«Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений
у дошкольников»
«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний…»
Л. А. Венгер
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
Математика представляет собой сложную науку , которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума , поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка , формирования его познавательных и творческих способностей.
Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию .
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования , предложенный ФГОС –
принцип интеграции образовательных областей.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Интеграция ?
Это состояние связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей дошкольного образования , обеспечивающее целостность образовательного процесса .
Позволяет создать модель организации педагогического процесса , где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах
Рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной .
Интеграция развития математических представлений
Встречается во всех видах детской деятельности:
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Познавательно-исследовательская;
- Восприятие художественной литературы и фольклора;
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- Конструирование из разного материала ;
- Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- Музыкальная;
- Двигательная.
Педагогические условия математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода:
- продуманная система ООД, включающая интегрированные занятия ;
- рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;
- активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.
Где встречается
математика?
Образовательная область
«Физическое развитие»
Что делаем?
- Сравниваем предметы по величине и форме;
- Определяем левую и правую сторону;
- Ведем работу по ориентировке в пространстве;
- Используем считалочки (количественный и порядковый счет) ;
- Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д) ;
- Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, перенесенных предметов (в эстафетах) ;
- Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг» , «Найди себе пару» , «Классы» , «Сделай фигуру» , «Эстафеты парами» , «Чья команда забросит больше мячей в корзину» ;
- Проводим физкультурно-математические досуги .
Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Что делаем?
- Широко используем такие малые фольклорные формы как , пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки.
- Используем стихотворные формы художественной литературы.
- Читаем сказки и рассказы способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий (количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий).
Вид деятельности :
«Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала»
Что делаем?
Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия . «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т. п.
Вид деятельности: «Музыкальная »
Что делаем?
- При освоении ритма танца осваиваем счет.
- Развиваем пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки» , «встать парами» , «выполняем движения под музыку в такт : раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др.
- Используем математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий. Песенки о временных отношениях : сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных отношениях : метре, сантиметре, и т. д.
Вид деятельности : «Игровая»
Что делаем?
- Используем настольно-печатные игры, для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат : «Лиса и гуси» , «Мельница» , «Волки и овцы» ; головоломки (на палочках и механические) ; логические задачи и кубики, лабиринты.
- Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур.
- Знаком детей с миром геометрических фигур с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся : «Формы» , «Геометрическая мозаика» , «Целое из частей» , «Бусы» , «Разложи в коробку» .
- Для закрепления понятия «Величина» используем серии картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера» , «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого».
- Такие игры как «Сколько не хватает?» , «Весёлый счёт» , «Мои первые цифры» , «Считаем и читаем» , «Я умею считать» помогают в игровой форме учить детей решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, сравнивать количество предметов, умения читать.
Вид деятельности :
«Самообслуживание и элементарный бытовой труд»
Что делаем?
• При сервировке стола детям необходимо учесть количество человек, сидящих за этим столом.
• При уборке игрушек соотносим их размер, цвет, форму в соответствии с ящиком, коробкой и т. п., куда они убираются.
• В процессе трудовых поручений закрепляем количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
• Возможна разработка и реализация проектов по темам «Математический огород» , «Математика на грядке» , «Большие и маленькие в природе» .
Вид деятельности: «Коммуникативная »
Что делаем?
• Разыгрываем ситуации для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет» , «Путешествие» и др.
• Пересказываем по схемам-опорам, либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя» , «Два жадных медвежонка» , «Жихарка» , «Цветик-семицветик» .
• Сочиняем сказки по известным мотивам, например : «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Теремок» – с цветными зверятами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения.
• Составляем описательные рассказы по картине.
• Заучиваем стихотворение С. Маршака «Веселый счет» , учим считалки, потешки, загадки, пальчиковые игры на закрепление счёта.
Вид деятельности : «Познавательно - исследовательская»
Что делаем?
• Измеряем сыпучие и жидкие материалы.
«В какую бутылку быстрее нальется вода?» Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды. Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших) .
• Измеряем длину или ширину заданных предметов, используя разные предметы-мерки: карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки. Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.
• Используем занимательные проблемные ситуации.
«Размотай ленту» дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Вывод : ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.
Выводы :
Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также формирование интегративных качеств личности.