Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о жизни Кондратия Фёдоровича Рылеева и его произведением Иван Сусанин. Откройте учебник на странице 84ой Он родился 18 сентября 1795 года (222 года назад), в обедневшей дворянской семье, учился в военном училище и очень рано обнаружил способности к поэзии. Кондрат Фёдорович писал стихотворения, которые обличали несправедливость, угнетённость народа, призывал на борьбу против крепостного права и предостерегал тех, кто хладнокровно смотрел на бедствия страдающей Отчизны. И поэтому 14 декабря 1825 года Рылеев участвовал в выступлении против существующих тогда порядков на Сенатской площади. Восстание декабристов было подавлено, 600 человек арестовано, 120 было отправлено на каторгу в Сибирь, а 5 человек, в том числе и Рылеев, были казнены. Стихотворения вот такого замечательного человека мы будем с вами читать. Кондрат Фёдорович прожил всего лишь 31 год, его жизнь была недолгой. Погиб трагически, отстаивая интересы простых людей. С 1821 по 1823 год он пишет цикл исторических песен «Думы», куда вошли исторические повествования о Вещем Олеге. Дмитрии Донском и о Петре Великом. Одна из дум была посвящена Ивану Сусанину. Это единственная дума, в центре которой стоит не князь и не царь, а человек из народа, который служил правому делу. Что такое дума, вы знаете? Нет Дума – это большое стихотворение на историческую тему. -это народная песня об исторических событиях и народных героях. В произведении, которое мы будем с вами читать есть много неизвестных вам слов, поэтому давайте выполним словарную разминку на странице 85ой. Прочитайте задание под номером 1. Объяснить смысл словосочетаний. Первое словосочетание «Недолго до беды». Как вы его понимаете? Скоро будет беда. Верно. Следующее словосочетание «Вкушать покой». Как вы его понимаете? Чувствовать покой, находиться в покое. Верно. Следующее словосочетание «Гореть любовью». Как вы его понимаете? Сильно любить. Правильно. И последнее словосочетание «Приняться за сабли». Как вы его понимаете? Начать бой. Совершенно верно. Прочитайте задание под номером 2ым. Читают. Давайте сначала подберём антонимы к слову хвалить. Ругать, осуждать. Правильно. Теперь к слову спасать. Губить. Верно. И к слову создавать. Разрушать, уничтожать. Правильно. Время, в котором происходят описанные события, названы в русской истории смутным. Польские захватчики хотели завоевать Россию. Они грабили и разоряли русские земли, убивали людей, старались насадить польские обычаи, язык, веру. На престол должен был взойти молодой царь Михаил Романов (первый из династии Романовых). Он находился в своём родовом поместье недалеко от города Кострома. Поляки были недовольны, т.к. они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Если бы так случилось русский народ лишился бы своей независимости. Поэтому поляки направили большой отряд на север России, чтобы убить молодого царя. И вот этот отряд однажды в метельную ночь сбился с пути и набрёл на село в 3 км от места, где скрывался царь. Не прошенные гости ворвались в избу Ивана Сусанина. Они искали проводника. Сусанин был добрым и справедливым человеком. У него была дочь Антонина и два приёмных сына Богдан и Иван. Поляки требовали, чтобы Сусанин отвёл их к царю, предлагали за услуги деньги, грозились убить в случае отказа. Старик медлил, но к радости захватчиков наконец согласился их провести. Когда рассвело, он повел их совсем в другую сторону, завел их в лесную топь. Здесь среди вековых елей на каждом шагу были ямы, заполненные водой, которые не промерзали даже зимой. Выбившиеся из сил, окоченевшие враги, поняли, что их обманули. Враги стали просить крестьянина, чтоб он их вывел из леса, угрожали, обещали отдать все награбленное золото, но старик был непоколебим. Обозленные враги убили героя. Теперь посмотрим, как эти события описал Рылеев. В думе «Иван Сусанин» будет очень много новых и непонятных для вас слов, так как писатель жил давно, сейчас эти слова называются историзмы, т.е. слова, которые навсегда исчезли из употребления. Разбор значений устаревших слов: лях, сарматы, гумно, москаль, жупан, вотще, захолустье, мнить. Итак, ребята, сейчас я вам прочитаю думу «Иван Сусанин», вы внимательно слушайте, если вам попадутся незнакомые слова, то запоминайте их, чтобы мы потом пояснили их значение. Читаю текст. О чём говорится в этой думе? Отвечают. Какие чувства и переживания у вас возникли при чтении? Отвечают. Почему это произведение заставляет нас так волноваться, сопереживать герою, вызывает чувство грусти, тоски, скорби? Отвечают. Давайте найдем непонятные слова и выражения. «Ни зги» зга - это название металлического колечка на дуге лошади (на улице такая темнота, что едущему на лошади человеку не видно зги: ни колечка на дуге лошади, ни самой дороги, по которой он едет). «Сарматы и ляхи» - иноземные захватчики. «Иззябли» - замерзли. «Лучина» - длинная щепка, которую поджигали для освещения помещения. «Вотще настороже» - напрасно находиться в настороженном состоянии. «Язвы» - раны. «Окольная тропа» - ведущая в обход. |