Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я и экзамен: русский язык. 11 класс»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я и экзамен: русский язык» для учащихся 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, кодификатора, развивает элемент содержания базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для подготовки к ЕГЭ.
Цели:
- обеспечение качественной подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- упорядочение процесса обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.
Задачи:
- создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
- ознакомление с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
- отработка этапов формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения;
- использование при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.
Программа внеурочной деятельности «Я и экзамен: русский язык 11 класс» направлена на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Место предмета
Согласно учебному плану на изучение предмета «Я и экзамен: русский язык. 11 класс» отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Планируемые результаты
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;
2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранят чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;
4) способность к продуцированию текстов разных жанров;
5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
говорение и письмо:
умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;
умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, аннотация, конспект и.т.д.);
владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;
2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
Предметные:
1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);
3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;
5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;
6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);
7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
Содержание
Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.
Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.
Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.
Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.
Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.
Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.
Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.
Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Подготовка к заданиям части 1 | 23 |
3. | Подготовка к сочинению части 2 | 5 |
4. | Комплексная подготовка к ЕГЭ | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. | 1 | | |
2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | 1 | | |
3 | Лексика. Лексические нормы. Слова-паронимы | 1 | | |
4 | Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. | 1 | | |
5 | Лексические выразительные средства. Тропы. | 1 | | |
6 | Фразеология | 1 | | |
7 | Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. | 1 | | |
8 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи | 1 | | |
9 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки. | 1 | | |
10 | Синтаксис. Словосочетание. | 1 | | |
11 | Синтаксис. Предложение. | 1 | | |
12 | Простое, осложнённое, сложное предложение. | 1 | | |
13 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки | 1 | | |
14 | Синтаксические выразительные средства. | 1 | | |
15 | Орфография. | 1 | | |
16 | Орфографические нормы | 1 | | |
17 | Пунктуация. | 1 | | |
18 | Пунктуационные нормы | 1 | | |
19 | Текст. Понимание текста. | 1 | | |
20 | Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | | |
21 | Текст. Стили и типы речи | 1 | | |
22 | Тема, проблема, идея текста. | 1 | | |
23 | Способы формулировки проблемы текста | 1 | | |
24 | Виды комментария к проблеме | 1 | | |
25 | Выявление и формулировка авторской позиции | 1 | | |
26 | Способы аргументации собственного мнения | 1 | | |
27 | Композиция сочинения. | 1 | | |
28 | Речевое оформление композиционных частей сочинения | 1 | | |
29 | Практикум по написанию сочинения | 1 | | |
30 | Практикум по написанию сочинения | 1 | | |
31 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1 | | |
32 | Индивидуальная коррекция ошибок | 1 | | |
33 | Тренинг в формате ЕГЭ. | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В). - М.: Экзамен, 2023.
2. Нарушевич А.Г. Русский язык. 10-11 классы. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. - М.: Просвещение, 2019.
3. Дощинский Р. А., Цыбулько И.П. ЕГЭ-2024. Русский язык. Тематический сборник заданий. - М.: Национальное образование, 2023.
Словари и справочники:
1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2012.
2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.: Просвещение, 2012.
3. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. - М.: Эксмо, 2012.
4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М. : Просвещение, 2013.
5. Иванов В.В., Одинцов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 2010.
6. Лекант П.А., Леднева В.В. Школьный орфоэпический словарь. - М.: Просвещение, 2013.
7. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 2009.
8. Николина Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов. - М.: Русское слово, 2012.
9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. - М.: АСТ, 2013.
10. Розенталь Д.Э., Теленкова М. Словарь трудностей русского языка. - М.: Айрис-Пресс, 2013.
11. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2007.
12. Ушаков Д.И., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Дрофа, 2013.
13. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: ВАКО, 2011.