СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно -тематическое планирование по литературе.9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс.»



Календарно-тематическое планирование по курсу «Литература. 9 класс».



п\п.




Тема



Кол-во

часов

Дата



Цели

Круг чтения



Вопросы теории



Основные виды творческой и читательской деятельности



Основные виды контроля

План

Факт

Введение.( 1ч.)

1.

Шедевры русской литературы.

1

1.09


Дать представление о литературе как искусстве слова, её роли в жизни человека.

Статья учебника

Шедевры, основное базовое образование.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Стр.3-5.

Из древнерусской литературы.( 4ч.)

2.

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров.

1

4.09


Раскрыть основные жанры и черты древнерусской лит-ры.

Статья учебника

Поучение ,повесть, житие, жанр, летопись.

Беседа по вопросам, работа со статьёй учебника.

Составление плана статьи.

3.

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».

1

5.09


Сформировать представление о высоких нравственных и духовных качествах людей старины русской.

«Слово о полку Игореве».

Поучение, повесть, житие, летопись.

Слово учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Сообщения о князях – героях «Слова…»

4.

Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности.

1

8.09


Познакомить со спецификоцй жанра слова, раскрыть особенности языка, образов.

«Слово о полку Игореве».

Поучение, повесть, житие.

Сообщения учеников, элементы анализа текста, пересказ текста.

Наизусть один из элементов «Слова…»

5.

«Слово о полку Игореве» в русской литературе.

1

11.09


Воспитывать любовь и гордость к истории своей страны.

«Слово о полку Игореве»

Жанр, олицетворение, плач.

Извлечение информации из различных источников.

Стр.24-26.

Из русской литературы18 века. (13ч. )

6.

Основные тенденции развития русской литературы 18 века. Самобытный характер русского классицизма.

1

12.9


Раскрыть особенности литературы 18 века, дать понятие классицизма, указать на отличительные черты русского классицизма.

Статья учебника

Классицизм, панегирик,

сатира.

Составление таблицы

Конспект статьи учебника.

7.

Формирование «новой» русской литературы в начале столетия. А. Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский.

1

15.09


Познакомить с особенностями «новой» русской литературы начала 18 века.

Статья учебника.

Сатира, тоническое стихосложение.

Анализ статьи учебника,

Сообщение о писателях.

8.

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…». Ода как жанр лирической поэзии.

1

18.09


Познакомить с творчеством писателя, раскрыть особенности теории «трёх штилей», оды как жанра лирической поэзии.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол…»

Ода, теория «трёх штилей».

Анализ оды.

Презентация.

9.

Новая русская драматургия. А.П. Сумаруков, В.В. Капнист, Я.Б. Княжнин.


1

19.09


Раскрыть особенности драматургии18 века, познакомить с творчеством А.П. Сумарукова, В.В.Капниста Я.Б. Княжнина.

Статья учебника

Интрига.

Конспект лекции

Фронтальный опрос.

10.

Расцвет отечественной драматургии. Д.И. Фонвизин «Недоросль».

1

22.09


Познакомить с творчеством Д.И. Фонвизина, раскрыть сатирическую направленность комедии.

«Недоросль»

Комедия, сатира, диалог, монолог, ремарка.

Речевая хар-ка, выразительное чтение.

Презентация.

11.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»: герои события.

1

25.09


Обсудить проблемы гражданственности: образование воспитание в комедии.

«Недоросль».

Сатира, комедия, монолог, ремарка.

Речевая хар-ка, чтение по ролям.

Мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана».

12.

Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1

26.09


Обсудить проблему –традиции и новаторства в пьесе.

«Недоросль».

Сатира, комедия, диалог, ремарка.

Владение монологической и диалогической речью.

Индивидуальные задания.

13.

Проблематика произведений Г.Р. Державина .«Фелица», «Памятник».

1

29.09


Познакомить с творчеством писателя, особенностями его поэтической манеры, со слогом и интонациями произведения.

«Фелица», «Памятник».

Ода, аллегория.

Извлечение информации из различных источников.

Стих-е наизусть.

14.

Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.

1

2.10


Дать представление об основных фактах биографии писателя и особенностях его творческой манеры; познакомить со слогом и интонациями произведения, дать понятие путешествия как жанра, проследить черты сентиментализма в произведении.

«Путешествие из Петербурга в Москву».

Особенности жанра путешествия, сентиментализм.

Конспект лекции.

Подбор материала к сочинению.

15.

Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева.

1

3.10


16.

Н, М, Карамзин «Бедная Лиза». Черты сентиментализма и предромантизма в его произведениях.

1

6.10


Создать условия для понимания вопроса о роли писателя в литературе 18 века; дать понятие о сентиментализме .

«Бедная Лиза».

Сентиментализм.

Анализ текста, характеристика героев.

Индивидуальные задания.

17-18.

Сочинение по произведениям литературы 18 века.

2

9.10

10.10


Формировать навык написания сочинения на заданную тему.

Подбор материала.

Порядок написания сочинения.

План работы.

Сочинение.

Литература русского романтизма первой четверти 19 века. ( 6ч.)

19.

«Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.

1


13.10




Дать понятие романтизма, реализма; раскрыть особенности лит-ры19 в., указать на отличительные черты русского романтизма.


Статья учебника.


Романтизм, реализм, , мемуарная лит-ра, народность, публицистика.


Конспект лекции.


Фронтальный опрос.


20.

Поэзия чувственных радостей К,Н. Батюшкова.

1

16.10


Познакомить с творчеством поэта.

Стих-я «Мечта», «Мой гений».

Элегия

Конкурсное чтение стих-ий.

Стих-е наизусть.

21-22.

Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве В,А. Жуковского.

2

17.10

20.10


Сформировать представление о романтических мотивах в творчестве В.А. Жуковского; выделить основные проблемы лирических произведений.

Поэма «Певец во стане русских воинов», стих-е «Море. Элегия», «Жизнь».

Романтизм, поэма, элегия.

Самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Стих-е наизусть.

23.

Влияние творчества поэта на последующий литературный процесс.

1

23.10


Создать условия для раскрытия понятия баллады; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образов.

Баллада «Светлана».

Баллада.

Выразительное чтение и анализ текста.

Индивидуальные задания.

24.

Поэты-элегики и представители «гражданского романтизма». Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев.

1

24.10


Обучение анализу лирического произведения.

Стих-е «Разуверение», дума «Иван Сусанин».

Романтизм, дума, гражданский романтизм.

Инсценировка отрывков из баллады.

Презентация.

Литература первой половины 19 века. ( 58 ч.)


25.

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова.

1

27.10


Создать условия для понимания и раскрытия личности драматурга; роль жизни на Кавказе в судьбе Грибоедова.

Статья учебника.

Вольный стих.

План статьи.

Индивидуальные сообщения.

26.

Творческая история комедии «Горе от ума».

1

30.10


Создать условия для понимания и раскрытия личности драматурга; роль жизни на Кавказе в судьбе Грибоедова; рассмотреть глубину, противоречивость образов, созданных автором; место Чацкого в системе образов; подвести учащихся к самостоятельной оценке основных понятий и проблем, поднятых автором, путём сравнения и сопоставления.

«Горе от ума», «Мильон терзаний».

Трагикомедия, двуединый конфликт, монолог.

Чтение по ролям, характеристика героев, анализ статьи.

Монолог наизусть.

27.

Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

1

31.10


28.

Идеалы и антиидеалы Чацкого.

1

10.11


29.

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 столетия.

1

13.11


30.

Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.

1

14.11


31.

Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии.

1

17.11


32.

И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

1

20.11


33-34.

Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2

21.11

24.11


Продолжить совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения.

Подбор материала.

Порядок написания сочинения.

Составление плана работы.

Сочинение.

35.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

1

27.11


Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры.

Статья учебника.

Реализм.

Конспект лекции, фронтальный опрос.

Презентация.

36.

Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики. Тема поэта и поэзии. ( «Арион», «Пророк», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

1

28.11


Создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений.

«Арион», «Анчар», «К Чаадаеву», «К морю», «Осень», «Деревня».

Художественные средства языка, размеры стихов, романтизм, реализм.

Выразительное чтение, анализ стихотворений.

3 стихотворения наизусть.

37.

Лирика любви и дружбы. (К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная тьма», «Я вас любил…»

1

1.12


38.

Тема природы в лирике А.С. Пушкина.( «Осень», «Деревня»).

1

4.12


39.

Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика.

1

5.12


Создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания.

«Кавказский пленник», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии».

Романтическая поэма, реализм, пародия.

Анализ текста, сравнительная характеристика героев, оставление плана.

Фронтальный опрос.

40.

Герои и проблематика «Повестей Белкина».

1

8.12


41.

Нравственные уроки «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.

1

11.12


42.

Философское звучание поздней лирики А.С. Пушкина «Вновь я посетил».

1

12.12


Создать условия для понимания идейного содержания стих-я.

«Вновь я посетил».

Духовные стихи.

Анализ текста.

Индивидуальные задания.

43.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.

1

15.12


Дать представление об особенностях романа в стихах, об истории создания, совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей, совершенствовать умение выразительного чтения.


Роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Выразительное чтение, характеристика героев, анализ отдельных эпизодов романа.

Презентация; фронтальный опрос; письмо Онегина, письмо Татьяны наизусть.

44.


Автор и его герой в образной системе романа.

1

18.12


45.

Тема онегинской хандры и её преломление в « собранье пёстрых глав».

1

19.12


46.-47.

Онегин и Ленский.

2

22.12

25.12


48-49.

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

2

26.12

12.01


50.

Картины жизни русского дворянства в романе.

1

15.01


51.

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».

1

16.01


52-53.

Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2

19.01

22.01


Формировать навык написания сочинения на заданную тему.

Подбор материала.


Порядок написания работы.

Сочинение.

54.

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова.

1

23.01


Познакомить с творчеством поэта.

Статья учебника.


Составление плана лекции.

Презентация.

55.

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова.

1

26.01


Раскрыть глубину и непосредственность чувств лирического героя; осмысление Родины ранней и поздней лирики Лермонтова; обучение анализу стихотворения.

56- «Смерть поэта», «Поэт», «Нет, я не Байрон», «Пророк»; 57-«Родина», «Выхожу один я на дорогу»; 58-«Когда волнуется желтеющая нива…»; 59- «Нет, не тебя так пылко я люблю…»; 60-«Дума».

Романтический герой, лирический герой, байронический герой, инверсия, пафос, художественные средства языка,

Выразительное чтение стихов, составление таблицы, анализ стихов.

5 стихотворений наизусть.

56.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова.

1

29.01


57.

Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

30.01


58.

Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

2.02


59.

Тема любви в творчестве М.Ю. Лермонтова.

1

5.02


60.

Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

6.02


61.

Проверочная работа по лирике М.Ю. Лермонтова.(анализ одного стихотворения).

1

9.02


Совершенствовать навык анализа лирических произведений.


План анализа стихотворения.

Анализ стихотворения.

Проверочная работа.

62.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе.

1

12.02


Создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за всё, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика; развитие навыков монологической речи.

«Герой нашего времени».

Философский роман, психологический портрет, образ рассказчика, сюжет фабула, композиция.

Выборочный пересказ, характеристика героев, анализ текста.

Анализ эпизода.

63.

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в главах «Бэла», «Максим Максимыч».

1

13.02


64-65.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

2

16.02

19.02


66-67.

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

2

20.02

26.02


68.

Споры о романтизме и реализме романа. Творчество М.Ю. Лермонтова в оценке В. Белинского.

1

27.02


Познакомить учащихся с оценкой творчества М.Ю. Лермонтова В. Белинским.

Статья учебника.

«Интимный» патриотизм, повествовательный цикл.

Цитатный план лекции.

Фронтальный опрос.

69.

Тестовая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1

2.03


Выявление степени усвоения учениками материала .


Тест.

Выполнение тестовой работы.

Тестовая работа.стр.45 кон. р.9-11кл.

70-71.

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

2

5.03

6.03


Формировать навык написания сочинения на заданную тему.


Порядок написания сочинения.

Подбор материала для сочинения.

Сочинение.

72.

Н.В. Гоголь - писатель-сатирик. Страницы жизни и творчества.

1

12.03


Познакомить с жизнью и судьбой Н.В. Гоголя; дать представление об истории создания поэмы; совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей; совершенствовать умение выразительного чтения произведения.

Статья учебника, «Мёртвые души».

Поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Пересказ с элементами цитирования, анализ текста.

Презентация, фронтальный опрос, индивидуальные задания.

73.

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

1

13.03


74.

«Вся Русь явится в нём!» Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ».

1

16.03


75-76.

Губернский город N и его обитатели.

2

19.03

20.03


77.

Народная тема в поэме.

1

30.03


78-79.

Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме.

2

2.04

3.04


80.

Фигура автора и роль лирических отступлений.

1

6.04


81.

Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

1

9.04


82.

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Обучение пересказу с элементами цитирования.

1

10.04


Учить пересказывать художественный текст, включая элементы цитирования.

«Мёртвые души».

Цитата, цитирование.

Пересказ текста.


83-84.

Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

2

13.04

16.04


Формировать навык написания сочинения на заданную тему.


Порядок написания работы.

Подбор материала для сочинения.

Сочинение.

Литература второй половины 19 века.(8 ч.)

85.

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 годов.

1

17.04


Познакомить учащихся с традициями отечественного реализма в литературе 1840-1890 годов; Рассмотреть своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Статья учебника, «история одного города».

Реализм, психологическая проза.

Конспектирование лекции, сообщение о писателях, фронтальный опрос.

Презентация.

86.

Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова, И.С. Тургенева).

1

20.04


87.

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».

1

23.04


88.

Лирическая ситуация 50-80 годов 19 века. Ф.И.Тютчев – поэт-философ и поэт родной природы.

1

24.04


Дать представление о фактах биографии поэта, об истории создания произведений, новаторстве.

«Я встретил вас…», «Я помню время золотое…».

Художественные средства языка.

План анализа стихотворения.

Анализ лирического текста.

89.

Тема «невыразимого» в лирике А.А. Фета.

1

27.04


Совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия.

«День и ночь», «Какая ночь».

Художественные средства языка.

План анализа стихотворения.

Анализ лирического текста.

90.

Поэзия Н.А. Некрасова. Своеобразие некрасовской Музы.

1

30.04


Совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия.

«Вчерашний день, в часу шестом…»

Художественные средства языка.

План анализа стихотворения.

Анализ лирического текста.

91.

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.

1

4.05


Дать представление о личности и творчестве А.П. Чехова, воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев.

Статья учебника, «Тоска», «Смех сквозь слезы».

Художественная деталь.

Анализ текста, фронтальный опрос.

Презентация.

92.

А.П. Чехов. Тема одиночества человека в мире «Тоска», «Смех сквозь слёзы».

1

7.05


Из литературы 20 века.(10 ч.)

93.

Своеобразие русской прозы рубежа веков(М. Горький, И. Бунин, А. Куприн).

1

8.05


Дать представление о жанрах и направлениях русской литературы, совершенствовать навык анализа драматического произведения.

Статья учебника, «На дне».

Драма, внутренний монолог, психологизм.

Лекция учителя, работа с текстом, вопросы и задания.

Презентация.

94.

Драма М. Горького «На дне» как пьеса-буревестник.

1

11.05


95.

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи.

1

14.05


Учить писать рефераты, строить письменное высказывание- анализ поэтического текста.

Лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А Ахматовой, М. Цветаевой.

Лирика, художественные средства языка.

Подбор материала для рефератов.

Реферат.

96.

Своеобразие отечественного романа первой половины x x века.

1

15.05


Рассказать о своеобразии романа первой половины xx века, совершенствовать навык анализа прозаического произведения.

Статья учебника, «Судьба человека».

Композиция, сюжет, рассказ.

Лекция учителя, сообщения учащихся, работа с книгой.

Презентация.

97.

Гуманизм шолоховской прозы. Рассказ «Судьба человека».

1

18.05







98.

Литературный процесс 50-80-х годов. В.Г. Распутин «Деньги для Марии».

1

21.05


Дать представление о жанрах и направлениях русской литературы, совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Статья учебника, «Деньги для Марии».

Литературное направление, традиции и новаторство.

Лекция учителя, сообщения учащихся, работа с книгой.

Индивидуальные задания.

99

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. В. Астафьев, В. Распутин, И.Бродский, О. Седакова Итоги года.

1

22.05


Дать представление о жанрах и направлениях русской литературы, совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Статья учебника.

Литературное направление, традиции и новаторство.

Лекция учителя, сообщения учащихся, работа с книгой.

Индивидуальные задания.