Применение игровых технологий на занятиях основ безопасности жизнедеятельности
Подготовил: преподаватель ОБЖ и физической культуры Кировского лесопромышленного колледжа Татаринов Михаил Николаевич
Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.
- Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.
- Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной , если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приемы учения.
«Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
К.Э.Циолковский
Цель работы:
Определить методику обучения использования игровых технологий на занятиях ОБЖ.
Объект исследования:
Процесс обучения студентов на занятиях ОБЖ.
Предмет исследования:
Методика использования игровых технологий в процессе обучения студентов на занятиях ОБЖ.
Гипотеза исследования:
Использование игровых технологий на занятиях ОБЖ будет способствовать активизации мыслительной деятельности студентов и воспитанию познавательных интересов, если игровые технологии будут систематически использоваться в учебном процессе на различных этапах занятия.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретические аспекты данной темы в научно-методической и психолого-педагогической литературе;
- раскрыть особенности педагогических игр;
- определить возможности применения игровых технологий на занятиях ОБЖ.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игровой деятельности
- Развлекательная;
- Коммуникативная;
- Функция самореализации;
- Игротерапевтическая;
- Диагностическая;
- Функция коррекции;
- Функция межнациональной коммуникации;
- Функция социализации;
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
Игровая деятельность используется:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеучебной деятельности (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Классификация игр
По виду деятельности:
- физические (двигательные);
- интеллектуальные (умственные),;
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
По характеру педагогического процесса :
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехничесие и др.
По характеру игровой методики:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации.
1) игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах занятиях: от изучения нового материала до занятий обобщения и систематизации знаний.
Игровая деятельность на занятиях ОБЖ используется в следующих случаях:
1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
2) Как элементы более обширной технологии.
3) В качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
4) Как технология внеучебной деятельности.
Результативность применения игровых технологий на занятиях ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Вывод:
- Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения , так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности .
- Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Спасибо
за
внимание !!!