К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД.
Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.
Общеучебные навыки:
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
Логические навыки:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
Познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
Для формирования познавательных УУД на уроках русского языка целесообразны следующие виды заданий, игр:
- дидактические игры: «Ветер и рукописи», «Испорченный текст» , кроссворды, чайнворды
– дидактические игры : «Сравни», «Найди отличия» «Поиск лишнего» (направлены на сопоставление данного и искомого, умение анализировать и сравнивать);
– дидактическая игра «Буквенные лабиринты» (выполнять логические действия с языковым материалом);
– составление схем-опор (понимать информацию представленную в разных формах);
– работа с разного вида таблицами (осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию);
– работа со словарями (искать, получать и использовать информацию);
- нестандартные олимпиадные задания.
- «Прочитай транскрипции». Запиши слова данного задания буквами. ( при выполнении данного задания развиваются познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании).
- «Раздели текст на предложения» (умение находить части в целом)
- задание «Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу» (упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений)
На уроках литературного чтения
- дидактические игры : «Кто помнит…?», «Что здесь произошло?»
- составление «цепочек последовательностей» (формирую умение представлять информацию в виде схемы);
- выделение главного, поиск информации в различных источниках, ориентирование в книге (формирую умение ориентироваться в материале учебника);
– характеристика и сравнение персонажей и произведений (формирую умение на основе анализа объектов делать выводы, сравнивать);
- работа по иллюстрациям, схемам, работа с текстами (формирую умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);
- находить общее и различное в характеристиках, поступках героев произведений (умение обобщать и классифицировать по признакам);
- выполнение заданий творческого характера (анаграммы, ребусы, игры со словами) (умение выявлять сущность, особенности объектов);
- беседа по иллюстрации (формирую умение находить ответы на вопросы в иллюстрации);
– установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, обобщение, классификация (умение выполнять логические операции).
На уроках математики
- «Найди и выдели главное» (поиск и выделение необходимой информации);
- «Построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул» (знаково-символическое моделирование);
- «Объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям» (умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде);
- «Вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами» (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий);
- «Изучение нового вычислительного приёма», «Решение задачи нового вида» (формулирование проблемы);
- дидактическая игра «Составление математических заданий» (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера);
- «Сравнение», «Составление таблиц», «Составление алгоритма решения уравнений», «Предположение ответа», «Действия с геометрическими фигурами» (анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство).
На уроках окружающего мира
- дидактические игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Викторины»
- «Прочитай статью в учебнике, энциклопедии», «Рассмотри таблицу, схему, иллюстрацию» (формирую умение извлекать информацию, представленную в разной форме - иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др., в разных источниках - учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.;
- дидактические игры: «Опиши животное», «Сравни растения», «Раздели на группы» (описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков);
- дидактические игры : «Почему так происходит?» (устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.);
- задания: «Используй для работы глобус, карту, макет…» (пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов);
- задания: «Изготовить модель Солнца (Земли) из пластилина» (моделировать объекты и явления окружающего мира);
- «Понаблюдай», «Проведи опыт» (проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме);
- В конце урока на стадии рефлексии уместен вопрос: «Кто из одноклассников больше всех помог в открытии знаний?.. Как работал ты?.. Кто доволен сегодня своей работой?