КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Составила Мальцева А.Э.,
воспитатель МДОУ №8 «Ленок» ЯМР
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом, водой, солнечным светом, песком.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
2. Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
3. Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети сталкиваются с интересными и порой непонятными явлениями в живой и неживой природе, постигают знания об их взаимосвязях. Задача воспитателя – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Одним из самых эффективных способов в этом направлении является – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. В процессе постижения новых знаний у детей развивается умение анализировать, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Воздух
«Ловим воздух»
Материал: целофановые пакеты.
Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Возникновение звука»
Материал: воздушные шарики.
Задача: создать звук при помощи воздушного шарика.
Надуть шарик, растянуть его горлышко до тех пор, пока не появится звук.
Вывод: звук – это колебание воздуха, который проходит сквозь тоненькую щель и создает звуковые волны.
Поплавок из апельсина .
Материал: апельсин, тазик с водой.
Задача: показать как пузырьки воздуха могут держать на поверхности воды тяжелые предметы.
Ход опыта: Возьмите обычный апельсин и окуните его в воду. Замерьте уровень, на котором он будет держаться на воде. Вынув фрукт, очистите его от кожуры и положите обратно на поверхность воды. Апельсин обязательно утонет.
Вывод: В кожуре есть маленькие отверстия с воздухом, которые держат апельсин на плаву. Без них, фрукт камнем идет ко дну.
Вода
Фокусы с газировкой
Материал : газированная вода, фасоль или рис, пластиковый стакан.
Задача: Познакомить ребенка со свойствами газированной воды.
Ход опыта: Наливаем в стакан газированную воду и бросаем на дно несколько фасолин . А теперь наблюдаем, как фасоль начинает подниматься и опускаться. Это будет происходить достаточно долго, пока в воде будет оставаться углекислый газ.
Вывод: пузырьки углекислого газа перемещаются в воде и могут передвигать мелкие предметы.
Исчезнувшая монета
Материал: банка стеклянная с водой, монета.
Задача: познакомить ребенка с оптическими свойствами воды.
Ход эксперимента: Налейте в банку воды и поставьте ее на монету. Попросите малыша посмотреть сбоку и спросите: «Где монета?». Действительно, если смотреть сбоку, то монеты не видно. Если же посмотреть сверху (через горлышко), то монета будет видна очень отчетливо. Этот эффект объясняется тем, что вода является другой оптической средой, и луч света, проходя из одной оптической среды в другую, преломляется, что искажает реальное изображение. Так монетка становится невидимой.
Вывод: вода способна искажать изображение.
Ледниковый период:
Материалы: маленькие фигурки животных, замороженные заранее в воде, тазик с водой, пустой таз.
Задача: познакомить ребенка с 2 формами воды.
Ход опыта: поместить замороженные во льду фигурки в таз с водой и в пустой таз. Проследить где фигурки освободятся ото льда быстрее.
Вывод: фигурки в воде разморозились быстрее, так как не замерзшая вода и теплый воздух способствовали этому процессу.
Песок
«Чьи следы?»
Материалы: резиновые игрушки
Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность.
Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные следы на мокром песке для своей игрушки.
Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку).
«Свойства сухого песка»
Материалы: поднос, пластиковые трубочки ,лупа
Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого песка»
Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
Солнечный свет
«Таинственные стекла»
Материалы: полоски разноцветного пластика ,вырезанные из бутылок.
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
«Солнечные зайчики»
Материалы: зеркало, диск, фольга, стекло на телефоне.
Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи .
Свет и тень.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь
Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик? Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.
Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.
Вывод: солнечный или искусственный свет создает тени, попадая на предметы.
Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком.