СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка дидактических игр для детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

муниципального образования – городской округ город Касимов

391303; город Касимов, Рязанская область, микрорайон Приокский, дом 10,

тел. (49131) 4-52-17, Е- mail:ds19_kasimov@ryazangov.ru






Картотека дидактических игр

по обучению детей классификации как познавательному действию

и способу логического запоминания








Разработал: воспитатель

высшей квалификационной категрии

Агапова Светлана Юрьевна




Обучение детей классификации как познавательному действию

(картотека игр)


Цель: последовательное формирование у детей умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения.


Задачи:

  • учить детей относить единичное к общему,

  • расширение кругозора ребенка,

  • знакомство ребенка со все большим количеством новых предметов и явлений.


Игра «Поможем кукле»

В игре могут быть использованы предметы разного назначения, которые разложены на столе, недалеко от воспитателя. Воспитатель предлагает детям сюжет: «Кукла Таня купила себе новую одежду (выстирала, подарили), вот как ее много (воспитатель показывает и называет каждую вещь), тяжело Тане нести одежду, давайте, дети, поможем Тане. Пойди, Машенька, принеси Тане одежду». Если ребенок затрудняется выполнить поручение или собирает не всю одежду, можно привлечь других детей. Аналогичные действия могут осуществляться детьми при сборах куклы на прогулку, используя предметы мебели, или игрушки, овощи - для того, чтобы приготовить обед; посуду - чтобы кукла (одна или с гостями) могла пообедать... В конце игры делается вывод, еще раз повторяя родовое название.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 1-5, 17,18)


Игра «Кто скорее соберет?»

Перед ребенком лежат три разных предмета из игрушечной посуды и один предмет из одежды. В ответ на слова воспитателя: «Кто быстрее соберет посуду?» - дети объединяют эти предметы в одну группу (можно предложить корзиночки, подносы, коробочки, а также небольшой лист картона или плотной бумаги, на которую ребенок должен положить группу предметов, при этом игра может называться «Кто быстрее положит?»).

(Для игры можно использовать карточки Приложение 1 – 19)




Игра «Найди то, что я попрошу»

Воспитатель показывает детям разные предметы и спрашивает у них название каждого. После чего детям сообщается, что это, например, фрукты, а это - овощи (могут быть взяты любые другие известные детям предметы). Затем воспитатель предлагает детям отвернуться или закрыть глаза, быстро раскладывает предметы в разных местах и одному ребенку дает задание: найти и принести одну группу предметов, другому - другую (в данном примере фрукты и овощи).

Воспитатель побуждает ребенка к действию, повторяя ему название группы, обращается за помощью к другим детям, хвалит ребенка, подчеркивает, что Миша принес все овощи и т. д.

Постепенно игра усложняется в том отношении, что в нее включается все большее количество групп предметов (сами группы не должны быть многочисленными).

(Для игры можно использовать карточки Приложения 4, 5)


Игра «Магазин»

Дети совместно с воспитателем создают различные отделы, группируя в них соответственно родовым названиям предметы мебели, игрушек, посуды, одежды и пр. Воспитатель выполняет роль покупателя, а дети - продавцы, имеющие тот товар, который изображен на карточке; воспитатель говорит, что он хочет купить, употребляя обобщающее слово.

Организуя игру в «Магазин», воспитатель объясняет детям, что привезли в магазин много разного товара, но сложили его в беспорядке и продавцам предстоит трудная работа разложить товар по отделам. На вопросы воспитателя: «Что здесь за товар?», «Какие отделы нам нужны, чтобы его распределить?» - дети должны дать обобщающие названия группам: «Здесь мебель, значит, нужен мебельный отдел; здесь овощи - нужен овощной отдел» и т. д. После выяснения названий всех групп-отделов дети распределяются по отделам, при этом воспитатель специально повторяет данные детьми названия всех групп. «Ты, Петя, будешь заведующим мебельным отделом, у тебя, Вера, будет отдел игрушек, Валя будет заведующей отделом посуды» и т. д. Затем, уже называя группы, воспитатель предлагает каждому заведующему рассказать, какой товар поступил к нему в отдел. Можно, подобрав соответствующие картинки, образовать магазин «Природа» с отделами различных животных (насекомых, домашних животных, диких зверей) и растений (отделы цветов, деревьев, грибов).

(Для игры можно использовать карточки Приложения 1-19)

Подвижная игра «Бегите ко мне»

Дети становятся в кружок, а воспитатель им раздает различные предметы, игрушки (овощи, фрукты, грибы, рыбы, птицы и пр.). В ответ на слова педагога, например: «У кого птицы - бегите ко мне», часть детей спешит к воспитателю. Контроль над умственной деятельностью детей облегчается в том случае, если в каждую группу включено одинаковое число предметов, при этом воспитатель легко обнаруживает, если кто-либо из детей не сумел произвести операции отнесения или осуществил ее неправильно.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 1-19)


Игра «Будь внимательным»

Воспитатель спрашивает у детей: «Можно ли ездить на машине?», затем он просит перечислить, на чем еще можно ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и т. д.

После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения.

(Для игры можно использовать текст Приложения 20)


Игра «Мы работаем»

Детям раздают маленькие карточки с нарисованными на них различными предметами. Воспитатель говорит: «Мы, дети, будем с вами работать. Сначала мы посадим в огороде овощи. У кого овощи, идите ко мне». Дети с соответствующими картинками идут к столу воспитателя и кладут рядом друг с другом картинки с различными овощами. Воспитатель после выполнения детьми конкретного задания громко называет каждую из картинок и группу в целом: «Молодцы, дети, мы посадили с вами разные овощи: морковь, лук, репу, огурцы» и т. д. Зная количество картинок в каждой группе, педагог легко контролирует, все ли дети соотнесли свою картинку с обобщающим словом.

Тема игры может меняться: «Мы с вами переехали в новый дом, будем расставлять мебель»; «Будем готовить обед, нам нужны разные продукты»; «Будем строить дом: какие инструменты нам нужны?»; «Мы построим гараж, поставим туда машины» и т. п. В зависимости от возраста детей и их подготовленности могут употребляться различные родовые названия.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 2, 4, 5, 13)


Подвижная игра «Бегите ко мне»

Воспитатель делит группу детей на две половины, например на зверей и птиц. Каждому ребенку сообщается, кем он будет (зайцем, лисой, медведем, волком и т. д.; вороной, голубем, грачом и пр.); чтобы сократить время на распределение «ролей», одним детям можно предложить быть зайцами, другим - медведями. Затем воспитатель использует какой-либо игровой сюжет, например говорит о том, что наступила зима, стало голодно зверям и птицам, пришли дети, чтобы покормить птиц: «Птицы - ко мне», - дает команду воспитатель... Более сложным является такой вариант, при котором дети делятся на несколько групп (например, насекомые, рыбы, звери, птицы, домашние животные или цветы, грибы, деревья, овощи, фрукты).

(Для игры можно использовать карточки Приложения 7-15)


Игра «Дай, что подходит» заключается в следующем: перед ребенком в один ряд лежат четыре предмета, два из которых относятся к одной группе предметов, а два - к другой. Например, на столе находятся шапка, варежки, огурец и лук. Воспитатель держит в руках морковку и предлагает ребенку выбрать из разложенных на столе предметов и дать ему те, которые подходят к морковке. Выясняется, почему подходят одни предметы и не подходят другие («и морковку, и лук, и огурец можно есть, это овощи, они в огороде растут, а шапка и варежки - это одежда»). Если вначале пары предметов кладутся воспитателем рядом, то затем предметы разных групп располагаются вперемешку. Усложнение игры может осуществляться также за счет увеличения количества предметов, из которых нужно сделать выбор.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 1, 4, 17, 18)


Конец формы

Игра «Убери лишний»

Из четырех предметов, лежащих перед ребенком, три относятся к одной группе, например грузовик, легковая машина и самосвал, а один предмет, например пирамидка, не входит в понятие «машины». Ребенку говорят: «Один предмет здесь лишний, найди его и отложи в сторону». После того как ребенок выполнит требуемое действие, его спрашивают, как можно назвать предметы, которые остались.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 13, 16)


Игра «Кто быстрее разделит на группы»

Материалом игры служат наборы картинок разных групп. Ведущий перемешивает карточки и раздает их детям поровну лицевой стороной вниз. После того как все карточки розданы участникам игры, ведущий говорит: «Начинай - не зевай». После этих слов дети переворачивают карточки и, объединяя одинаковые по содержанию, распределяют их по группам. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

При проведении этой игры нужно учитывать, что у детей оказывается неодинаковое количество картинок разных групп, о чем детей следует предупредить в начале игры.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 1-19)


Игра «Кому что нужно»

Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в игре. В группах должно быть одинаковое количество картинок. Каждый ребенок получает одну карточку из какой-либо группы. Остальные карточки находятся у воспитателя. Он поясняет, что у него карточки различных групп (овощей, деревьев, цветов, насекомых и пр.). Ребенок должен собирать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Воспитатель (ведущий), беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?». Ребенок, имеющий что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» - и получает эту карточку. Если ребенок ответил неправильно, ведущий штрафует его, забирая себе одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из детей ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего картинок.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 4, 7, 10, 11)


Игра «Кто больше»

Ведущий перемешивает все карточки и складывает на столе рисунком вниз. Затем снимает со стопки 4 карточки и раскладывает их возле стопки рисунком вверх. Начинающий игру снимает со стопки одну карточку и сравнивает ее с карточками, лежащими на столе.

Если на его карточке изображен предмет из той же группы, он называет группу, к которой относятся обе карточки, и берет их себе. Со стола можно брать только одну карточку (даже в том случае, если там лежат две или больше карточек из той же группы, что и карточка, снятая со стопки). Если снятая со стопки карточка не подходит ни к одной из лежащих на столе, играющий кладет эту карточку рисунком вверх возле стопки. Затем карточку снимает следующий участник игры и т. д.

Возле стопки должны всегда лежать не меньше четырех карточек, поэтому играющий, взявший одну из них, тут же должен снять со стопки следующую карточку и положить ее рядом с остальными.

Если играющий, сравнивая карточки, неправильно определил группу, к которой они относятся, то он кладет их на стол возле стопки. Выигравшим считается тот, кто соберет большее количество карточек».

(Для игры можно использовать карточки Приложения 4, 5, 6, 8, 9, 14,15)


Игра «Раз-два!»

Ведущий перемешивает карточки и раздает их всем участникам игры поровну. Играющие переворачивают свои карточки изображением вниз и кладут их возле себя стопкой. По счету «раз» играющие снимают со своих стопок верхние карточки, держа их изображением вниз. Затем по счету «два» все одновременно кладут эти карточки на стол рисунком вверх. Каждый играющий внимательно смотрит на карточки, стараясь быстрее других найти среди них те, которые относятся к одной группе, и назвать эту группу. Например, если на столе на четырех карточках изображены огурцы, мак, диван и капуста, играющий должен быстро сказать: «Овощи» - и взять себе карточки с изображением огурцов и капусты.

Так, по очереди считая: «Раз...два!» - играющие снова открывают карточки и быстро называют предметы одной группы. Если играющий неправильно определил группу, к которой относятся предметы, карточки остаются на столе; если двое играющих одновременно правильно назвали группу, то выигрыш делят поровну. Игра продолжается до тех пор, пока в стопках не останется ни одной карточки.

Выигрывает тот, кто лучше других знает, к какой группе относятся те или иные предметы, т. е. тот, кто соберет больше карточек.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 4-6)


Игра «Называй - не повторяй»

На наборное полотно вперемешку размещают картинки сначала двух, а затем и более групп. Детям сообщают о том, что им будут показаны картинки двух разных групп, и ставится задача найти их. Сначала вызывают одного ребенка, он перечисляет изображенные на картинках однородные предметы, а затем другой ребенок называет предметы другой группы. Ребенок, правильно и самостоятельно выполнивший задание, поощряется воспитателем. Если же ребенок пропустил какую-либо картинку, перепутал элементы двух групп и, следовательно, частично повторил то, что было сказано до него, то провинившийся платит фант. В эту игру также можно внести элемент соревнования. Чем больше групп картинок размещается на полотне, тем большее количество детей участвует в игре, тем на большее число команд можно разделить детей. В дальнейшем необходимо сочетать оба задания: сначала перечислить элементы группы, а затем дать ей обобщающее название.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 1-19)



Игра «Какую группу мы спрятали?»

Воспитатель объясняет детям, что на наборном полотне расположены картинки разных групп, надо найти картинки сначала какой-либо одной из групп. После этого воспитатель снимает с полотна (прячет) названные ребенком картинки, предлагает детям отгадать, какая группа спрятана; таким образом дети должены дать группе обобщающее название. Перечислить элементы группы может один ребенок, отгадать название - другой участник игры. Если на наборном полотне имеются картинки трех-четырех групп, то, используя одно пособие, можно вызвать 6-8 детей.

Эту игру можно назвать «Отгадай, какую группу взял Петрушка», при этом воспитатель действует от имени Петрушки.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 1-19)


Игра в «Путешествие»

Содержание игры может быть примерно следующим: дети решили путешествовать, они побывали во многих местах, повидали много интересного. То, что они увидели, художник изобразил на картинках, но он разложил их в таком беспорядке, что трудно понять, где же были дети и с чем они познакомились. «Давайте, посмотрев на эти картинки, вспомним, что же мы видели во время путешествия», - обращается воспитатель к детям. Они вспоминают, что видели на улицах города (используются группы транспорта и машин), в скверах и парках (деревья, цветы), в зоопарке, в лесу и т. д.

Для игры можно использовать карточки Приложения 1-19.











Начало формы

Обучение детей классификации как способу логического запоминания (картотека игр)

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам группировки.

Задачи:

  • учить овладевать родовыми понятиями,

  • расширять пассивный запас слов детей,

  • упражнять внимание, память, мышление.


Игра «Чего не стало?»

Детям демонстрируются группы, пространственно отдаленные друг от друга (например, в одном ряду располагаются картинки с изображением одежды, во втором ряду - насекомых, в третьем ряду - игрушек). Их просят, посмотрев на картинки, определить, какие есть здесь группы, и запомнить их названия. «Посмотрим, - обращается воспитатель к детям, - кто из вас умеет хорошо запоминать». Затем один ребенок выходит из комнаты. Воспитатель вместе с детьми решает, какую группу они уберут. Если решено убрать картинки второго ряда (в нашем примере насекомых), то картинки с елочными игрушками переставляются на второй ряд с тем, чтобы не было заметных промежутков. Затем ребенок входит в комнату, и его просят определить, какой группы не стало.

Более сложным является задание запомнить не только названия групп, но и тех предметов, которые изображены на картинках. В этом случае ребенку предлагается отгадать, какой группы не стало и каких картинок не стало.

Загадывая «Чего не стало?», можно прятать не всю группу, а половину или какую-либо другую ее часть.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 1, 7, 16, 17, 18)


Игра «Какая группа прибавилась?» по содержанию немногим отличается от предыдущей. Разница заключается в том, что здесь не снимают, а прибавляют какую-либо группу картинок с нарисованными на них однородными предметами. Варианты игры могут быть такими же: или группа, как единое целое, присоединяется к уже созданным совокупностям однородных картинок (I вариант), или картинки новой группы распределяются хаотически между картинками остальных групп, расположенных на наборном полотне в беспорядке (II вариант).

Можно по-разному варьировать игру: новая группа не прибавляется, а увеличивается количество элементов имеющихся групп; присоединяется не группа, а лишь одна картинка, не связанная по смыслу с теми, которые расположены на наборном полотне, добавляется пара новых, находящихся в содержательной связи между собой картинок; прибавляются две различные пары картинок, каждая из которых связана по смыслу, и пр. Во всех этих и подобных случаях игру следует называть «Что прибавилось?»

(Для игры можно использовать карточки Приложения 1-19)


В игре «Что изменилось?» общее количество картинок на наборном полотне остается постоянным. Воспитатель предлагает детям хорошо рассмотреть материал, найти группы картинок, придумать, как они называются, и по группам запомнить их. После того как дети выполнят задание, один ребенок выходит из комнаты. В его отсутствие в материал может быть внесено какое-либо из следующих изменений: воспитатель меняет некоторые группы местами; картинки одной группы заменяются картинками другой группы; заменяется часть группы и т. п.

(Для игры можно использовать карточки Приложения 1-19)























Список Приложений

Приложение 1. Одежда

Приложение 2. Мебель

Приложение 3. Игрушки

Приложение 4. Овощи

Приложение 5. Посуда

Приложение 6. Фрукты

Приложение 7. Насекомые

Приложение 8. Домашние животные

Приложение 9. Дикие звери

Приложение 10. Комнатные растения

Приложение 11. Деревья

Приложение 12. Грибы

Приложение 13. Транспорт

Приложение 14. Птицы

Приложение 15. Рыбы

Приложение 16. Елочные игрушки

Приложение 17. Обувь

Приложение 18. Головные уборы

Приложение 19. Цветы

Приложение 20. Сказка про автобус, которого звали Жёлтик (Автор: Ирис Ревю0