РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 175 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Использование фиджетов
для концентрации внимания и снятия напряжения
у детей с РАС»
Подготовил:
Учитель - логопед:
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД
№ 175 Г.О. ДОНЕЦК» ДНР
Дикуха А. В.
Подготовила: учитель - логопед
Дикуха Алена Вячеславовна
Стаж работы 13 лет
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№ 175 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дефицит внимания у детей нарастает
по двум основным причинам:
- с ростом продолжительности задания
- из-за его монотонности и предсказуемости
Простыми словами, внимание переключается,
когда становится скучно.
У детей с РАС и СДВГ сенсорное восприятие может быть особенно затрудненным, когда им приходится иметь дело сразу с несколькими объектами, из которых надо выделить один главный .
Последние годы индустрию игрушек наводнили различные «антистрессовые» или «сенсорные» игрушки, которые предназначены для того, чтобы просто держать или вертеть их в руках. Их также называют «фиджеты» (от английского fidget — ерзать, вертеть или перебирать что-то в руках, совершать бесцельные движения).
Фиджеты побуждают совершать небольшие движения руками, похожие движения с предметами или без них, совершают многие люди, когда нервничают или теряют терпение. Исследования показывают, что движения мелкой моторики могут быть тесно связаны с развитием мозга и памятью. Сейчас ведутся исследования о том, какие процессы в мозгу связаны с повторяющимися движениями, характерными для детей с аутизмом и другими особенностями.
Почему фиджеты могут быть не просто развлечением для ребенка, но играют важную роль в обучении и саморегуляции?
Внимание и сосредоточенность на задаче
Причины
Целостное развитие мозга
Влияние на память
Внимание и сосредоточенность на задаче:
Некоторые дети и взрослые что-то перебирают или делают руками для того, чтобы регулировать свое внимание и «сбросить» лишнюю энергию, которая мешает сосредоточиться. Повторяющиеся движения могут непроизвольным способом «разбудить» мозг, когда мы скучаем или нам не сидится на месте.
« Расслабленная бдительность» — это особое состояние мозга, во время которого эффективнее всего усваивается новая информация. В этот период организм вырабатывает много химических веществ, которые способствуют активной работе мозга. Повторяющиеся, автоматические движения с фиджетами могут помочь «сбросить напряжение» и приблизиться к состоянию расслабленной бдительности.
Целостное развитие мозга
Развитие мозга в целом тесно связано с движениями крупной и мелкой моторики. В развитии функций мозга у детей важнейшую роль играет коммуникация между двумя полушариями.
Предоставление большого количества возможностей для тактильной стимуляции и движений мелкой моторики, в том числе с помощью игрушек-фиджетов, — это возможность использовать оба полушария мозга.
Фиджеты — это один из инструментов, который может способствовать целостному развитию мозга при аутизме и других особенностях развития.
Влияние на память
Исследования показали, что повторяющиеся действия мелкой моторики (рисование в свободной форме) улучшали запоминание.
Физические упражнения улучшают способность выстраивать и перестраивать связи в мозгу, которые связаны с запоминанием и извлечением информации из памяти. Точно так же для аутичных детей фиджеты могут стать физическими действиями, которые могут улучшить запоминание информации.
Как можно догрузить сенсорику особого малыша так, чтобы он стал проявлять больше внимания?
Возможные средств и методы для
усиления концентрации внимания и снижения уровня тревожности:
Специальный наклонный диск
Сидеть на надутой воздухом резиновой подушке или на специальном наклонном диске . Так верчение и ерзание ребенка уменьшатся и не будут отвлекать остальных детей.
Спиннеры
«Егозить» пальцами помогает детям с особенностями развития сохранять спокойствие в тех местах, где нельзя активно двигаться и шуметь. Для любителей покрутить что-то пальцами подойдут кольца и подвески с подвижными элементами.
Фиджет-куб
Сочетает в себе свойства спиннера и дополнительные возможности. Его можно крутить, а также щелкать кнопками и двигать пальцами маленькие рычажки, которые находятся на его гранях.
Глубокие тактильные ощущения, которые возникают во время объятий, успокаивают всех.
У детей с РАС могут быть определенные особенности: многие из них болезненно реагируют на прикосновения к ним других людей, но при этом имеют огромную потребность в тактильных ощущениях, напоминающих объятья. Вот такое противоречие. Какой выход? Можно регулировать поступление тактильных ощущений — прикасаться самим только к тому, что нравится или обнимать то, что нравится. Согласитесь, есть разница: трогают вас или вы сами решаете, к чему прикасаться.
Гусь-обнимусь
Игрушки, связанные с получением удовольствия от прикосновений сейчас необычайно популярны , это может быть - шипованный мяч, который можно сжимать, рельефную игрушку или кусочек комфортной ребенку ткани . Также могут пригодиться резиновые эспандеры и четки, слаймы и жвачки для рук.
Мялки
Жевательные приспособления
Потребность получать сенсорные ощущения в области рта часто встречается у детей с РАС. Чтобы ребенок не грыз ногти, пальцы, воротник или другие неподходящие объекты, ему предлагают специальные приспособления: кулоны из силикона в виде каких-то фигурок, специальные силиконовые браслеты и украшения не бросаются в глаза.
Существует проблема с засыпанием у детей, независимо от возраста. Причин может быть очень много. Есть стратегия, которая в некоторых случаях помогает — специальное утяжеленное одеяло.
Зачем утяжеление ребенку с РАС? Одна из проблем таких детей — их мозг недостаточно хорошо регистрирует информацию о границах своего тела. И это одна из причин повышенной тревожности, которая беспокоит днем и не дает заснуть вечером.
Утяжеленное одеяло
Интерес к этим предметам говорит о том,
что мы все становимся аутичными?
Нет. Скорее всего все эти предметы оказались востребованы нейротипичными людьми, потому что наш образ жизни сильно изменился. Дефицит тактильных ощущений, недостаток движения, многозадачность, бешеный темп жизни — все это становится причиной стресса. А сенсорные приспособления помогают успокоиться и получить приятные ощущения.
Литература:
1.Лебединская К.С., Никольская О.С. «Диагностика раннего детского аутизма» М.: Просвещение, 1991.
2.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М., 1997.
3.Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб. «Дидактика Плюс», 2001.
4.Морозов С.А., «Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу)» .М.: Изд-во "СигналЪ", 2002
5.Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003.
6.Линн.И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. «Расписания для детей с аутизмом».Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во "СигналЪ", 2003.
7.Нуриева Л. Г.«Развитие речи у аутичных детей» / Издательство: Теревинф, 2003 г.
8.Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком» Теревинф, 2007.
Спасибо за внимание !