Приложение к рабочей программе
по предмету «Русский язык»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО __________Хуснутдинова Л.Д. протокол №____ от _____2021 г. | Согласовано зам. директора по УВР _____________Миннибаева Р.М. протокол № ____от ______2021 г. | Утверждаю Директор МАОУ гимназия № 1 ______________ Р.Р.Аюпов приказ № ____ от _______ 2021 г. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Русский язык»
для 4 б класса
Учебник: С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю. Романова «Русский язык», 4 класс
Срок реализации – 2021 - 2022 учебный год
Составитель
Гаибова Луиза Талгатовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Календарно-тематическое планирование
Авторская программа по предмету рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю. В соответствии с учебным планом МАОУ гимназия № 1 на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Русский язык» отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. В связи с этим в авторскую программу внесены изменения: сокращены резервные часы из 35 до 1 часа, который добавлен в раздел «Правописание». Сокращен раздел «Развитие речи» за счет уплотнения программного материала на 8 часов: из них 5 часов добавлены в раздел «Правописание» и 8 часов в раздел «Как устроен наш язык».
№ | Разделы | Количество часов по классам |
Авторская программа | Изменения | Рабочая программа |
1. | Как устроен наш язык | 54 | + 3 ч из раздела «Развитие речи» | 57 |
2. | Правописание | 52 | +1 из резерва + 5 из раздела «Развитие речи» | 58 |
3. | Развитие речи | 29 | -8 | 21 |
4. | Резерв | 35 | -34 | - |
| Итого | 170 | | 136 |
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока ЭКОР | Кол-во часов | Дата | Примечание |
По плану | Фактически |
1 | Развитие речи 1 час | Повторение. Учимся писать письма | 1 | 1.09 | | |
2 | Как устроен наш язык 1 час | Повторяем фонетику и словообразование. ЭКОР. Названия городов Башкортостана | 1 | 3.09 | | |
3 | Правописание 2 часа | Повторение изученных орфограмм | 1 | 6.09 | | |
4 | Повторение изученных орфограмм | 1 | 7.09 | | |
5 | Как устроен наш язык Развитие речи 1 час | Транскрипция. Учимся писать письма | 1 | 8.09 | | |
6 | Как устроен наш язык 1 час | Повторение признаков имен существительных | 1 | 10.09 | | |
7 | Правописание 3 часа | Повторение правописания окончаний имён существительных 1-го склонения. | 1 | 13.09 | | |
8 | Входной контрольный диктант. | 1 | 14.09 | | |
9 | Работа над ошибками. Повторение правописания окончаний имён существительных 2-го и 3-го склонения | 1 | 15.09 | | |
10 | Как устроен наш язык 2 часа | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 17.09 | | |
11 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 20.09 | | |
12 | Правописание 2 часа | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | 21.04 | | |
13 | Контрольное списывание №1 | 1 | 22.09 | | |
14 | Развитие речи 1 час | Текст. ЭКОР. Названия озёр Башкортостана | 1 | 24.09 | | |
15 | Как устроен наш язык 1 час | Признаки имени прилагательного | 1 | 27.09 | | |
16 | Правописание 2 часа | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных | 1 | 28.09 | | |
17 | Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных. | 1 | 29.09 | | |
18 | Как устроен наш язык 1 час | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 1.10 | | |
19 | Правописание 1 час | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. Контрольный словарный диктант №1 | 1 | 11.10 | | |
20 | Как устроен наш язык 1 час | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 12.10 | | |
21 | Развитие речи 1 час | Текст. ЭКОР. Текст на тему «Достопримечательности столицы Башкортостана» | 1 | 13.10 | | |
22 | Правописание 2 часа | Буквы о-ё после шипящих и ц . Повторение по теме «Мягкий знак в конце слов после шипящих» | 1 | 15.10 | | |
23 | Контрольный диктант №1 по теме: «Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных» | 1 | 18.10 | | |
24 | Как устроен наш язык 1 час | Работа над ошибками. Повторение по теме «Местоимение» | 1 | 19.10 | | |
25 | Правописание 2 часа | Орфограммы приставок. ЭКОР. Названия рек Башкортостана | 1 | 20.10 | | |
26 | Разделительный твердый и разделительный мягкий знак | 1 | 22.10 | | |
27 | Развитие речи | Обучающее изложение « Домашние кошки» | 1 | 25.10 | | |
28 | Как устроен наш язык 2 часа | Разбор по членам предложения | 1 | 26.10 | | |
29 | Синтаксический анализ предложения | 1 | 27.10 | | |
30 | Правописание 2 часа | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 29.10 | | |
31 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 1.11 | | |
32 | Как устроен наш язык 1 час | Синтаксический анализ предложения | 1 | 23.11 | | |
33 | Развитие речи 1 час | Деление текста на абзацы | 1 | 3.11 | | |
34 | Как устроен наш язык 1 час | Глагол как часть речи | 1 | 5.11 | | |
35 | Правописание 3 часа | Правописание приставок в глаголах | 1 | 8.11 | 19.11 | |
36 | Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание приставок» | 1 | 9.11 | 22.11 | |
37 | Работа над ошибками. Правописание не с глаголами | 1 | 10.11 | | |
38 | Развитие речи 1 час | Обучающее изложение «Журавли» | 1 | 12.11 | | |
39 | Как устроен наш язык 3 часа | Вид глагола. | 1 | 22.11 | | |
40 | Начальная форма глагола | 1 | 23.11 | | |
41 | Личные формы глагола | 1 | 24.11 | | |
42 | Правописание 1 час | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 | 26.11 | | |
43 | Как устроен наш язык 1 час | Лицо и число глагола. | 1 | 29.11 | | |
44 | Правописание 1 час | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 1 | 30.11 | | |
45 | Развитие речи 1 час | Текст-повествование «Белка» | 1 | 1.12 | | |
46 | Правописание 4 часа | Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 | 3.12 | | |
47 | Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 | 6.12 | | |
48 | Лицо и число глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 | 7.12 | | |
49 | Контрольный диктант № 3 по теме « Мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах» | 1 | 8.12 | 13.12 | |
50 | Развитие речи 2 часа | Работа над ошибками. Спряжение глаголов | 1 | 10.12 | 14.12 | |
51 | Спряжение глаголов. ЭКОР. Башкирские пословицы | 1 | 13.12 | 15.12 | |
52 | Как устроен наш язык 2 часа | Определение спряжения глаголов | 1 | 14.12 | |
53 | Обучающее изложение «Осиновый лист» | 1 | 15.12. | | |
54 | Правописание 1 час | Правописание глаголов Контрольный словарный диктант №2 | 1 | 17.12 | | |
55 | Развитие речи 1 час | Приём противопоставления в тексте | 1 | 20.12 | | |
56 | Правописание 2 часа | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | 21.12 | | |
57 | Упражнения в правописании безударных окончаний глаголов | 1 | 22.12 | | |
58 | Как устроен наш язык 1 час | Разбор глаголов по составу | 1 | 24.12 | | |
59 | Правописание 2 часа | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | 28.12 | | |
60 | Роль слов в тексте. Правописание глаголов. | 1 | 29.12 | | |
61 | Как устроен наш язык 2 часа | Глагольное время. Настоящее время глагола | 1 | 31.12 | | |
62 | Разбор глаголов по составу. ЭКОР. Названия деревень Туймазинского района | 1 | 10.01 | | |
63 | Правописание 2 часа | Правописание глаголов | 1 | 11.01 | | |
64 | Правописание суффиксов глаголов | 1 | 12.01 | | |
65 | Как устроен наш язык 1 час | Прошедшее время глагола | 1 | 14.01 | | |
66 | Правописание 1 час | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание безударных окончаний глаголов» | 1 | 17.01 | | |
67 | Как устроен наш язык 1 час | Работа над ошибками. Прошедшее время глагола | 1 | 18.01 | | |
68 | Развитие речи 1 час | Обучающее изложение «Штора» | 1 | 19.01 | | |
69 | Правописание 1 час | Правописание суффиксов глаголов | 1 | 19.01 | | |
70 | Как устроен наш язык 1 час | Будущее время глагола | 1 | 21.01 | | |
71 | Правописание 1 час | Правописание суффиксов глаголов | 1 | 24.01 | | |
72 | Как устроен наш язык 3 часа | Изменение глаголов по временам | 1 | 25.01 | | |
73 | Изъявительное наклонение глаголов | 1 | 26.01 | | |
74 | Условное наклонение глаголов | 1 | 28.01 | | |
75 | Правописание 2 часа | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. ЭКОР. Минутка чистописания. Женские имена | 1 | 31.01 | | |
76 | Правописание глаголов | 1 | 1.02 | | |
77 | Как устроен наш язык 2 часа | Повелительное наклонение глаголов | 1 | 2.02 | | |
78 | Словообразование глаголов | 1 | 4.02 | | |
79 | Развитие речи 1 час | Работа с текстом. Текст-повествование | 1 | 7.02 | | |
80 | Как устроен наш язык 1 час | Глагол в предложении | 1 | 8.02 | | |
81 | Правописание 3 часа | Правописание глаголов | 1 | 9.02 | | |
82 | Правописание глаголов | 1 | 11.02 | | |
83 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание глаголов» | 1 | 14.02 | | |
84 | Как устроен наш язык 6 часов | Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола | 1 | 15.02 | | |
85 | Фонетический разбор глаголов | 1 | 16.02 | | |
86 | Наречие | 1 | 18.02 | | |
87 | Правописание гласных на конце наречий | 1 | 28.02 | | |
88 | Наречие | 1 | 1.03 | | |
89 | Как образуются наречия | 1 | 2.03 | | |
90 | Правописание 1 час | Правописание гласных на конце наречий | 1 | 4.03 | | |
91 | Как устроен наш язык 1 час | Морфологический разбор наречий | 1 | 7.03 | | |
92 | Правописание 4 часа | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | 8.02 | | |
93 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | 9.03 | | |
94 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | 11.03 | | |
95 | Контрольный диктант № 6 по теме « Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих» | 1 | 14.03 | | |
96 | Как устроен наш язык 2 часа | Работа над ошибками. Имя числительное | 1 | 15.03 | | |
97 | Имя числительное | 1 | 16.03 | | |
98 | Развитие речи 1 час | Редактирование текста «Пробуждение» | 1 | 18.03 | | |
99 | Как устроен наш язык 1 час | Изменение имён числительных | 1 | 21.03 | | |
100 | Правописание 4 часа | Слитное и раздельное написание числительных. | 1 | 22.03 | | |
101 | Правописание мягкого знака в именах числительных | 1 | 23.03 | | |
102 | Правописание числительных | 1 | 25.03 | | |
103 | Правописание числительных | 1 | 28.03 | | |
104 | Развитие речи 1 час | Работа с текстом. Текст-описание. ЭКОР. Сочинение на тему «Мой город» | 1 | 29.03 | | |
105 | Правописание 1 час | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах | 1 | 30.03 | | |
106 | Как устроен наш язык 3 часа | Связь слов в предложении. Словосочетание | 1 | 1.04 | | |
107 | Словосочетание | 1 | 4.04 | | |
108 | Слово. Словосочетание. Предложение | 1 | 5.04 | | |
109 | Развитие речи 1 час | Учимся писать сочинение-рассуждение | 1 | 6.04 | | |
110 | Правописание 1 час | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | 8.04 | | |
111 | Как устроен наш язык 3 часа | Связь слов в словосочетании. Согласование | 1 | 18.04 | | |
112 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 | 19.04 | | |
113 | Связь слов в словосочетании. Управление | 1 | 20.04 | | |
114 | Правописание 1 час | Контрольное списывание №2 | 1 | 22.04 | | |
115 | Как устроен наш язык 1 час | Связь слов в словосочетании. Примыкание | 1 | 25.04 | | |
116 | Правописание 2 часа | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | 26.04 | | |
117 | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | 27.04 | | |
118 | Как устроен наш язык 2 часа | Словосочетание в предложении | 1 | 29.04 | | |
119 | Разбор слов по составу | 1 | 2.05 | | |
120 | Развитие речи 1 час | Учимся писать текст-рассуждение | 1 | 3.05 | | |
121 | Правописание 1 час | Правописание слов в словосочетаниях. Контрольный словарный диктант №3 | 1 | 4.05 | | |
122 | Как устроен наш язык 2 часа | Работа над ошибками. Сложное предложение | 1 | 6.05 | | |
123 | Как связаны части сложносочиненного предложения. ЭКОР. Мужские имена. | 1 | 9.05 | | |
124 | Правописание 1 час | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 10.05 | | |
125 | Развитие речи 1 час | Обучающее сочинение «Дым столбом» | 1 | 11.05 | | |
126 | Как устроен наш язык 2 часа | Как связаны части сложноподчинённого предложения | 1 | 13.05 | | |
127 | Сложносочинённое, сложноподчинённое предложения | 1 | 16.05 | | |
128 | Правописание 1 час | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | 17.05 | | |
129 | Как устроен наш язык 1 час | Сложное предложение | 1 | 18.05 | | |
130 | Правописание 2 часа | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | 20.05 | | |
131 | Итоговый контрольный диктант №7 | 1 | 23.05 | | |
132 | Правописание 1 час | Работа над ошибками. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | 24.05 | | |
133 | Развитие речи 2 часа | Текст. ЭКОР. Текст на тему «Природа родного края» | 1 | 25.05 | | |
134 | Контрольное изложение | 1 | 27.05 | | |
135 | Как устроен наш язык 2 часа | Работа над ошибками. Сложносочинённое, сложноподчинённое предложения | 1 | 30.05 | | |
136 | Повторение по теме «Морфологический разбор слов» | 1 | 31.05 | | |
Контрольное списывание №1
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Осе__им утром шёл я (по)л_сной тр_пинке. (Под)н_гами хрустела тр_ва, шуршали сухие лист_я. Взошло со_нце. Берё_ка, вся усыпанная капельками в_ды, загорелась и (з_)сверкала. Она перел_валась всеми цв_тами радуги, как чудес_ная хрустальная ваза.
Я осторожно встряхнул дер_вце. (По)слышался лё_кий звон. Утре__ий м_розец превратил капли в_ды в прозрачные л_дяные хрусталики.
Вокруг искрились и переливались звонкие б_рёзовые люстры.
Контрольное списывание №2
Спиши текст, вставь пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки.
На кургане
Мы с..дели на склоне кургана и (у)видели (на)его в..ршине з..лёный кустик. Подбежали ближе а на кустике алые розы цв..тут.
(Подо)шёл к нам с..дой ст..рик и (рас)сказал ска..ку о герое.
(В)войну здесь был блинда.. . В нём с..дели фашисты и (об)стреливали (из)пулемёта дорогу. Наши б..йцы не могли пройти (в)перёд. Нашёлся один см..льчак, который (под)полз к блиндажу и швырнул гранату. (У)молк пулемёт но фашисты поставили ещё один. Другой гранаты (у)героя не было. Тогда он (за)крыл дуло пулемёта своей грудью. Умер герой. Кровь его оросила землю. На этом месте (вы)росла ал..я роза. Кто (про)лил кровь за Родину, тот (бес)смертен.
Контрольный словарный диктант №1
Аппликация, охотник, надежда, тайга, волшебник, акварель, железо, представление, путешествие, Москва, территория, восток, галерея, картофель, аллея.
Контрольный словарный диктант №2
Якорь, экскурсия, электричество, эскалатор, электростанция, федерация, приятно, аромат, оборона, изображение, ситуация, истина, приятно, свитер, финиш.
Контрольный словарный диктант №3
Отечество, пейзаж, фантазия, революция, портрет, сверху, федерация, экипаж, свобода, ссора, район, приглашение, правительство, сочинение, шоссе.
Входной контрольный диктант
Птицы прощаются
Наступил конец сентября. Для птиц это месяц прощания. Они улетают в тёплые края. Сильно поредела листва на берёзках. Ветер тихонько качает старый скворечник. Жильцы покидают свой дворец.
Вдруг пара скворцов вернулась. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры. Скворец сел на ветку, поглядел по сторонам и затянул грустную песенку. Пора в далёкий путь! Впереди тяжёлый перелёт.
Задания:
Вариант 1
Подчеркнуть грамматическую основу в предложении и укажи части речи. Наступил конец сентября.
Разобрать по составу слова: дворец, старый, перелёт
Вариант 2
1. Подчеркнуть грамматическую основу в предложении и укажи части речи. Они улетают в тёплые края.
2. Разобрать по составу слова: подруга, скворцов, берёзках
Контрольный диктант №1
по теме «Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных»
Родник
Я возвращался с рыбалки по знакомой тропинке через болото. Солнце стояло высоко. Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.
Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлёпнулось в воду. Под веткой оказалась круглая ямка с прозрачной водой. Из ямки вытекал ручеёк.
Я напился и накрыл родничок веткой смородины.
Слова для справок: возвращался, несколько.
Задания:
Вариант 1
1. Допиши окончания имён существительных, укажи склонение и падеж.
По деревн..., от акварел..., о дом..., на местност..., из травк...
2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Запиши к ним проверочные слова.
Вариант 2
1. Допиши окончания имен существительных, укажи склонение и падеж.
На поверхност…, для морков…, к бабушк…, из-за смелост…, о лес…
2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Проверяемые парные согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Запиши проверочные слова.
Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание приставок»
Конец сентября.
Лес украсился в желтые, красные, золотистые краски осени. Лучи солнца освещали поляну перед сторожкой. Дед Семен поднялся на зорьке, взял ружье и вышел из дома. Тропинка вела в редкий лес. По сторонам толпились редкие березки. У дороги попадались подберезовики, подосиновики. Вдруг над головой раздался протяжный крик. Высоко в небе летел косяк журавлей. Птицы держали путь на юг. Их печальный крик звучал как прощальный привет родине.
(По Г. Скребицкому)
(67 слов)
Слова для справок: вышел.
Грамматическое задание:
1. Выпиши из текста 3 слова с приставками, выдели приставки.
2. Разберите слова по составу:
I вариант II вариант
подосиновики подберезовики
сторожка корзинка
поезд поход
перелетные пришкольный
Контрольный диктант № 3 по теме « Мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах»
Ночью в лесу
Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.
Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зеленые огоньки светляков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.
Скоро проснутся птицы. Вот первый луч солнца робко крадётся из-за туч.
Задания:
Вариант 1
1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.
Береч…, скрипач…, зажеч…, сидиш…, гараж…, вещ…, стоиш…, мелоч….
Сделай буквенную запись слов.
Любит купа[ца], учится кувырка[ца], низко нагибае[ца], редко улыбае[ца], хочет познакоми[ца].
Вариант 2
1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.
Стереч…, богач…, поджеч…, бежиш…, багаж…, мыш…, строиш…, молодеж….
2.Сделай буквенную запись слов.
Любит щипа[ца], учится верте[ца], хорошо труди[ца], редко балуе[ца], может случи[ца].
Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание безударных окончаний глаголов»
Весна в степи.
Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом все поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.
Задания:
Вариант 1
1.Выпиши и разбери по членам и частям речи предложение.
Шумит камыш на берегу
2. Определите вид, время, спряжение, лицо, число глаголов: взглянешь , шумит.
Вариант 2
Выпиши и разбери по членам и частям речи предложение.
Ветер гонит волны по морю.
2. Определите вид, время, спряжение, лицо, число глаголов: засверкает, блестит.
Контрольный диктант № 5 по теме « Правописание глаголов»
Рассвет в лесу
Кончилась летняя тёплая ночь. Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка.
Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохнет на солнце роса. Громче закукует кукушка. Растает туман над поляной.
Вот с ночного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.
Задание:
Вариант 1
Запиши слова в два столбика:
слова, в которых нужно писать ь на конце;
слова, в которых ь писать не нужно.
Испеч…, чертеж…, плющ…, не плач…, придумаеш…, много задач…, глуш…, мяч….
Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.
Крас…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле…м, не обид…м, гуля…м, прос…м.
Вариант 2
Запиши слова в два столбика:
слова, в которых нужно писать ь на конце;
слова, в которых ь писать не нужно.
Зажеч…, богач…, стриж…, не хныч…, торопиш…, экипаж…, мощ…, клич….
Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.
Сид…м, смотр…м, рису…м, помога…м, бега…м, обеда…м, наход…м, покрас…м.
Контрольный диктант № 6 по теме «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих»
Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчёлы вылетают изредка. Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь её – почернеет корешок.
На холмах ветер запросто срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю снова покрывает жёлтая, фиолетовая, бурая листва. Часто бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами.
Я прихожу домой, топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.
Вариант 1
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Брош…, молчиш…, могуч…, устаёш…, ноч…, грач…, из груш…, рисуеш…, молодёж….
2.Сделай буквенную запись слов: Про[ч], насте[ш], наотма[ш], невтерпе[ш], напро[ч], спло[ш], невмо[ч], заму[ш], вска[ч]
Вариант 2
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Тиш…, дрож…, придумаеш…, царевич…, много луж…, береч…, проиграеш…, пахуч…, мелоч….
2 .Сделай буквенную запись слов: Напро[ч], спло[ш], невмо[ч], заму[ш], вска[ч] , про[ч], насте[ш], наотма[ш], невтерпе[ш].
Итоговый контрольный диктант №7
Бабочки на дорожке
Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь – и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.
Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.
Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.
Слова для справок: вверх, обратно.
Задания:
Вариант 1
1. Выпиши из текста диктанта три слова с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова. Обозначь орфограмму.
2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.
в доме, у мыши, по тропинке, на пристани
Вариант 2
1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой в приставке, отметь приставку в словах.
2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.
подъезд, объявление, подъехал, объезд
Контрольное изложение
В центре города строили новый дом. На строительстве работали подъёмные краны, мощные экскаваторы. Вдруг раздался резкий скрежет. Ковш экскаватора скользнул по металлу. На дне котлована лежали ржавые мины и снаряды.
В годы войны на этом месте находился склад оружия. Фашисты в страхе покидали город и не успели его уничтожить. Строители вызвали группу сапёров из воинской части. Жителей города вывезли подальше от опасного места. Осторожно спускались сапёры в котлован со смертельной находкой.
Вскоре на стройке раздался взрыв. Город был спасён. Его мирной жизни ничего не угрожало.
Для детей с ОВЗ
Контрольное списывание №1
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Осенним утром шёл я (по)л(е,и)сной тр_пинке. (Под)н(о,а)гами хрустела тр(а,о)ва, шуршали сухие листья. Взошло со_нце. Берё(з,с)ка, вся усыпанная капельками в(о,а)ды, загорелась и засверкала. Она переливалась всеми цв(е,и)тами радуги, как чудесная хрустальная ваза.
Я осторожно встряхнул дер(е,и)вце. (По)слышался лё(г,к)кий звон. Утренний морозец превратил капли в(о,а)ды в прозрачные л(е,и)дяные хрусталики.
Вокруг искрились и переливались звонкие б(е,и)рёзовые люстры.
Контрольное списывание №2
Спиши текст, вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
На кургане
Мы с(и,е)дели на склоне кургана и увидели на его в(е,и)ршине з(е,и)лёный кустик. Подбежали ближе а на кустике алые розы цв(е,и)тут.
Подошёл к нам седой ст(а,о)рик и рассказал ска(з,с)ку о герое.
В войну здесь был блиндаж. В нём с(и,е)дели фашисты и обстреливали из пулемёта дорогу. Наши б(о,а)йцы не могли пройти вперёд. Нашёлся один смельчак, который подполз к блиндажу и швырнул гранату. Умолк пулемёт но фашисты поставили ещё один. Другой гранаты у героя не было. Тогда он закрыл дуло пулемёта своей грудью. Умер герой. Кровь его оросила землю. На этом месте выросла алая роза. Кто пролил кровь за Родину, тот бессмертен.
Контрольный словарный диктант №1
Аппл(и,е)кация, (о,а)хотник, н(а,о)дежда, т(а,о)йга, в(о,а)лшебник, акв(а,о)рель, ж(е,и)лезо, предст(а,о)вление, пут(е,и)шествие, М(о,а)сква, в(о,а)сток, к(а,о)ртофель, (а,о)ллея.
Контрольный словарный диктант №2
Як(о,а)рь, эл(е,и)ктричество, эл(е,и)ктростанция, ф(е,и)дерация, пр(и,е)ятно, ар(о,а)мат, (о,а)борона, с(,е)итуация, ист(и,е)на, пр(и,е)ятно, свит(е,и)р, фин(и,е)ш.
Контрольный словарный диктант №3
Отеч(е,и)ство, п(е,и)йзаж, ф(а,о)нтазия, р(,и)еволюция, п(о,а)ртрет, сверху, ф(е,и)дерация, экипаж, св(о,а)бода, ссора, район, пригл(а,о)шение, правит(е,и)льство, с(о,а)чинение, ш(о,а)ссе.
Входной контрольный диктант
Птицы прощаются
Наступил к(о,а)нец сентября. Для птиц это месяц прощания. Они ул(е,и)тают в тёплые края. Сильно поредела л(и,е)ства на берё(з,с)ках. Ветер тихонько качает старый скворечник. Ж(и,ы)льцы покидают свой дв(о,а)рец.
Вдруг пара скворцов вернулась. Скворчиха быстро ск(о,а)льзнула в оконце родной квартиры. Скворец сел на ветку, погл(я,и)дел по сторонам и затянул грустную песенку. Пора в далёкий путь! Впереди т(я,и)жёлый перелёт.
Задания:
Подчеркнуть грамматическую основу в предложении и укажи части речи. Наступил конец сентября.
Разобрать по составу слова: старый, перелёт
Контрольный диктант №1
по теме «Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных»
Родник
Я возвращался с рыбалк(и,е) по знакомой тропинк(е,и) через болото. Солнце стояло высоко. Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.
Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлёпнулось в воду. Под ветк(ой,ай) оказалась круглая ямка с прозрачн(ой,ай) водой. Из ямк(и,е) вытекал ручеёк.
Я напился и накрыл родничок веткой смородины.
Слова для справок: возвращался, несколько.
Задания:
1. Допиши окончания имён существительных, укажи склонение и падеж.
По деревн..., о дом..., из травк...
2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне», запиши к нему проверочное слово.
Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание приставок»
Конец сентября.
Лес (у)красился в желтые, красные, золотистые краски осени. Лучи солнца освещали поляну перед сторожкой. Дед Семен поднялся на зорьке, взял ружье и (вы)шел из дома. Тропинка вела в редкий лес. По сторонам толпились редкие березки. У дороги (по)падались (под)березовики, (под)осиновики. Вдруг над головой раздался протяжный крик. Высоко в небе летел косяк журавлей. Птицы держали путь на юг. Их печальный крик звучал как прощальный привет родине.
(По Г. Скребицкому) (67 слов)
Слова для справок: вышел.
Задания:
1. Выпиши из текста 2 слова с приставками, выдели приставки.
2. Разберите слова по составу:
сторожка
поезд
перелетные
Контрольный диктант № 3 по теме « Мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах»
Ночью в лесу
Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопи(тся,ться) на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.
Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зеленые огоньки светляков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.
Скоро просну(тся,ться) птицы. Вот первый луч солнца робко крадётся из-за туч.
Задания:
1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.
Береч…, скрипач…, зажеч…, гараж…, вещ…, стоиш….
2.Сделай буквенную запись слов.
Любит купа[ца], редко улыбае[ца]
Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание безударных окончаний глаголов»
Весна в степи.
Степь. В голубом небе ярко свет(ит,ет) солнце. Взглянешь – кругом все поля. Ветер гон(ит,ет) волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверка(ет,ит) на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шум(ит,ет) камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.
Задания:
1.Выпиши и разбери по членам и частям речи предложение.
Шумит камыш на берегу
2. Определите вид, время, спряжение, лицо, число глагола: шумит.
Контрольный диктант № 5 по теме « Правописание глаголов»
Рассвет в лесу
Кончилась летняя тёплая ночь. Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздаё(тся,ться) его громкая песня. Над полянами стеле(тся,ться) туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка.
Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохн(ет,ит) на солнце роса. Громче закуку(ет,ит) кукушка. Раста(ет,ит) туман над поляной.
Вот с ночного промысла торопи(тся,ться) усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.
Задания:
Вставь в слова, где нужно мягкий знак
Испеч…, чертеж…, не плач…, придумаеш…, много задач…, мяч….
Определи спряжение глаголов
Крас…м, приглаша…м, боле…м, гуля…м.
Контрольный диктант № 6 по теме «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих»
Тих(о,а) ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчёлы вылетают изредк(а,о). Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь её – почернеет корешок.
На холмах ветер запросто срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю снова покрывает жёлтая, фиолетовая, бурая листва. Част(о,а) бродиш( ) по лесным тропинкам и слушаеш( ) шорох сухих листьев под ногами.
Я прихожу домой, топлю печ( ). Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.
Задания:
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Брош…, устаёш…, ноч…, грач…, рисуеш…, поёш...
2.Сделай буквенную запись слов: Про[ч], спло[ш], невмо[ч], заму[ш], вска[ч]
Итоговый контрольный диктант №7
Бабочки на дорожке
Кусты и травы сгибаю(тся,ться) от воды, а узкую тр(о,а)пинку солнце уже высушило. Идёшь – и только разноцветные камешки под н(о,а)гами звенят. На тёплую доро(ж,ш)ку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.
Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружи(тся, ться) волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.
Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.
Слова для справок: вверх, обратно.
Задания:
1. Выпиши из текста диктанта два слова с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова. Обозначь орфограмму.
2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.
В доме, у мыши, по тропинке.
Контрольное изложение
В центре города строили новый дом. На строительстве работали подъёмные краны, мощные экскаваторы. Вдруг раздался резкий скрежет. Ковш экскаватора скользнул по металлу. На дне котлована лежали ржавые мины и снаряды.
В годы войны на этом месте находился склад оружия. Фашисты в страхе покидали город и не успели его уничтожить. Строители вызвали группу сапёров из воинской части. Жителей города вывезли подальше от опасного места. Осторожно спускались сапёры в котлован со смертельной находкой.
Вскоре на стройке раздался взрыв. Город был спасён. Его мирной жизни ничего не угрожало.
План.
Находка на дне котлована.
Склад оружия.
Город спасён.
Нормы оценки знаний, умений и навыков
Устные ответы
«5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.
«4» ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
«3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Диктант
"5" – за работу, в которой нет ошибок.
"4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
"3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
"2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание
"5" – без ошибок.
"4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
"3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий
"2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
"5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
"4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.
"3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.
"2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
Словарный диктант
"5" – без ошибок.
"4" – 1 ошибка и 1 исправление.
"3" – 2 ошибки и 1 исправление.
"2" – 3-5 ошибок.
Изложение
За содержание и речевое оформление:
"5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
"3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
"2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
За соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
"3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Сочинение
За содержание и речевое оформление:
"5" – логически последовательно раскрыта тема.
"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
"2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
За соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
"3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Нормы оценки знаний, умений и навыков
Устные ответы
«5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.
«4» ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
«3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Диктант
"5" – за работу, в которой нет ошибок.
"4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
"3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
"2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание
"5" – без ошибок.
"4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
"3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий
"2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
"5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
"4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.
"3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.
"2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
Словарный диктант
"5" – без ошибок.
"4" – 1 ошибка и 1 исправление.
"3" – 2 ошибки и 1 исправление.
"2" – 3-5 ошибок.
Изложение
За содержание и речевое оформление:
"5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
"3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
"2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
За соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
"3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Сочинение
За содержание и речевое оформление:
"5" – логически последовательно раскрыта тема.
"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
"2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
За соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
"3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.