1. Мимические упражнения
1. Сердитый Мороз
Не боимся мы мороза! Рассердился он на нас: «Заморожу, заморожу, Заморожу вас сейчас!» | (Радостная улыбка.) (Сдвинуть брови, насупиться.) (Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой.) |
2. Дед Мороз выступает
Дед Мороз повеселел, Улыбнулся, и запел. Выступал Мороз у ёлки, Отморозил ей иголки… | (Весёлое выражение лица.) (Улыбнуться и ртом движения, как во время пения.) (Беззвучное артикулирование гласных.) (Горестно вздохнуть.) |
3. Первый снег
Посмотри – кругом бело! Много снегу намело. Он откуда прилетел? Почему так чист и бел? | (Восторг.) (Удивление.) |
2. Голосовые упражнения
1. Пою песенку Я на саночках сижу, На синичку я гляжу Ти-ли-ли! Ти-ли-ли! Ты за нею повтори: Ти – ли – ли, ти –ли –ли! Прилетели снегири: Ти – ти – ти, ти – ти – ти! Ты, синичка, не свисти! (Е.Г.Карельская) 2. Старушка «Ох! – сказала бабушка, - На дворе мороз! Отморозить может Он мне щёки, нос! Э-хе-хе! Упрячу Нос я в воротник. Ох, какой, мороз, ты, Всё же озорник! О-хо-хо!» ( Е.Г.Карельская) | (Ребёнок, интонируя, повторяет за вами стихотворение либо построчно, либо только звукоподражания.) (Ребёнок подражает интонациям старенькой бабушки.) |
3. Дыхательные упражнения
1. Снежинка
(Вырезать из папиросной бумаги снежинки, подуть так, чтобы они взлетели.) Снежинка кружится, Снежинка летит. Ко мне на ладошку Снежинка спешит. (Е.Г.Карельская) 2. Замёрзли ручки… | |
Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)
Подуем на них.
Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)
Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)
3. Сугроб
Все снежинки (Перед ребёнком на столе – кусочки ваты.)
Соберём в сугроб. (Подуть, собрать всю вату в кучку.)
Чтоб не разлетались,
Накроем ручкой: Хлоп! (Соответствующее движение ладошкой.
4. Артикуляционные упражнения | |
1. Щёчки Пухлые щёчки У маленькой Вали. В морозный денёк Они алыми стали. (Е.Г.Карельская) | (Надуть обе щеки воздухом.) (Попеременно надувать щёки.) |
2. «Горочка» Сделаю я горочку, Горочку круту. Будет эта горочка У меня во рту! (Е.Г.Карельская) 3. Язык и горочка. Едет с горочки язык. Он кататься так привык: Сверху – вниз, по нёбу, К зубкам, не к сугробу! (Е.Г.Карельская) 4. Язык - мост Река замёрзла, Покрылась льдом. Язык на губке Застыл мостом. (Е.Г.Карельская) | (Язык – «горочкой», кончик языка упирается в нижние резцы.) (Удержать «Горочку» из языка под счёт: один, два, три. ….) (Держать, держать «горочку»!) (Провести языком по нёбу сверху – вниз несколько раз.) (Открыть рот.) (Высунуть язык, положить на нижнюю губу.) (Удерживать как можно дольше под счёт: один, два, три. ….) (Язык неподвижен!) |
II. ФОНЕТИКА (звуковая культура речи)
Уточнить произношение согласных звуков [б], [б'], [х], [х'] [в], [в'], [т]
и гласных [а], [у], [о], [и]
Снежок
1. Снежок Мы снежок слепили: Ух! В стенку запустили: Бух! Раскололи в прах и пух! Сорвалась сосулька: Бах! А за ней – вторая: Трах! Третья следом: Трах - тах – тах! (Е.Г.Карельская) 2. Мороз Ох! Какой мороз - мороз! Что ты щиплешь щёки, нос? Руки я согрею, Вот как я умею: Х – х – х - … (Е.Г.Карельская) | 3. Сугроб Санки с горки: Вжих – вжих! Снег под ними тих – тих! Я в сугроб на санках: Хлоп! Я теперь и сам – сугроб! (Е.Г.Карельская) 4. Ветер Ветер бормочет: «Бу – бу – бу!» Ветер забрался в нашу трубу. Воет ветер: «В-в-в-в…! Ов-в-в-… Не бойся зимних ветров-в-в-…!» (Е.Г.Карельская) |
Воспроизводить ряд слогов на одном выдохе:
Игра «повтори за мной»: бу – бу – бу, бах – бах – бах, бух – бух – бух и т.д.
Тема: «Зима»
НАСТУПИЛИ ХОЛОДА.
Да – да – да – наступили холода.
(потереть ладошки друг о друга)
Да – да – да – превратилась в лёд вода.
(провести пальцами рук по шее сверху вниз)
Ду – ду –ду – поскользнулась я на льду
(указательными пальцами помассировать крылья носа)
Ду- ду- ду – я на лыжах иду.
(растереть ладонями уши)
Ды – ды – ды – на снегу есть следы.
(приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растереть лоб движениями в стороны – к середине лба).
. Упражнения для щек и губ
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.


Упражнения для языка
Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—во ми»).
Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Развитие речевого дыхания и голоса
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег
«М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Речевая зарядка
Мороз колдует. Разыграйтесь-ка, метели! Гнитесь ниже, сосны, ели! Все, что есть в моем лесу, Я засыплю, занесу!
«Горка»
- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!
Тема: «Зимующие птицы»
«Барабанщики - дятел»
- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.
Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

Картотека
артикуляционной гимнастики
по теме:
«Зима»