Кутявина Татьяна Сергеевна
учитель истории и обществознания
МБОУ « Черемновская СОШ» Называевского
муниципального района Омской области
Формы вовлечения родителей, социальных партнёров
в формирование мотивационной сферы обучающихся.
В настоящее время, в условиях, когда образование строится на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека в процессе обучения и воспитания, происходит множество инновационных изменений: меняется содержание обучения и воспитания и их приоритеты, критерии оценки данных видов деятельности, другими становятся педагогические технологии, стили преподавания и управления школой, возникают образовательные учреждения нового типа.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в некоторых федеральных документах определены стратегические задачи развития современной образовательной системы. Решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания при участии семьи и общественности. Это тот социальный заказ, на который должна ориентироваться школа настоящего в воспитании подрастающего поколения.
Исходя из вышеизложенного, хочу поделиться опытом своей работы, направленной на взаимодействие нашей образовательной организации - МБОУ «Черемновская СОШ», семьи и социальных организаций.
Союз семьи и школы… Сочетание этих слов стало уже привычным. Как показывают всевозможные опросы и анкетирования, которые проводятся с родителями наших учеников, их все сильнее волнуют различные стороны взаимодействия семьи и школы, они заинтересованы не только в успешном обучении, но и во всестороннем развитии ребенка.
Какие же формы работы с родителями использует наша образовательная организация?
А) Работа родительского комитета. Родительский комитет – это группа родителей, которая постоянно собирается для того, чтобы оказывать содействие в совершенствовании условий для осуществления образовательного и воспитательного процесса, решения вопросов по охране жизни, здоровья и благополучия учеников, свободного развития их личности. Как правило, членами родительского совета становятся родители с активной жизненной позицией.


Б) Родительское собрание – это одна из основных форм работы с родителями. Главное на собрании - помочь родителям организовать воспитание ребят в семье, их труд и отдых. На общешкольных и классных собраниях у родителей есть возможность поделиться опытом формирования у детей кругозора, культуры поведения, ответственности, трудовых навыков, организованности, навыков общения.
В) Многие классные руководители нашей школы используют в своей работе такую форму как «круглый стол». «Круглый стол» способствует созданию нетрадиционной обстановки при общении с родителями. Это дает возможность обсудить самые разные актуальные проблемы обучения и воспитания.
Г) Посещение семьи. Основная цель визита – изучение условий, в которых живет ребенок, обстановки, которая его окружает. Данная форма работы необходима, когда обучающийся оказывается в трудной жизненной ситуации, т.е. входит в так называемую «группу риска» в связи с тем, что родители ведут неблагополучный образ жизни.
Д) «Дни открытых дверей». Они дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, глубже вникнуть в процесс воспитания и обучения, актуальный на данном этапе развития ребенка.
Е) Досуговые формы организации взаимодействия с родителями устанавливают теплые неформальные отношения между учителями и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем становится проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию, участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. К данной группе форм относятся проведение традиционных совместных праздников, концертов, спортивных мероприятий, таких как « Новый год», «День Матери», «Масленица», «Папа, мама, я — спортивная семья».
Многие родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах, выступают в роли непосредственных участников представлений, помогают организовывать большие праздники.

Кроме взаимодействия семьи и школы, наша образовательная организация ведет тесное сотрудничество с различными социальными партнерами. Их не так много, так как наше село находится на отдаленном расстоянии от районного центра и города Омска. Но, тем не менее, существует ряд организаций, с которыми мы стараемся взаимодействовать по мере возможности.
А) Детский Дом Творчества г.Называевска. Данная организация находится в районном центре и поэтому наши ребята не имеют возможности посещать различные кружки и клубы по интересам, которые существуют на базе дома творчества. И все-таки между нами существует связь. Во-первых, наше школьное детское общественное объединение «Звездное небо» входит в районное детское общественное объединение «Аист», организованное в Доме Детского Творчества. Во-вторых, обучающиеся нашей школы систематически участвуют во всевозможных акциях, декадах, проектах, которые проводит ДДТ. Ребята получают грамоты, сертификаты, дипломы, что позволяет повышать им уровень своей самооценки и пополнять портфолио своих достижений.

Б) Дом культуры Черемновского сельского поселения приветствует ребят в своих стенах. Он дает им возможность развиваться дополнительно в разных творческих сферах. К сожалению, у нас в селе нет квалифицированных специалистов, которые бы профессионально готовили детей в танцевальном, художественном или вокальном искусствах, но обучающиеся с удовольствием посещают те кружки, которые организованы в Доме культуры по мере сил и возможности.
В) Школой установлено тесное сотрудничество с Черемновской сельской библиотекой. Ежемесячно библиотекарь Ковалев В.В. проводит интеллектуальные и поэтические мероприятия, приглашая ребят. Кроме того, он также приходит в школу с библиотечными уроками на разные темы.
Г) В рамках Недели Безопасности два-три раза в год нашу школу посещают представители фельдшерского пункта и пункта пожарной охраны Черемновского сельского поселения. Ребята с интересом участвуют в тренировочных мероприятиях по пожарной безопасности, а также внимательно слушают лекции по профилактике различных заболеваний, а также о вреде губительных привычек, таких как курение, алкоголизм и наркомания.

Д) Инспекция по делам несовершеннолетних при Черемновском сельском поселении оказывает неоценимую помощь в работе с детьми и их родителями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Совместно со школой проводятся беседы, советы по профилактике, делаются всевозможные усилия по оказанию психологической поддержки как ребятам, так и взрослым.
Таким образом, взаимодействие школы, семьи и социального партнерства ориентируется на построение открытого информационного воспитательно- образовательного пространства, которое будет способствовать становлению выпускника как компетентной и мобильной личности, способной быстро адаптироваться к окружающей его среде, найти свое применение в общественной и профессиональной деятельности. Интересы детей и заинтересованность родителей, направлены на развитие взаимопонимания, взаимодействия. Очень важно создать условия для развития внутреннего партнерства между школой и родителями, обучающимися и учителями, школой и социальными организациями через организацию совместной плодотворной деятельности, для повышения мотивационной сферы обучающихся.
Литература
1. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983.
2.Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе. – М-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социокультурный_подход