СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование Познавательных УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собраны задания, игры, упражнения на формирование Познавательных УУД

Просмотр содержимого документа
«Формирование Познавательных УУД»

К основным видам  универсальных учебных действий относятся  личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД.


Познавательные УД  включают  общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.

Общеучебные навыки:

  •  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Логические навыки:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

  • анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.

Познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.


Для формирования познавательных УУД на уроках русского языка целесообразны следующие виды заданий, игр:

- дидактические игры: «Ветер и рукописи», «Испорченный текст» , кроссворды, чайнворды
– дидактические игры : «Сравни», «Найди отличия» «Поиск лишнего» (направлены на сопоставление данного и искомого, умение анализировать и сравнивать);
– дидактическая игра «Буквенные лабиринты» (выполнять логические действия с языковым материалом);
– составление схем-опор (понимать информацию представленную в разных формах);

– работа с разного вида таблицами  (осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию);

– работа со словарями (искать, получать и использовать информацию);

- нестандартные олимпиадные задания.

- «Прочитай транскрипции». Запиши слова данного задания буквами. ( при выполнении данного задания развиваются познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании).

- «Раздели текст на предложения» (умение находить части в целом)

- задание «Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу» (упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений)

На уроках литературного чтения

- дидактические игры : «Кто помнит…?», «Что здесь произошло?» 

- составление «цепочек последовательностей» (формирую умение представлять информацию в виде схемы);

- выделение главного, поиск информации в различных источниках, ориентирование в книге (формирую умение ориентироваться в материале учебника);

– характеристика и сравнение персонажей и произведений (формирую умение на основе анализа объектов делать выводы, сравнивать);

- работа по иллюстрациям, схемам, работа с текстами (формирую умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);

- находить общее и различное в характеристиках, поступках героев произведений (умение обобщать и классифицировать по признакам);

- выполнение заданий творческого характера (анаграммы, ребусы, игры со словами) (умение выявлять сущность, особенности объектов);

- беседа по иллюстрации (формирую умение находить ответы на вопросы в иллюстрации);

– установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, обобщение, классификация (умение выполнять логические операции).


На уроках математики

- «Найди и выдели главное» (поиск и выделение необходимой информации);

- «Построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул» (знаково-символическое моделирование);

- «Объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям» (умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде);

- «Вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами» (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий);

- «Изучение нового вычислительного приёма», «Решение задачи нового вида» (формулирование проблемы);

- дидактическая игра «Составление математических заданий» (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера);

- «Сравнение», «Составление таблиц», «Составление алгоритма решения уравнений», «Предположение ответа», «Действия с геометрическими фигурами» (анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство).

На уроках окружающего мира


- дидактические игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Викторины»

- «Прочитай статью в учебнике, энциклопедии», «Рассмотри таблицу, схему, иллюстрацию» (формирую умение извлекать информацию, представленную в разной форме - иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др., в разных источниках - учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.;

- дидактические игры: «Опиши животное», «Сравни растения», «Раздели на группы» (описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков);

- дидактические игры : «Почему так происходит?» (устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.);

- задания: «Используй для работы глобус, карту, макет…» (пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов);

- задания: «Изготовить модель Солнца (Земли) из пластилина» (моделировать объекты и явления окружающего мира);

- «Понаблюдай», «Проведи опыт» (проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме);

- В конце урока на стадии рефлексии уместен вопрос: «Кто из одноклассников больше всех помог в открытии знаний?.. Как работал ты?.. Кто доволен сегодня своей работой?