практические действия в учебном процессе (провести исследование, эксперимент, выступить с докладом, написать статью и т.д.).

Современная педагогика говорит о формировании мотивационной сферы школьника. Мотивы могут быть витальными (биологическими), социальными, идеальными. Педагогический процесс должен формировать у школьника знания и умения социального взаимодействия с другими людьми- это управление собой, терпимость к чужому мнению, гибкость эмоционального здорового человека, самопризнание себя как личности. Идеальная мотивация обеспечивает выживание индивидуума: самосохранение, продолжение рода, стремление к лидерству. Стремление к развитию, к успеху заложены в человеке. Позитивная оценка окружающих повышает значимость собственного «Я» в личности. Отношение школьников к учебе зависит от мотивации, поэтому современная педагогика делает упор на создание новых педагогических технологий, новых методов обучения, которые вызывали бы познавательный интерес и творческую позицию. В педтехнологии выделяют следующие компоненты деятельности педагогов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент включает в себя познание педагогом целей обучения и воспитания, содержания предмета преподавания, изучение самого себя, учащихся , принципов и технологий проведения занятий. Гностический компонент предполагает также набор операций по эффективности своей деятельности. Эта задача является одной из важнейшими при овладении новыми технологиями.

Проектировочный компонент включает в себя проектирование дальних целей (перспектив), операций, средств.

Конструктивный компонент предполагает набор операций по подготовке занятий.

Коммуникативный и организаторский компоненты тесно связаны друг с другом и включают в себя набор операций вербального взаимодействия.


  1. Эффективное внедрение известных и описание авторских разработок по проблеме развития образования в своей преподавательской деятельности.


Одним из эффективных методов обучения является технология педагогических мастерских. Методологические идеи , которые легли в основу мастерских:

  1. Образование должно стать новым. Личность сама способна строить свое знание. Весьма важна первичная форма инкультурации (детская игра). Работа в мастерских уподобляет обучение трудовому процессу, развивает такие свойства личности как интеллект, способность к обучению, развивает фантазию, воображение.

  2. Человек способен оказать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

  3. Каждый человек обладает способностями во всех видах человеческой деятельности.

Цель мастерских - внедрение в практику образования эффективных методов обучения и развития личности. В основу мастерских заложены следующие методы:

- субъект – субъективные отношения педагога и ученика. Учитель относится ученику как к себе равному;

- самостоятельное «строительство» знаний учеником методом критического отношения к существующей информации;

- многообразие мнений.

При организации мастерских я создаю такие условия для школьников, чтобы процесс получения знаний проходил как поиск-исследование, поиск-открытие, путешествие в мир знаний индивидуально, а затем в группе, а потом и в целом коллективе.

Каждый ученик получает творческие задания. Выполнив отдельное задание, ученики совместно составляют целостную картину, образ. Получение знаний проходит в алгоритме от частного к общему, от анализа к синтезу, от дедукции к индукции.

Позиция учителя в этом случае – это позиция мастера, консультанта, помогающего осмыслить учебную работу, помогающего организовать способы деятельности, способы взаимодействия учащихся (исследование проблемы, анализ текста. Способы общения, создание творческой работы и т. д.).

Важны не отметки, не итоговый контроль знаний, умений, навыков учащихся, а важен сам процесс добывания, получения знаний, когда реализуются проблемного обучения. В процессе работы ученики сверяют свои прежние знания с новыми, отмечая свое собственное продвижение, оценивая результат работы в мастерских.

Процесс обучения в мастерских имеет определенный алгоритм, который достаточно полно описан в педагогической литературе И.А.Мухина, А.К.Колочеко, В.А.Степихова, В.Г.Степанова и др.

Алгоритм процесса обучения:

  1. Фаза индукции

На этой фазе учащиеся формулируют, ставят проблему. В мастерских проблемы ставят участники. Задание должно быть приближено к потребностям учащихся, опираться на их имеющий опыт. Предполагаемый для постановки проблемы материал должен быть в зоне понимания учащихся.

  1. Фаза самоконструкции

На этом этапе каждый работает самостоятельно, снова ученики перелистывают страницы книги, обращаются к словарям.

3) Социализация

Социализация – это обнародование, школьники выступают со своими исследованиями, представители других групп выслушивают их, задают вопросы. На этом этапе важна ситуация успеха, нужно в любом выступлении найти интересные моменты и сообщить об этом выступающим. Не следует обращать внимание на неполноту ответов, делать замечания.

Первичная социализация может происходить внутри группы, а основная перед классом, когда малая группа представляет коллективную работу. Этот этап называют иногда афишированием.

  1. Рефлексия

Происходит самоанализ своей деятельности, ученики сравнивают свои прежние знания с полученными в мастерской. На этапе рефлексии ученики рассказывают о своих чувствах, которые у них возникали в процессе работы в мастерской. Это очень важный момент, и поэтому мастерские можно назвать не только педагогическими, но и психологическими, т.к. повышается самооценка учащихся, происходит развитие волевой, мотивационной сферы. В мастерской формируют общедоступные. Интеллектуальные, коммуникативные умения. У школьников развиваются навыки сотрудничества, взаимопомощи, эмпатические навыки.

Дидакт И.А.Мухина обобщила принципы проведения мастерских:

  1. равенство всех участников процесса;

  2. ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;

  3. положительные оценки;

  4. отсутствие соперничества;

  5. чередование индивидуальной и групповой работы;

  6. важность самого процесса добывания знаний;

  7. разнообразие используемого материала;

  8. ответственность каждого за свой выбор.

Ученые, разрабатывающие технологию проведения мастерских, считают их разновидностью проблемного обучения. Учителям следует учесть, как важна постановка проблемы. Проблемы не интересны для учащихся. Если они не связаны с жизнью, имеют общий характер, не выводят учащихся на общечеловеческие ценности.

Главным условием технологии мастерских является ориентация учителя на имеющийся опыт (жизненный, навыки анализа, объем знаний и т.д.) школьника, сформированные отношения. Особенности характера учащихся. Организуя педагогическое влияние на личность, необходимо учитывать и признавать индивидуальность этой личности. Влияние педагога на личность школьника осуществляется как раскрытие, демонстрация и передача личностно ценностного отношения к окружающему миру. В мастерских происходит раскрытие «Я»педагога и «Я» ученика, взаимная трансакция «Я» .

Все это в совокупности делает технологию мастерских очень эффективной и результативной.


4. Наличие и описание программ аналитического и прогностического контроля учебно- воспитательгого процесса


Для оценки реализации инновационной составляющей программы развития выделены критерии, позволяющие судить, насколько эффективно реализуется программа, то есть проанализировать возможные влияния нововведений на различные стороны образовательного процесса и школьной жизни.


5.Создание благоприятного психологического климата в коллективе, предупреждение конфликтов.


Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. В первую группу входят мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимся по причине слабой учебной мотивации последних или из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению.

Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Здесь имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе (переход в 1,5,9,11класы).

Третью группу составляют конфликты взаимодействий: учащиеся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентаций.

Рассмотрим конфликты взаимодействий учителей друг с другом. Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновения интимно- личного порядка. В большинстве школ существует конфликт между учителями начальных классов и преподавателями средних и старших классов. Суть данного конфликта обусловлен объективными причинами: отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе. Во взаимодействиях «учитель-администрация школы» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.

Мы убеждаемся, что школьная жизнь буквально насыщена конфликтами. Поэтому каждому учителю необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения.

Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики

В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения различных недоразумений, недомолвок, несогласованности. Проблема понимания другого человека довольно. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.

Метод инспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того, как такая психологическая имитация внутреннего мира другого произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействия с человеком.

Действенность метода инспекции довольно высока, но не безгранична. Возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. И если Вы ставите себя на место другого, проверяйте свои схемы, сопоставляйте действия и поведение человека с Вашим представлением л нем. Изменяйте Ваше представление в случае несоответствия.

Метод эмпатии основан на технике в чувствования во внутренние переживания другого человека. Если Вы – человек эмоциональный, склонный к интуитивному мышлению, то данный метод будет для Вас полезным. Как вы могли заметить, к типу «художников» - людей с эмоциональным складом психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки.

Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если Вы умеете доверять своему интуитивному ощущению и способны вовремя остановить возникновение интеллектуальных интерпретаций. Действительно, человек часто чувствует одно, но не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывать и принимает решение, основываясь на мысленных схемах. А практика затем показывает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующее рассуждение «от головы» - ошибочным.

Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает схему интеллектуальных представлений. Учителя математики часто относятся к числу «мыслителей».

Во втором случае учитель старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». В результате назревающий конфликт затухает, а потенциальные конфликтные отношения нормализуются. Любопытно, что данный метод нейтрализации конфликта известен с давних времен и оформлен в русских ссоры между мужем и женой прекратились, как только жена перестала отвечать на раздраженные реплики мужа, каждый раз набирая в рот «волшебной водицы».

При всем при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную. Проще говоря, конфликтуйте культурно и не переходите на «личности».


6. Обоснование методики обобщения и передачи собственного педагогического опыта (мастер-классы, авторские семинары, участие в конференциях, круглые столы и др.)


Преобразование общественной жизни в стране заставляет педагогов района работать по- новому, создавать атмосферу поиска, обновления форм и методов деятельности. Вот почему в настоящее время изучение, обобщение, распространение и создание передового опыта стали одной главных функций методической работы.

Основными формами и методами изучения и обобщений передового педагогического опыта являются

- анкетирование

- методические объединения

- открытые занятия по различным темам и вопросам учебно- воспитательной работы

- педагогические советы

- научно- методическая и научно- практическая конференция

- педагогическая выставка, отражающая опыт, дидактический материал

- различные схемы, образцы планов, конспектов, методических разработок

- семинарские занятия по проблемам педагогики

- практикумы по разработке методики и обобщения педагогического опыта

- самообразование

- участие в районных конкурсах педмастерства

- выпуск информационных бюллетеней с методическими наработками

учителей

- выступления на конференциях, семинарах, «круглых столах»

- создание банка данных по обобщению опыта учителей и руководителей в создание видеотеки .