СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Андреевич Крылов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация создана при изучении биографии и творчества И.А.Крылова для учащихся 5-6 классов. В ней материал об истории басни, о баснописцах, о басне как жанре, иллюстрации к басням Крылова.

Просмотр содержимого документа
«Иван Андреевич Крылов»

Иван Андреевич Крылов  (1769 - 1844) Люблю, где случай есть, пороки пощипать!  И. А. Крылов  Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили. Её и внуки затвердят.  П. А. Вяземский

Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844)

Люблю, где случай есть,

пороки пощипать!

И. А. Крылов

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили.

Её и внуки затвердят.

П. А. Вяземский

В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений.

В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений.

Исторический путь басни    Древняя Греция Россия ( XIX в.):  ( VI в. до н. э.) - Эзоп  Александр Петрович  Сумароков  Иван Иванович  Хемницер  Иван Иванович  Дмитриев  Иван Андреевич  Крылов  Древний Рим  ( I в.) – Федр Франция  ( XVII в.) – Лафонтен Германия  ( XVIII в.) – Лессинг

Исторический путь басни

  • Древняя Греция
  • Россия ( XIX в.):

( VI в. до н. э.) - Эзоп

Александр Петрович

Сумароков

Иван Иванович

Хемницер

Иван Иванович

Дмитриев

Иван Андреевич

Крылов

  • Древний Рим

( I в.) – Федр

  • Франция

( XVII в.) – Лафонтен

  • Германия

( XVIII в.) – Лессинг

И С Т О Р И Ч Е С К И Й  П У Т Ь  Б А С Н И

И

С

Т

О

Р

И

Ч

Е

С

К

И

Й

П

У

Т

Ь

Б

А

С

Н

И

«Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, что  родилась не случайно, а вследствие нашего народного духа, который страх как любит побасёнки...»  В. Г. Белинский

«Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, что родилась не случайно, а вследствие нашего народного духа, который страх как любит побасёнки...» В. Г. Белинский

Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Басня чаще всего содержит в себе мораль, то есть нравоучительный вывод.

Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Басня чаще всего содержит в себе мораль, то есть нравоучительный вывод.

Аллегория (от греч. allos – иной и agoreuo - говорю) – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или социальные явления.   (Краткий словарь  литературоведческих терминов)

Аллегория (от греч. allos – иной и agoreuo - говорю) – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или социальные явления. (Краткий словарь литературоведческих терминов)

Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI в. до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим образам животных, птиц.     (Краткий словарь  литературоведческих терминов)

Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI в. до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. (Краткий словарь литературоведческих терминов)

 «Что в наше время называется басней?  Стихотворный рассказ происшествия, в  котором действующими лицами  обыкновенно бывают или животные, или  твари неодушевлённые. Цель сего рассказа  – впечатление в уме какой-нибудь  нравственной истины, заимствуемой из  общежития...»  В. А. Жуковский

«Что в наше время называется басней? Стихотворный рассказ происшествия, в котором действующими лицами обыкновенно бывают или животные, или твари неодушевлённые. Цель сего рассказа – впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития...» В. А. Жуковский

Изобразительные средства языка Олицетворение – особый вид метафоры: перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы.  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…    А. С. Пушкин

Изобразительные средства языка

  • Олицетворение – особый вид метафоры: перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

А. С. Пушкин

Центон – это стихотворение, составленное из строк, собранных из различных произведений одного или нескольких авторов.

Центон – это стихотворение, составленное из строк, собранных из различных произведений одного или нескольких авторов.

В июле, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками в гору, Из дальних странствий воротясь, По улице Слона водили, Как видно на показ – Известно, что слоны в диковинку у нас... Так за Слоном толпы зевак ходили... Какой-то Повар-грамотей С поварни убежал своей. Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из того не дело – только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе все в него впряглись. Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу.

В июле, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками в гору,

Из дальних странствий воротясь,

По улице Слона водили,

Как видно на показ –

Известно, что слоны в диковинку у нас...

Так за Слоном толпы зевак ходили...

Какой-то Повар-грамотей

С поварни убежал своей.

Проказница-Мартышка,

Осёл, Козёл и косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из того не дело – только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе все в него впряглись.

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу.

 Иллюстрации к басням И. А. Крылова

Иллюстрации к басням И. А. Крылова

«Тот мир, который находим в басне, есть некоторым образом чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий» .  В. А. Жуковский

«Тот мир, который находим в басне, есть некоторым образом чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий» . В. А. Жуковский

Анализ басен И. А. Крылова «Волк на псарне» «Демьянова уха» «Квартет» «Волк и ягнёнок»

Анализ басен И. А. Крылова

  • «Волк на псарне»
  • «Демьянова уха»
  • «Квартет»
  • «Волк и ягнёнок»
Кто не слыхал его живого слова?  Кто в жизни с ним не встретился своей?  Бессмертные творения Крылова  Мы с каждым годом любим всё сильней.  Со школьной парты с ними мы сживались,  В те дни букварь постигшие едва.  И в памяти навеки оставались  Крылатые крыловские слова.  М. Исаковский

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский

Продолжите выражение А ларчик ... Кукушка хвалит Петуха за то, что ... А вы, друзья, как ни садитесь, ... Слона-то я и ... Недаром говорится, что ... Ах, Моська! Знать она сильна, что ... У сильного всегда ... А Васька слушает ... Чтоб музыкантом быть, так ... В семье не ...

Продолжите выражение

  • А ларчик ...
  • Кукушка хвалит Петуха за то, что ...
  • А вы, друзья, как ни садитесь, ...
  • Слона-то я и ...
  • Недаром говорится, что ...
  • Ах, Моська! Знать она сильна, что ...
  • У сильного всегда ...
  • А Васька слушает ...
  • Чтоб музыкантом быть, так ...
  • В семье не ...
Игра в слова Из слов «Крылов» и «басня» составьте как можно больше разных слов. Затем запишите ассоциации, которые возникают у вас в связи с полученными словами.

Игра в слова

Из слов «Крылов» и «басня» составьте как

можно больше разных слов. Затем

запишите ассоциации, которые возникают

у вас в связи с полученными словами.

 Крылов  крыло – свобода  лов – охотник  вор – берёт то, что  плохо лежит  рыл – искал  крыл – ругал,  обличал  вол – грузный,  тяжёлый, но  трудолюбивый  кол – прямой,  «честный»  волк – ищет, чем бы  поживиться  ров – яма, ловушка   Басня  я – каждый из нас  баня – очищение, жар  бас – громкий  баян – певец, сказитель

Крылов

крыло – свобода

лов – охотник

вор – берёт то, что

плохо лежит

рыл – искал

крыл – ругал,

обличал

вол – грузный,

тяжёлый, но

трудолюбивый

кол – прямой,

«честный»

волк – ищет, чем бы

поживиться

ров – яма, ловушка

Басня

я – каждый из нас

баня – очищение, жар

бас – громкий

баян – певец, сказитель

Вывод по уроку Кто такой И. А. Крылов? Каков смысл его творчества? Что такое басня? Кто может стать её героем? Из каких частей строится басня? Для чего создаются басни?

Вывод по уроку

  • Кто такой И. А. Крылов?
  • Каков смысл его творчества?
  • Что такое басня?
  • Кто может стать её героем?
  • Из каких частей строится басня?
  • Для чего создаются басни?
Домашнее задание Выучить басню наизусть (на выбор из сборника басен И. А. Крылова). Сочинить свою басню или составить центон, используя строки любых басен И. А. Крылова. Подготовиться к инсценировке выученной басни.

Домашнее задание

  • Выучить басню наизусть (на выбор из сборника басен И. А. Крылова).
  • Сочинить свою басню или составить центон, используя строки любых басен И. А. Крылова.
  • Подготовиться к инсценировке выученной басни.