СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний…»

Л. А. Венгер

Просмотр содержимого документа
««Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников»»

«Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников»

«Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений

у дошкольников»

«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний…» Л. А. Венгер

«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний…»

Л. А. Венгер

 В  дошкольном  возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.   Математика представляет собой сложную науку , которая может вызвать  определенные  трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают  математическим складом ума , поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.  И родители, и педагоги знают, что  математика  – это мощный фактор  интеллектуального развития ребенка ,  формирования  его познавательных и творческих способностей.  Самое главное - это привить ребенку  интерес к познанию .

В  дошкольном  возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. 

Математика представляет собой сложную науку , которая может вызвать  определенные  трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают  математическим складом ума , поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

И родители, и педагоги знают, что  математика  – это мощный фактор  интеллектуального развития ребенкаформирования  его познавательных и творческих способностей.

Самое главное - это привить ребенку  интерес к познанию .

Основополагающий принцип развития современного  дошкольного образования ,  предложенный   ФГОС – принцип  интеграции  образовательных областей.

Основополагающий принцип развития современного  дошкольного образованияпредложенный   ФГОС

принцип  интеграции  образовательных областей.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Интеграция ? Это состояние связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей   дошкольного образования , обеспечивающее целостность образовательного  процесса . Позволяет создать модель организации педагогического  процесса , где ребенок постигает базовые категории  (часть, целое и др.)  с различных точек зрения, в различных образовательных сферах Рассматривается как ведущая  форма  организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени,  дошкольной .

Интеграция ?

Это состояние связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей   дошкольного образования , обеспечивающее целостность образовательного  процесса .

Позволяет создать модель организации педагогического  процесса , где ребенок постигает базовые категории  (часть, целое и др.)  с различных точек зрения, в различных образовательных сферах

Рассматривается как ведущая  форма  организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени,  дошкольной .

Интеграция развития математических представлений

Интеграция развития математических представлений

Встречается во всех видах детской деятельности:   Игровая;  Коммуникативная;  Познавательно-исследовательская;  Восприятие художественной литературы и фольклора;  Самообслуживание и элементарный бытовой труд;  Конструирование из разного  материала ;  Изобразительная  (рисование, лепка, аппликация)  Музыкальная;  Двигательная.

Встречается во всех видах детской деятельности:

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Восприятие художественной литературы и фольклора;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • Конструирование из разного  материала ;
  • Изобразительная  (рисование, лепка, аппликация)
  • Музыкальная;
  • Двигательная.
Педагогические условия математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода:   продуманная система ООД, включающая  интегрированные занятия ;  рациональное совмещение различных видов деятельности  (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.)  с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций,  сформулированных  на основе личного опыта ребенка;  активизация познавательного  интереса к математике у старших дошкольников  и стремления к усвоению новых знаний. Где встречается   математика?

Педагогические условия математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода:

  • продуманная система ООД, включающая  интегрированные занятия ;
  • рациональное совмещение различных видов деятельности  (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.)  с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций,  сформулированных  на основе личного опыта ребенка;
  • активизация познавательного  интереса к математике у старших дошкольников  и стремления к усвоению новых знаний.

Где встречается

  математика?

 Образовательная область   «Физическое развитие» Что делаем? Сравниваем предметы по величине и форме; Определяем левую и правую сторону; Ведем работу по ориентировке в пространстве; Используем считалочки  (количественный и порядковый счет) ; Рассчитываемся по порядку  (первый, второй и т. д) ; Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, перенесенных предметов  (в эстафетах) ; Играем в подвижные игры математического содержания  «Попади в круг» ,  «Найди себе пару» ,  «Классы» ,  «Сделай фигуру» ,  «Эстафеты парами» ,  «Чья команда забросит больше мячей в корзину» ; Проводим физкультурно-математические досуги . Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

Образовательная область

  «Физическое развитие»

Что делаем?

  • Сравниваем предметы по величине и форме;
  • Определяем левую и правую сторону;
  • Ведем работу по ориентировке в пространстве;
  • Используем считалочки  (количественный и порядковый счет) ;
  • Рассчитываемся по порядку  (первый, второй и т. д) ;
  • Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, перенесенных предметов  (в эстафетах) ;
  • Играем в подвижные игры математического содержания  «Попади в круг» «Найди себе пару» «Классы» «Сделай фигуру» «Эстафеты парами» «Чья команда забросит больше мячей в корзину» ;
  • Проводим физкультурно-математические досуги .

Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

Образовательная область  «Художественно-эстетическое развитие» Что делаем? Широко используем такие малые фольклорные  формы как , пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки. Используем стихотворные  формы  художественной литературы. Читаем сказки и рассказы способствующие  формированию представлений  о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд  математических понятий (количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий).

Образовательная область 

«Художественно-эстетическое развитие»

Что делаем?

  • Широко используем такие малые фольклорные  формы как , пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки.
  • Используем стихотворные  формы  художественной литературы.
  • Читаем сказки и рассказы способствующие  формированию представлений  о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд  математических понятий (количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий).
Вид деятельности : «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала» Что делаем? Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать  математические понятия . «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т. п.

Вид деятельности :

«Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала»

Что делаем?

Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать  математические понятия . «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т. п.

 Вид деятельности: «Музыкальная »  Что делаем? При освоении ритма танца осваиваем счет. Развиваем пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами  «две ноги и две руки» ,  «встать парами» , «выполняем движения под музыку в  такт : раз, два, три, раз, два, три»;  «встаем в круг»  и др. Используем математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий. Песенки о временных  отношениях : сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных  отношениях : метре, сантиметре, и т. д.

Вид деятельности: «Музыкальная »

Что делаем?

  • При освоении ритма танца осваиваем счет.
  • Развиваем пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами  «две ноги и две руки» «встать парами» , «выполняем движения под музыку в  такт : раз, два, три, раз, два, три»;  «встаем в круг»  и др.
  • Используем математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий. Песенки о временных  отношениях : сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных  отношениях : метре, сантиметре, и т. д.

Вид деятельности «Игровая»

Что делаем?

  • Используем настольно-печатные игры, для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и  шахмат «Лиса и гуси» «Мельница» «Волки и овцы» ; головоломки  (на палочках и механические) ; логические задачи и кубики, лабиринты.
  • Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур.
  • Знаком детей с миром геометрических фигур с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм  относятся «Формы» «Геометрическая мозаика» «Целое из частей» «Бусы» «Разложи в коробку» .
  • Для закрепления понятия  «Величина»  используем серии картинок  «Посели каждое животное в домик нужного размера» , «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого».
  • Такие игры как  «Сколько не хватает?» «Весёлый счёт» «Мои первые цифры» «Считаем и читаем» «Я умею считать»  помогают в игровой форме учить детей решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, сравнивать количество предметов, умения читать.
Вид деятельности : «Самообслуживание и элементарный бытовой труд» Что делаем? • При сервировке стола детям необходимо учесть количество человек, сидящих за этим столом. • При уборке игрушек соотносим их размер, цвет, форму в соответствии с ящиком, коробкой и т. п., куда они убираются. • В процессе трудовых поручений закрепляем количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. • Возможна разработка и реализация проектов по темам  «Математический огород» ,  «Математика на грядке» ,  «Большие и маленькие в природе» .

Вид деятельности :

«Самообслуживание и элементарный бытовой труд»

Что делаем?

При сервировке стола детям необходимо учесть количество человек, сидящих за этим столом.

При уборке игрушек соотносим их размер, цвет, форму в соответствии с ящиком, коробкой и т. п., куда они убираются.

В процессе трудовых поручений закрепляем количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

Возможна разработка и реализация проектов по темам  «Математический огород» «Математика на грядке» «Большие и маленькие в природе» .

  Вид деятельности: «Коммуникативная » Что делаем? • Разыгрываем ситуации для сюжетно-ролевых игр  «Супермаркет» ,  «Путешествие» и др. • Пересказываем по схемам-опорам, либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием:  «Три медведя» ,  «Два жадных медвежонка» ,  «Жихарка» ,  «Цветик-семицветик» . • Сочиняем сказки по известным мотивам,  например :  «Колобок»  – с геометрическими фигурами,  «Теремок»  – с цветными зверятами,  «Курочка Ряба»  – на пространственные отношения. • Составляем описательные рассказы по картине. • Заучиваем стихотворение С. Маршака  «Веселый счет» , учим считалки, потешки, загадки, пальчиковые игры на закрепление счёта.

  Вид деятельности: «Коммуникативная »

Что делаем?

Разыгрываем ситуации для сюжетно-ролевых игр  «Супермаркет» «Путешествие» и др.

Пересказываем по схемам-опорам, либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием:  «Три медведя» «Два жадных медвежонка» «Жихарка» «Цветик-семицветик» .

Сочиняем сказки по известным мотивам,  например «Колобок»  – с геометрическими фигурами,  «Теремок»  – с цветными зверятами,  «Курочка Ряба»  – на пространственные отношения.

Составляем описательные рассказы по картине.

Заучиваем стихотворение С. Маршака  «Веселый счет» , учим считалки, потешки, загадки, пальчиковые игры на закрепление счёта.

Вид деятельности :  «Познавательно - исследовательская» Что делаем? • Измеряем сыпучие и жидкие материалы. «В какую бутылку быстрее нальется вода?»  Дети переливают воду из бутылочек разной величины  (высокая, узкая и низкая, широкая)  в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды. Сколько ложек крупы в чашке?»  (кукольных, чайных, десертных, больших) . • Измеряем длину или ширину заданных предметов, используя разные предметы-мерки: карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину  (ширину) при помощи сантиметра и линейки. Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы. • Используем занимательные проблемные ситуации. «Размотай ленту»  дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие.  Вывод : ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.

Вид деятельности «Познавательно - исследовательская»

Что делаем?

Измеряем сыпучие и жидкие материалы.

«В какую бутылку быстрее нальется вода?»  Дети переливают воду из бутылочек разной величины  (высокая, узкая и низкая, широкая)  в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды. Сколько ложек крупы в чашке?»  (кукольных, чайных, десертных, больших) .

Измеряем длину или ширину заданных предметов, используя разные предметы-мерки: карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину  (ширину) при помощи сантиметра и линейки. Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.

Используем занимательные проблемные ситуации.

«Размотай ленту»  дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие.  Вывод : ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.

Выводы :  Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также формирование интегративных качеств личности.

Выводы :

Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также формирование интегративных качеств личности.