Язык – важнейшее средство общения.
Цель: заложить основы понимания языка как средства общения.
Задачи: учить пользоваться толковым словарем, создавать связное монологи-ческое высказывание; стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-беседа с элементами практикума.
Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, репродукции картин, изоб-ражающие ситуации общения людей (например: И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Ф.П.Решетников «Опять двойка» и т.п.)
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.
Ход урока
Язык – инструмент, необхо-
димо знать его, хорошо им
владеть.
М.Горький
1.Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня первый в этом учебном году урок русского языка, и, наверно, вам хочется узнать тему занятия. Для этого необходимо разгадать кроссворд, состоящий из вопросов, и записать найденные ответы по горизон-тали. Тогда в выделенном столбце по вертикали вы прочитаете ключевое слово нашей темы.

1. Какой плод герои сказок добывали в чужом саду с риском для жизни?
2. Как называется книга для начального обучения грамоте?
2
3.У каждой птицы свои «руки». Что это?
4. Во что наливают духи?
Ответы: 1. Яблоко. 2.Азбука. 3. Крылья. 4. Флакон.
В выделенном столбце: Язык.
11. Сообщение темы урока , запись темы в тетради, работа над содержанием эпиграфа.
111. Словарная работа.
1.Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, журнал, газету и тоже пони-маете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку. Для выяс-нения точного значения этого слова обратимся к толковому словарю С.И.Ожего-ва.
Язык:
1) Орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека способствую-
щий также образованию звуков речи.
2) В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
3) Система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих резуль-
таты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыс-
лями и взаимного понимания в обществе.
4) Совокупность средств выражения в словесном творчестве. (Язык писателя.)
2. Запишите пословицы и определите значение слова «язык» в каждой из них. Дайте толкование смысла пословиц. Какие из них доказывают, что язык – это средство общения?
Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой. Язык голову кормит. Без языка и колокол нем.
3. Запишите предложения со словом «язык» в третьем значении. В ка-честве опоры возможно использование текста о роли языка в жизни человека и репродукции картин, изображающих ситуации общения людей.
1V. Анализ возможностей языка как средства общения.
Знаете ли вы, что язык может быть гневным и праздничным, ласковым и разящим? Послушайте текст и ответьте на вопросы.
Язык
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу пригото-вить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф
3
Спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше на свете лучше языка! При помощи языка строоятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: « Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
Вопросы и задания.
1) Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет ничего
на свете, а в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на све-
те?
2) Как понять это противоречие? От кого зависит, чем является язык: самым луч-
шим или самым худшим на свете?
3) Прокомментируйте последнее утверждение, обратившись к изображенным на
репродукциях картин ситуациям общения.
V. Функции языка как средства общения.
Каждый язык выполняет свои функции в качестве средства общения не только между отдельными людьми, но и между группами людей.
Выявляются функции русского языка в качестве общения: это родной язык русского народа, государственный язык народов России, средство международ-ного общения за рубежом.
V1. Выводы.
Сегодня на уроке мы вспомнили, что язык является важнейшим средством общения. Без него нельзя работать согласованно, совместно с другими. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. Но языковому общению, как и всему на свете, нужно учиться, чтобы язык был другом, а не врагом, ведь
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
В.Суслов
VП. Домашнее задание.
Письменно расскажите об одной из ситуаций общения из вашей жизни (5-7 предложений). При необходимости примените соответствующую пословицу. Объясните, другом или врагом являлся для вас в этой ситуации язык.