ЧОУ «Православная классическая гимназия имени Андрея Рублева»
ПРОЕКТНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОБРАЗЫ В СКАЗАХ П.П. БАЖОВА»
ВЫПОЛНИЛ: МОЗГОЛОВ ИВАН 3 КЛАСС
РУКОВОДИТЕЛЬ: ДАНИЛИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
Содержанние
Аннотация
Введение
Основная часть:
- Фольклорные образы хозяев земных богатств в сказах П.П. Бажова
- Функции волшебных предметов в сказах П.П. Бажова
4. Заключение
5. Список использованных источников
1. Аннотация
Актуальность.
Тема исследовательской работы
«Фольклорные образы в сказках П.П. Бажова.»
Тема интересна и познавательна. Многие живут на Земле, не замечая ее красоты и богатства, не задумываясь о тех секретах, которые она таит. С помощью сказов Бажова мы можем прикоснуться к этой красоте и этой тайне. В своих произведениях он создает уникальный мир: с одной стороны – природа Уральской земли, с другой – это мир, который населяют не только люди, но и сказочные, фантастические существа.
Цель.
Узнать: Что такое сказы? Откуда появились герои бажовских сказов? Какими качествами наделил их писатель?
Исходя из целей, поставлены задачи:
Провести анализ литературы по теме и определить, в чем оригинальность бажовских сказов.
Узнать, как знания Уральского горняцкого быта и устного народного творчества помогли писателю в создании фольклорных образов – хозяев земных богатств.
В работе использовались следующие методы: метод анализа, исследовательский, проблемно-поисковые методы, включающие в себя следующие приемы: прием создания проблемных ситуаций, прием анализа и сравнения, прием формирования выводов, логический метод, метод классификации. Материалом для исследования послужили произведения П.П. Бажова.
Практическая значимость исследования.
Данный материал можно использовать на уроках литературы при изучении
русского народного творчества.
2. Введение
Я как и все дети и взрослые люблю сказки. Мы с огромным удовольствием слушаем, читаем их. Иногда задаемся вопросом,а откуда собственно берутся сказки? Я знаю, что сказки бывают народными, то есть придуманные людьми, бывают авторскими, сочиненные определенными авторами. Но, оказывается, есть еще один жанр—СКАЗЫ. А это что такое? Это жанр фольклора, рассказывающий о современных событиях или недавнем прошлом и,обычно, не содержащий фантастический элемент. Одним из ярких представителей этого жанра являются сказы П.П.Бажова. Всем нам хорошо известны его произведения. «Медной горы хозяйка», «Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Огневушка-поскакушка» - это только малая часть любимых мной произведений. Все они обьеденены в один сборник «Малахитовая шкатулка». Меня заинтересовало, откуда Бажов брал героев своих сказов, какими качествами наделял. И, сейчас я хочу поделиться с вами тем, что я узнал.
3. Основная часть
Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В мировом фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, пещерных великанов, гномов и т.д. Действия их могут быть как враждебны, так и доброжелательны по отношению к людям. Такие фантастические предания были широко распространены и среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на «подземной каторге», в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.
Богатство поэтического языка, совершенство художественной формы уральских сказов увлекли писателя П.П. Бажова. В своих произведениях Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Творчество П.П. Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала. Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Старые рабочие, «бывальцы», являлись хранителями народных горняцких легенд и поверий. Горщики, рудобои, камнерезы - все, кто неразрывно связан был своим трудом с природой Урала, искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла выражение любовь русских людей к родной земле.
Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. Условия Урала, Сибири и других мест, где рабочие жили в окружении суровой и дикой природы, привели к возрождению языческих верований. Мечты «первых добытчиков» облекались в кладоискательские сказы, в которых говорилось о несметных сокровищах уральской земли, не только уже открытых, но и главным образом о тех, какие еще не найдены и хранятся в недрах гор, охраняемые «тайной силой»: девкой Азовкой, Малахитницей, гигантским змеем Полозом и его дочерьми Змеевками. Говорилось и о «первых добытчиках», которым таинственные хозяева гор приоткрывали путь к руде, к золоту, а также о прославленных мастерах, что «секрет» знают…
Еще ребенком Павел Петрович Бажов любил слушать истории о «тайной силе», которые рассказывали старики. Позднее, в 1899 году, став народным учителем, в течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, он пешком странствовал по родному краю, изучая труд камнерезов, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их мастерства и вел обширные записи, записывая все, что ему рассказывали: были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад.
В 1939 году увидел свет сборник «Сказов старого Урала» - «Малахитовая шкатулка», в который вошли четырнадцать сказов. Сказы «Малахитовой шкатулки» были представлены читателю как восстановленные по памяти, воспринятые когда-то от дедушки Слышко. Бажов сам был уверен в том, что он воспроизводит то, что слышал в 1892-1895 годах от Василия Хмелинина, приезжая домой на каникулы.
«Малахитовая шкатулка» сразу вызвала шквал восторженных откликов. Исследователь творчества П.П. Бажова Л. Скорино, М. Батин и др. убедительно доказали, что «Малахитовая шкатулка», написанная на основе уральского фольклора, является, тем не менее, самостоятельным литературным произведением.
Остается не до конца разгаданной тайна уникального поэтического обаяния его прозы, много спорного вызывает трактовка исследователями чудесных и фантастических образов прозы П.П. Бажова, а особенно Хозяйки Медной горы и Великого Полоза.
Так, в преданиях уральского края не раз упоминается покровительница земных недр. Она красива собой и живет в горе. Образ этот был связан с горными сокровищами. К людям хозяйка горных недр относилась либо благосклонно, указывая путь к богатому месту, либо враждебно. У Бажова Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но покровительница смелых и мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. «Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо - на месте не посидит... Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце - ленты не то красные, не то зеленые. Многое роднит эту героиню и со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения – разноцветные ящерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другой - не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство.
В цикл о Хозяйке входят девять сказов: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» «Хрупкая веточка», «Две ящерки», «Приказчиковы подошвы», «Сочневы камешки», «Таюткино зеркальце», «Травяная западенка»; сюда же примыкают два незавершенных сказа «Теплая грань» и «Хозяйкино зарукавье».
Хозяйка Медной горы - центр цикла. Он пишет о «нравственной красоте» Малахитницы, считает, что ей свойственны «все лучшие человеческие чувства», что ее образ «глубоко человечен и бесконечно обаятелен».
Действительно, Хозяйка может быть как будто справедливой и внешне обаятельной. Но почему ее, как огня, боятся рабочие?
Сама Хозяйка называет себя «каменной девкой». Она как бы вылита из пластичного камня: коса монолитно прилипла к спине, ленты в коме «позванивают, будто листовая медь», платье сделано из шелкового малахита: «Камень, а на глазах как шелк, хоть рукой погладь». Именно по основным приметам Данило-мастер сразу узнает Хозяйку: «По красоте-то да по платью малахитову Данилушко сразу ее признал».
Малахитница и в этом сказе, и в других напоминает сказочную царевну. В народных сказках есть два типа царевны: кроткая и коварная. Малахитница ближе к последней, которая может быть очень мстительной и злой.
Хозяйку можно характеризовать как владелицу земных богатств, хранительницу тайн прекрасного и секретов высокого мастерства. В то же время ее владения лишены жизни, в них многое напоминает мертвое царство. Малахитница может быть игриво-веселой, она ищет жениха, но счастье для нее невозможно, как невозможна безбедная жизнь для человека, вступившего в контакт с ней. Она может быть неотразимо красивой девушкой, но и обычной старухой или уродливым существом, «поганью» с телом ящерицы и головой человека; она - оборотень с ухватками деревенской колдуньи.
Малахитница занимается только рудокопами да камнерезами и не касается чужих владений, ей, например, нет дела до углежогов, медеплавильщиков. В отдельных случаях Хозяйка выступает помощницей рабочих, но она помогает лишь тем, кто ей нужен, - холостым парням, да и в этом случае последствия ее помощи печальны. Она сурово наказывает барских прислужников, но только тогда, когда они не выполняют ее требований или бахвалятся, унижают ее. В целом можно сказать, что в Хозяйке сосуществуют, составляя ее сущность, доброе и злое, живое и мертвое, возвышенно-прекрасное и низменно-отвратительное. И толкование образа Малахитницы способствует более глубокому раскрытию идейно-художественного смысла бажовских сказов и пониманию Бажова как писателя.
Другой фантастический персонаж - гигантский змей Полоз - действующее лицо старательских сказов о золоте. Он хранитель всего наземного и подземного золота Урала.
В мировом рабочем фольклоре встречается множество его аналогов: дракон, змея, змей, царь ужей, ящерица. Их отличительным свойством выступает тесный контакт с землей и миром мертвых. В устной поэзии горняков сохраняется отличие змея от змеи. Змей соотносится преимущественно с водой, огнем и ветром; змея - с нижним миром.
Образ Полоза выписан у Бажова в полном соответствии с фольклорной традицией. Змей властен над всем золотом, может опоясать его, притянуть к себе: «Где он пройдет - туда оно и побежит». Недаром дочь Полоза носит имя Золотой Волос - золотые прожилки в породе ассоциируются у старателей с ее прядями: «Коса у ней золотая и длиной в десять сажен. Речка от этой косы горит, что глаза не терпят». Традиционный образ полоза - огромная змея, хотя он способен «оборачиваться», трансформироваться. «И вот видят ребята - человека того уже нет. Которое место до пояса - все голова стала, а от пояса шея. Голова точь-в-точь как была: только большая, глаза ровно по гусиному яйцу стали, а шея змеиная. И вот из-под земли стало выкатываться тулово огромного змея».
Цвет одежды символизирует золотые залежи, ведь желтый и красный цвета - функциональные эквиваленты огня, второй ипостаси золота. Огненная сущность Полоза проявляется и в том, что он оставляет после себя участки выжженной земли. Избыточный вес персонажа - тяжесть драгоценного металла. Яркое свечение глаз и желтый отлив кожи - телесные аномалии, выдающие сверхъестественную суть персонажа. От Полоза исходит блеск камня: «свет не такой, как от солнышка, а какой-то другой, и холодом потянуло». Обитает змей в пещерах и старых штольнях, горах, лесах, болотах - на территориях потенциально опасных для человека. «А ходить он может и по земле, и под землей, как ему надо, места может окружить сколько хочет». Обычно люди стремятся избегать встречи с этим существом, так как оно достаточно агрессивно настроено. Лишь бесстрашные, отважные люди типа одинокого отставного солдата Семеныча без опаски подходят на близкое расстояние.
Великий Полоз как хранитель и хозяин золота осуществляет по отношению к человеку принцип морально-этической справедливости. Он «отводит» золото, стягивает его по кольцу, если из-за него между людьми начинается драка, смертоубийство или если рассыпанное золото, найденное старателями, забирает контора.
Полоз в сказах выступает не единовластным хранителем драгоценного металла. У него есть помощники - его дочери Голубая змейка, Змеевка. Его дочери, как и сам Полоз, способны принимать человеческий облик, однако их возможно узнать по некоторым приметам. Голубая змейка «когда идет, так на самом мелком песке следов не оставляет. Трава под ней не гнется…Из правого рукава золотая струя бежит, из левого - черная пыль сыплется» .Змеевка также способна превращать в человека, ее отличительной чертой является способность проходить сквозь камень.
Другим персонажем, связанным с золотом является Огневушка-Поскакушка. Эта хранительница золота принимает облик маленькой пляшущей девочки, показывающейся там, где золото сидит «редькой», то есть сверху встречаются более или менее широкие гнезда, которые потом сужаются и сходят на нет. Главной чертой Поскакушки, от которой она и получила свое прозвище, является умение исполнять магический танец, открывающий залежи золотого песка. Не каждому дано увидеть веселую Огневушку. Да если увидишь - главное не спугнуть ее, а внимательно посмотреть, где она свой магический танец танцевать станет. В том месте и есть золото, сидящее «редькой».
В сказах Бажова, даже если золото дается в награду человеку, оно все-таки таит в себе опасность. Исключение составляют случаи, когда золото дается в дар детям, еще не испорченным жаждой наживы. При этом чаще всего в качестве подобного ребенка выступает ребенок-сирота, социальная незащищенность которого придает этому дару этический смысл.
Хранители золота сами решают, кого и как наградить. Они показывают богатые месторождения тем, кто не стремиться обогатиться, и использовать полученное богатство во зло другим. Золото в сказах Бажова приносит пользу только в том случае, если дается в небольшом количестве и детям. Оно улучшает на какое-то время благосостояние семьи, не способствуя изменению социального статуса героев.
Таким образом, Бажов, сохраняя «природную» сущность героев, наделяет их вымышленными свойствами, углубляет, «психологизирует» их характеры, приближает к человеку.
Так, Хозяйка медной горы, сохраняя черты древнего фольклорного существа, обладает качествами обычной женщины: она способна любить, чувствовать, стремиться к счастью. В сказах она выступает в качестве грозной, но и справедливой силы, понимающей нужды обычного человека. Но более всего глубок этот образ как воплощение подлинной природы творчества, которое дарит огромное счастье, однако платой за него часто служит личная трагедия.
Образ Полоза во многом сохраняет указанные выше тенденции: как и Хозяйке, ему свойственны справедливость в отношении к трудовым людям, но, как и Хозяйку, Бажов наделяет Полоза чертами обычного человека: отца, рачительного хозяина.
Именно психологизм в изображении двух центральных образов цикла и делает их столь яркими, запоминающимися, воплощающими авторские принципы воздаяния за бескорыстие и честный труд.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В СКАЗАХ П.П. БАЖОВА
Важная роль в создании таинственного и чудесного отводится в бажовских сказах волшебным предметам. Например, малахитовая шкатулка может уменьшаться в размерах, ее нельзя украсть (случай с хитником из сказа «Малахитовая шкатулка»), кольца, серьги, бусы и прочие украшения из шкатулки могут светиться, излучать тепло или холод, превращаться в капли и совсем исчезнуть. Почему? Потому что шкатулка и украшения чудесные; рациональное объяснение здесь невозможно.
Волшебные предметы в сказах - второй главный элемент в создании образной системы всех циклов. В отношении к этим вещам раскрываются характеры персонажей. Посредством волшебных предметов хозяева земных богатств либо награждают, либо наказывают человека. Все волшебные предметы глубоко символичны, они не имеют одного, единого прочтения, являясь обозначением жажды творчества (каменный цветок), красоты (малахитовая шкатулка), поддержки (пуговка) и т.д.
В его рассказе многое названо, однако многое лишь намечено в виде намеков. Он сказал о горных мастерах, которые «в горе живут, никто их не видит», хотя сам однажды видел: «Случалось мне раз видеть». Здесь самое интересное место. Где, каким образом, когда это ему удалось? Но рассказчик ничего не сообщает, прибегая к фигуре умолчания.
Сам факт признания старика выглядит как подтверждение достоверности его сообщения - подобный прием доказательства истинности постоянно встречается в народных преданиях и рассказах-воспоминаниях.
Сказочный образ «каменного цветка» символизирует красоту самого материала, ту красоту, что заложена природой и в обломке камня и в куске дерева- словом, в любом материале, какой требует усилий мастера, чтобы стать произведением искусства. Кто увидел «каменный цветок», тот «красоту понял» и в силу этого становится «горным мастером». «Горные мастера» - выученики Малахитницы. Они живут и трудятся в подземных владениях Хозяйки Медной горы. Их труд чудесен, они обладают умением придавать жизненность, казалось бы, мертвому камню. Работа их от «здешних... наотличку...
Во второй части сказа Бажову уже не пришлось прибегать к сложному переплетению сказочно-реального. К наказанию барыни и ее спутников приводит открытое нарушение двух запретов Хозяйки. Во-первых, барыня спустилась в забой, хотя ее предупреждали, что «никак нельзя женщине в шахту», и, во-вторых, она не только произнесла слово «хозяйка», что не рекомендовалось делать во владениях Малахитницы, но и назвала себя хозяйкой горы: «Хочу, чтоб это зеркало у меня стояло, потому как я хозяйка этой горы!» [4, с.192].
Писатель открывает в своих сказах подлинную силу мастерства, которое дарит людям глубокие и сильные переживания, внутренне их обогащает. Оно приносит радость свершения мастеру и радость постижения красоты всем остальным
В сказах Бажова можно встретить несколько талантливых мастеров «по каменному делу», чье умение явно превосходит возможности их товарищей по ремеслу. Творческая одаренность - это дар, который следует признать изначально данным свыше. У Бажова проблема одаренности последовательно перетекает в проблему творческой неуспокоенности, принуждает героев к поискам совершенной красоты. Поиски эти мучительны. Герои понимают, что для воплощения идеала одного мастерства недостаточно. Данила пытается и не может выточить малахитовую чашу так, «чтобы камень полную силу имел».
4. Заключение
Итак, мои выводы:
1. Хозяева земных богатств совмещают у Бажова одновременно и грозные силы природы, и человеческие черты. Такая трактовка образов во многом совпадает с фольклорной.
2. Фольклорная основа сказов прослеживается и в обращении к изображению чудесных предметов. Они часто являются дарами за высокие нравственные качества героев, их уважение к родной земле, ее природе и таинствам. Однако, как и в народных сюжетах, предметы, обладающие волшебными свойствами, имеют двоякую природу: они часто несут в себе не только благо, но и отрицательные черты, лишний раз подчеркивая авторское убеждение в том, что истинное богатство заключено не в золоте и драгоценностях, а в душевной красоте и творчестве;
Сохраняя традиционные мотивы фольклора - воздаяние за добро и зло, любовь, семейные взаимоотношения - Бажов добавляет к ним важность творчества для жизни человека и расплата за полученный дар творить.
Сказы П.П. Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народной мудрости. Однако П.П. Бажов - не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества. П.П. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы - об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества.
Созданные на основе уральской фольклорной прозы о горных мастерах, сказы П.П. Бажова вместе с тем являются глубоко оригинальными литературными произведениями.
5. Список использованных источников
Батин, М.А. Павел Бажов/ Батин М.А.- М.: Наука, 1983. -248с.
Блажес, В.В. П.П. Бажов и рабочий фольклор: учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического фак-та/ В.В. Блажес.- Свердловск: Уральский государственный ун-т, 1982. - 103с.
Миронов, А.В. Образ Хозяйки Медной горы в сказах П.П. Бажова/А.В. Миронов//Творчество П.П. Бажова в меняющемся мире: [сборник статей]. - Екатеринбург: Объединенный музей писателей Урала, 2004. - С. 95-102.
Слобожанинова, Л.М. «Малахитовая шкатулка П.П. Бажова в литературе 30-40-х годов/ Л.М. Слобожанинова.- Екатеринбург: Средне-уральское книжное изд-во, 1998. - 158с.
Слобожанинова, Л.М. Сказы - старины заветы: очерк жизни и творчества П. Бажова (1879-1950)/ Л.М. Слобожанинова. - Екатеринбург: ПАКРУС , 2000. -258с.