Исследовательская работа
Тема: «Народные ремесла и промыслы Мензелинского района ».
Работу выполнили :
Ученик 8класа: Солодков Игорь.
Руководитель музея школы, учитель истории :
Суздалева Ирина Валентиновна
ГБОУ «Мензелинская школа- интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
г.Мензелинск
Содержание работы:
1.Введение
2. Основная часть: «Народные ремесла и промыслы Мензелинского уезда в 19-20 веке».
2.1 Лесные промыслы
2.2. Столярно-экипажный промысел
Плетюшный промысел
Бондарно-посудный промысел
Ткацко-красильный промысел
Вышивально-кружевной промысел
Швейно-портняжный промысел
Шерстобитный и валяльно-войлочный промысел
Заключение .
Список использованных источников и литературы
Введение.
«Народ - это все равно, что золотоискатель, он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих лет, только самое ценное, самое гениальное»(М.И. Калинин)
Земля наша испокон веков славилась ярким самобытным искусством и творящими людьми. У каждого народа есть своя история, которая характеризует не только уклад жизни, традиции, но и отражает суть определенного народа1. В далекие времена, когда еще нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни все необходимое создавали собственными руками: и посуду, и игрушки, и одежду. 2 Наличие и своеобразие ремесла зависело от местности, в которой проживал человек. В нашем Мензелинском крае издревле занимались домашними промыслами и ремеслами. Организация промыслов была необходима для обработки волокна, шерсти, кожи, древесины и других видов крестьянского труда. Только некоторые из этих занятий, требующие более профессиональных знаний и оборудования, выделились в самостоятельные ремесла.
Актуальность: Издавна наша земля славилась своими мастерами. Современное поколение прошлое узнает из уст дедушек и бабушек. Может случиться так, что через несколько лет не останется людей, которые могли бы нам об этом поведать. Поэтому необходимо изучать, развивать богатые традиции народных ремёсел и бережно хранить имена мастеров-умельцев.
Цель исследования: Изучение, сохранение народных традиционных ремесел и выявление их современное состояние.
Задачи:
Обширить кругозор современного поколения о народных умельцах нашего района.
Собрать материал о жителях, занимающихся народными ремеслами.
Выявить, какие из них сохранились в настоящее время.
Обобщить и проанализировать собранный материал.
Объектом исследования являются народные промыслы и ремесла, бытовавшие в Мензелинском районе.
Источники исследования:
Музейные, библиотечные материалы, сеть интернета.
Краеведческий музей города, экспонаты школьного музея.
Фотографии экскурсий.
Методы исследования:
Изучение материала;
поиск информации;
опрос, интервью;
Гипотеза: если в нашем районе есть умельцы, которые владеют секретами традиционных ремёсел, значит, возможно, возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
2 «Народные ремесла и промыслы Мензелиского уезда в 19-20 веке».
19-20 в. – в Мензелинском уезде народные промыслы были многочисленными и разнообразными, по отдельным подсчетам, они достигали от 50 до 150, подразделялись на обработку древесины, лесохимию, кожи, металла, камня, минерала, переработку волокнистых веществ растительного и животного происхождения.
2.1Лесные промыслы.
Лес, прежде всего, использовался как строительный материал, дома строили большинство из сосны и липы. Для различных хозяйственных поделок, ритуальных и медицинских услуг ценилась береза. Из неё изготавливались деревянные части земледельческого орудия, домашняя посуда, решето, сито, плелись корзины, лапти. Самым распространенным лесным промыслом был деревообрабатывающий: рогожно - кулеткацкие, плотницкие, столярные, токарные, бондарные, лесохимические (углежжение, сидка дегтя и смолы, добыча «шадрика» - поташа (углекислого калия), который применялся для выделки кож). 3
2.2Столярно-экипажный промысел.
Экипажный промысел (изготовление кибиток, тарантасов) был распространен в уездах, по территории которых проходили большие дороги. В нашем уезде изготовлением телег, саней, дровней занимались в 23 селах, в том числе в Калмии, Тойгузино, Ст. Сурончак, Ахтуба. 7
2.3 «Плетюшный» промысел.
В плетюшном ремесле распространенным материалом была липовая кора и березовая береста, изделия сбывали на ярмарках, даже поставлялись на международный рынок. Липа во всех отношениях замечательный материал и важное сырье для кустарей: из древесины делали фанеру, музыкальные инструменты, мебель; из коры получали лыко для изготовления корзин, веревок, лаптей; из луба изготавливали мочало для рогожи, кули, кисти для побелки, мочалки для мытья, верёвочный шпагат. В 20-х годах в Мензелинском и Челнинском кантонах, особенно в лесах между Заем и Иком, изготовили почти 85% всех мочал и рогож, производимых в Татарстане, много плетельщиков были в селах Бизяки, Гулюково, Калмия, Барсукове. Другое важное направление - транспортное плетение (почти текстильное производство). Его использовали для изготовления мягкой тары-рогожи, кули, которое применяли в купеческих хлебных амбарах-лабазах, при транспортировке зерна, круп, муки и в рыбном промысле. Кулеткацкий промысел был хорошо организован и достиг значительных размеров, низкая квалификация, несложное оборудование обусловили то, что в этом промысле были заняты целые семьи из наиболее бедных крестьян, не имеющих более сложной специальности. Предприниматели снимали у казны делянки липового леса, нанимали преимущественно марийцев, затем полученным сырьём снабжали кустарей. Лапти плели преимущественно татарское население почти во всех селах, целыми семьями и женщины, и дети 4. Знаменитые Урусовские лапти славились за пределами края.
Бондарно-посудный промысел.
На базе липовых и других лесов (дубовых, осиновых, еловых и даже кленовых) в Мензелинском уезде интенсивно развивался немаловажный бондарный промысел. Этот промысел включал в себя два вида работы: заготовка клепки (колотых или пиленых дощечек, плашек); производство деревянных сосудов (бочек, ведер, чанов, кадок, лоханей). Ещё изготавливали сравнительно мелкие изделия: бочонки, кадушки, шайки, лоханки, ушаты, деревянную посуду по древним образцам. Известными паркетчиками славились сёла Сред. Юртово, Мелекес, деревянные обручи поставляли на Бондюжский химический завод и в Сталинград, а липовую плашку длиной в 2,7 м. на рыбные промыслы в Астрахань и даже на экспорт. И совсем уж необычный промысел получил развитие в селе Байсарово. Началось с того, что один из жителей села в годы Первой мировой войны попал в плен и в Австрии освоил изготовление деревянных гребней. Вернувшись в родные места, он поделился своим умением, и промысел получил распространение. 7
Ткацко-красильный промысел.
В дореволюционном уезде довольно значительными были посевы льна и конопли, которое способствовало распространению кустарного ткацко-красильного промысла - это изготовление тканей, холста, полотенец, а также пошивочное ремесло. Центрами ткацкого ремесла были такие села, как Ст.Мелькень, Аксарино, Бол. Батрас, тканьем холстов выделялось село Каракули. В прошлом ткали преимущественно белый холст различного качества, но уже в период капитализма начали создавать орнаментированные ткани. Ткацкий станок в различных местностях имел свои особенности, всего выделялись 3 типа: первый – татарский станок, с довольно простой рамой; второй - наиболее примитивный, изредка встречался у крещёных татар, где отсутствовала рама, как у станков мари, были разъединены стойки, поддерживающие пришву; третий – это русский станок с дугами для крепления нитченок с навоем. Крашением ткани и других изделий занимались специальные мастера красильного дела. При окраске пряжи пользовались преимущественно растительными красками собственного производства. 6
Вышивально - кружевной и вязальный промысел.
Редко в какой крестьянской семье не занимались вязанием и вышиванием. Местные мастерицы изготавливали вязаные салфетки, косынки, накидки, занимались вышиванием различных узоров на предметах праздничных, да и на вещах постоянного обихода: полотенцах, скатертях, платках, на нижнем белье и на мужских рубахах, женских сарафанах и т.д. Татарские женщины вышивали полотенца, скатерти, покрывала, специальные коврики (намазлык), занавеси различных типов, свадебные онучи и некоторые другие вещи обихода техникой тамбура, реже гладью. Несколько особняком стояла вышивка золотой и серебряной нитью, канителью, которыми расшивали женские головные уборы (калфак), мужские тюбетейки и некоторые другие вещи.4 Русские женщины вышивали крестиком, из грубых шерстяных ниток, в основном, вязали носки, варежки, а из тонких скатерти, накидки, салфетки, концы для полотенец, подзоров, вставки на наволочки и многое другое.
Швейно-портняжный промысел.
Мастера швейного дела в селах занимались пошивом одежды и белья, головных уборов, стеганием ватных одеял, шитьем полушубков и тулупов. В уезде в 10 селах имелись мастера-портные, в том числе в Нов. Мазино, Ст. Абдулово, Соболеково, Бурды, Верх. Юмады. Довольно распространен был портняжный промысел среди чувашей. Они шили порты (штаны), полушубки, рукавицы, азямы (сермяжная одежда – татарский долгий и полный кафтан из «домотканины»). Деревня Апасево была знаменита рукавицами, изготовляемыми местными кустарями. 7
Шерстобитный и валяльно-войлочный промысел
Среди всех ремесел особенно выделялся промысел по обработке шерсти – шерстобитный и валяльно-войлочный. Мастера-шерстобиты были почти в каждой деревне. В конце 19 века в уезде насчитывалось около 400 мастеров дворов-татар. В изготовлении кошм, валяных сапог, шляп татарские мастера достигли особенного совершенства, их изделия не имели равных по чистоте выделки и аккуратности, ими охотно пользовались все народы края. Выделка изделий из шерсти имеет давние традиции, о чем свидетельствует многочисленное поголовье овец ,наличие ножниц для стрижки и иные факты.
Заключение.
« Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано»
Народная мудрость
В результате проделанной работы, мы выявили, что наши предки были мастерами на все руки. Им самим приходилось строить дома и изготавливать орудия труда, шить одежду и обувь, ладить множество предметов домашнего обихода. Искусство народных умельцев не умирает. Предметы старины являются украшением на праздниках, выставках, вызывают интерес у молодого поколения. Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и дошли до нас.
В итоге своей исследовательской работы пришли к выводу, что в нашем городе и районе поныне много талантливых и творческих людей, занимающихся традиционными ремеслами, которые не только сохранили старинные традиции, но и приумножили их. В ходе работы мы познакомились с наиболее известными умельцами и мастерами, хранящими секреты и тайны мастерства.
Ренат Хадеевич Назмеев - мастера народных художественных промыслов,
знают не только в нашем районе, но и в республике. Он не только в совершенстве владеет этим мастерством, но и обучает ребят в «Доме детского творчества». Изготавливают из дерева различные игрушки. Сколько радостей, бурю эмоций испытывают ребята, увидев изделия, сотворенные своими руками» - говорит Ринат Хадеевич. Помимо этого дома вплотную занимается декоративной резьбой из кости, дерева, капы. Деревянные фигуры медвежат, словно сошедшие с картины великого художника Шишкина и других персонажей, украшают парковые зоны города, кто из горожан не видел эти чудесные творения человеческих рук и не гордится тем, что их автор, великий мастер, живёт вместе с ними. Сегодня традиционное народное искусство резьбы по дереву продолжает жить и с каждым годом число умельцев увеличивается. (Приложение 1)
Крылов Иван Николаевич с ранней юности стал инвалидом, но не опустил руки, не впал в отчаяние и решил заняться плетением корзин, ваз, изготовлением цветов. В этом начинании его поддержали его родители: помогали заготавливать лозу, представляли его работы на выставках - продажах. Сейчас Иван ,воистину, стал мастером своего дела, к нему приезжают за заказами из других городов, он занимает призовые места на различных выставках. (Приложение 2)
Ганиева Муслима Маузитовна, заведующая Подгорно Байлярским сельским клубом Мензелинского района, проводит различные мероприятия, где знакомит и обучает детей с традициями, обычаями, ремеслами наших предков. Вечерами организует кружки по обучению рукоделию сельчан (Приложение 3)
Педагоги нашей школы - интерната тоже люди творческие, чтят традиции своего края и учат этому своих учеников. Большое внимание уделяют развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями (Приложение 4). А приобщение их к народным промыслам и ремеслам через собственную практику, является способом привития тяги к творчеству, формирования творческого отношения к жизни. В данное время в нашем школьном краеведческом музее собрано такое количество экспонатов - предметов старого быта и обихода, что могут позавидовать многие. Уникальная история, сохранившиеся культурные традиции, щедрая на красоту, природа, наложила большой отпечаток на жизнь и быт людей Мензелинского района. Плетение корзин, и ткачество, валяльно-войлочный промысел , бондарно-посудный промысел, столь значимые и популярные еще в недавнем прошлом, вытеснены из сегодняшнего быта за отсутствием спроса на эти изделия. Считаем, что необходимо возродить утраченные промыслы и ремесла, которые давали возможность заработать нашим предкам.
Самым ценным в нашей исследовательской работе стало то, что мы познакомились с прошлым и настоящим своего района , узнали много нового и интересного о традиционных ремеслах, познакомились с замечательными людьми, которые делают жизнь интересней, обобщили собранный материал. Планируем продолжить работу и постоянно пополнять новыми знаниями, материалами готовы поделиться полученным опытом и информацией с теми, кому это интересно. В результате нам удалось убедиться в том, что традиционное сельское ремесло не забыто, оно живет и радует глаз и душу человека, в нашем районе существуют все предпосылки для возрождения ремёсел. Хотя мастеров-ремесленников действительно стало меньше, но и сегодня их труд остается востребован.
Список источников:
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.19., С.-Петербург, Типо-Литография И.А. Ефрона, 1896 г.
Валеев.Ф. Татарский народный орнамент. Казань, «Наука», 2002 г. Брокгауз Ф.А., Ефрон
Татары среднего Поволжья и Приуралья, Казань, «Наука», 1967 г.
Ермаков В.В. Крестьянство Восточного Закамья (с древнейших времен до наших дней). Набережные Челны: Издательство КамПИ, 2000.,336 с
.Декоративно-прикладное искусство казанских татар.Г.Ф..Сулйманова. Москва «Советский художник» 1990
И.Сафина Ф.Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала. Казань, «Наука», 1996 г.
А.Г.Бедарева Ремесла и промыслы Мензелинского уезда .Мензлинский краеведческий музей. Мензелинск, 2012г.
Приложение 1. РенатХадеевич Назмеев - мастер народных художественных промыслов.
Приложение 2. Крылов Иван Николаевич – мастер плетения корзин, ваз, изготовления цветов.
Приложение 3 .«Кружок вязания» в сельском клубе деревни Подгорные Байляры Мензелинского района.
Хайруллина Гульсина Гайнулловна
Гимадиев Рауфат Шакирович
передает свое мастерство ,плетение лаптей,внукам
Приложение 4 Мастера-умельцы Мензелинской школы-интернат.
Ищерякова В.В.Кружок»Хозяюшка»
Кружок ДПИ «Очумелые ручки Махмутова С.С.