Урок по теме:
«Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Цели УУД:
Личностные: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей (развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты (в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге), интерес к творчеству писателя.
Регулятивные: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата), оценивание правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Познавательные: получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать, узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: раздаточный материал с иллюстрациями к сказке, заданиями, презентации, фрагмент из фильма, аудиофайл с голосами птиц весной, реквизит для инсценировок.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Писателя М.М. Пришвина называли «ведуном», так называли в народе магов, чародеев, волшебников, потому что они много знали о чём-либо или ведали.
(Писатель умеет видеть чудеса в том, чего люди, поглощённые делами и заботами, могут не увидеть. Его искусное перо превращает, например, обычный старый пень в удивительную сказку, которая обязательно преподнесёт урок доброты и жизненной мудрости.)
2. Эпиграф (в эпиграфе закрыты слова «природе» и «людях»)
Писатель признавался:
Я ведь, друзья мои, пишу
о природе, сам же о людях только и думаю!
М.М. Пришвин
Учитель:
О чём писал и о ком думал Пришвин? Попробуем разгадать эту загадку, а поможет нам мудрая, философская сказка, с помощью которой мы заглянем в глубинную суть образов.
(на доске записана часть темы /слова «человек и природа» скрыты/
… и … в сказке-были М.М. Пришвина « »
/Из слов, которые прикреплены на доске, выбираем, словосочетание «кладовая солнца» и прикрепляем к теме на место названия произведения/
Эта сказка станет нашим поводырём. А вот какие образы стали главными в произведении Пришвина, узнаем, когда пойдём вслед за автором и его героями Настей и Митрашей Весёлкиными.
Дневниковые записи Пришвина свидетельствуют о том, как тщательно писатель подбирал названия своему произведению.
Что означают эти названия? /обращаю внимание на доску и слова, вывешенные на ней; выбираем из слов на доске: ребята, клюква, тропа, друзья, сладкая, дружные, Антипыч, испытания, друг, человек, болото, природа, Блудово/
(Это рабочие названия его будущей «Кладовой солнца»: «Дружные ребята», «Сладкая клюква», «Друзья», «Друг человека», «Блудово болото», Тропа Антипыча», «Тропа испытаний»)
3. Проверка д/з «Тайна топонимов» (каждая группа готовила презентацию)
Учитель:
Нельзя не заметить, что среди рабочих названий произведения дважды встречается слово «тропа», а отправляясь по ней, мы можем оказаться в разных местах, и места эти могут иметь интересные названия. Например, те, которыми названы ваши группы:
1 – «Блудово болото»; 2 – «Сухая речка»; 3 – «Слепая елань»; 4 – «Палестинка».
Я попрошу представителей групп раскрыть тайну топонимов* (собственное имя, обозначающее название географического объекта). В д/з вы должны были найти их объяснение, в т.ч. и в книге Пришвина, подумать, с чем ассоциируются эти названия и о чём заставляют задуматься?
(Сегодня, как и Пришвин, мы будем вести свои наблюдения и фиксировать их в личных рабочих тетрадях и дневниках, которые лежат у вас на столах.
Визитную карточку групп регистрируем в таблички (они распечатаны для каждого и лежат на столах.)
(1 – «Блудово болото»: «Блудово болото начиналось непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников. «…» Это Блудово болото было дном древнего моря. «…» Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами, горючего торфа, есть кладовая солнца…»
Название явно связано с глаголом «блуждать» (синонимы: петлять, бродить, скитаться, кружить, попадать) и потому ассоциируется с человеческими заблуждениями, ошибками, намекает на трудный, запутанный путь.)
2 – «Сухая речка»: «Сухая речка большим полукругом огибает Блудово болото.» Речка вроде есть, а воды в ней нет. Известно выражение «река жизни», которое обозначает полную сил и энергии человеческую жизнь. Но чем старше человек становится, тем меньше сил, убывают воды, мелеет река и в конце высыхает вовсе, может быть, уходит под землю. Так приходит старость. Сухая река, видимо, относится у Пришвина со старостью. Не случайно волк Серый помещик с семьёй «жил в самых непроходимых завалах Сухой речки», а он уже был старым матёрым волком.
3 – «Слепая елань»: «Слепая елань было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и ещё больше скота.» Слепая елань – часть огромного Блудова болота, самая опасная и гибельная именно потому, что скрыта, незаметна, её можно принять за полянку. Видит её только внимательный и опытный человек, ведь самонадеянности она не прощает, поэтому Слепую елань можно считать символом духовной слепоты, незрелости и самонадеянности.
4 – «Палестинка»: «…есть палестинка в лесу, и клюква там осыпучая…» Палестинкой называют в народе отменное местечко в лесу. Это понятие ещё можно соотнести с Палестиной, местом, куда люди совершают паломничество и где прошёл свой земной путь Христос, поэтому синонимами слова Палестина являются выражения «земля Господня», «Святая земля», «земля обетованная». Это место, куда стремится душа человека, чтобы прикоснуться к чудесному.)
Учитель:
(Долгий, трудный, непростой)
Не случайно Митраша и Настя ищут именно палестинку, красную от клюквы.
(Клюква - кислая и очень полезная ягода. Клюкву парят в горшках вместе с сахарной свёклой и пьют чай с ней и с сахаром. Из неё получается замечательный кисель и морс. Её считают целебным лекарством от всех болезней.)
А вы помните описание Пришвиным, как растёт клюква? Найдите в тексте прочитайте.
(9 глава: «Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.»)
(Кровяно-красный цвет становится символом страдания(кровь) и жизни, её полноты и радости.)
Вот так и человеческая жизнь, словно ниточка «клюквенного кровяно-красного ожерелья», на которую нанизаны радостные и печальные события, а оборвётся ниточка – может оборваться и жизненный сюжет.
4. Работа с иллюстрациями к произведению
Давайте восстановим сюжетную линию истории Пришвина.
Расположите иллюстрации, которые напечатаны в вашем дневнике, по порядку. Озаглавьте каждую картинку.
1 2 3
5 6
4
8
9
7
1. ( ) ______________________ 6. ( ) ________________________
2. ( ) ______________________ 7. ( ) ________________________
3. ( ) ______________________ 8. ( ) _________________________
4. ( ) _______________________ 9. ( ) ________________________
5. ( ) _______________________
Ключ:
1 (2) «Охотники за клюквой»
2 (6) «У Лежачего камня»
3 (5) «Правда Антипыча»
4 (3) «Волк Серый помещик – гроза края»
5 (1) «В плену у Слепой елани»
6 (4) «На палестинке»
7 (8) «Лось не замечал в ней человека»
8 (9) «Спасение Митраши»
9 (7) «Друзья снова вместе»
Проверка
хронология проводится по слайду;
заголовки к иллюстрациям зачитываются (от каждой группы по 2-3 заголовка)
«Кладовая солнца иллюстрировалась многими художниками (Е. Рачёв, И. Бруни, И. Гриль, В. Коваленко, Г. Никольский…)
Оценка фиксируется в дневник:
Что было самой чудесной вещью в сказке? (компас)
В какое направление показывала стрелка компаса Митраше? (на север)
Что с ним случилось? (он чуть не погиб)
Стрелка компаса будет для вас ориентиром верного или неверного ответа. Вы сейчас на математике изучаете положительные и отрицательные числа. Красная стрелка будет условно обозначать положительные и верные ответы, а синяя – отрицательные или неверные. От середины и до конца красной стрелки вы будете расставлять флажки: если ответ верный вы ставите на конец стрелки флажок, если ответ верный, но с погрешностью – ставите флажок ближе к середине стрелки; если ответ неверный – на конец синей стрелки, с погрешностью – ближе к середине синей стрелки.
1. за иллюстрации
2. птичьи голоса
3. за диаманту
4. рефлексия
Учитель:
Суть пришвинского повествования прослеживает абсолютное единение каждой детали текста.
Дети отправляются в лес, а находясь в лесу, мы не можем не слышать птичьего многоголосья (Включить птичьи голоса – аудиофайл).
Оглянитесь вокруг и вы увидите, как разговаривают птицы в сказке Пришвина.
Переведите птичий язык на человеческий (даны птичьи звукоподражания, подберите и запишите пришвинский перевод в дневник наблюдений)
«Кра!» - крикнула ворона в гнезде. | |
«Дрон-тон!» - крикнул сторожевой ворон. | |
«Дри-ти-ти! Дра-та-та! – начали трещать сороки. | |
«Ур-гур-гу», - бормотали тетерева. | |
«Кра!» - крикнула ворона в гнезде. | «Берегись!» |
«Дрон-тон!» - крикнул сторожевой ворон. | «Скоро будет пожива!» |
«Дри-ти-ти! Дра-та-та! – начали трещать сороки. | «Попался!» |
«Ур-гур-гу», - бормотали тетерева. | «Круты перья оборву!» |
Представители (2 человека) каждой группы подходят и снимают одну карточку зелёную, другую – красную, соотнося их друг с другом.
Что означает крик вороны в гнезде? («Берегись!»)
А сторожевого ворона? («Скоро будет пожива!»)
Что же протрещали сороки? («Попался!»)
А что означает «ур-гур-гу» с тетеревиного? («Круты перья оборву!»)
Оцените себя. Поставьте флажок на стрелке компаса.
Как вы думаете, почему столько лесных голосов описывает Пришвин?
(Они служат и фоном окружающей природы, и участниками событий; на протяжении всей истории Насти и Митраши птицы предупреждают брата и сестру об опасности.)
Учитель:
Птицы предвещают беду, и мы чувствуем напряжение. И герои оказались на распутье, как в сказке. Перед ними две тропы, которые расходятся у Лежачего камня. Давайте остановимся у камня и вспомним, какое событие, случившееся с Настей и Митрашей, едва не привело к трагедии? (Спор детей у Лежачего камня.)
Инсценировка «Спор детей» (бонус команде - клюкву)
М: - Нам надо по этой на север.
Н: - Это не тропа!
М: - Вот ещё! Люди шли, значит тропа. Нам надо на север. Идём, и не разговаривай больше.
Н: - Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
М: - Пусть ходят все люди. – Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
Н: - Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти – как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
М: - Ну ладно, я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропе, на север.
Кто из детей, по-вашему, был прав? Почему?
(Автор осуждает детей за ссору и даёт понять, что каждый из них виноват. Митраша пренебрёг опытом поколений и за самонадеянность был наказан; Настя не проявила решимости и терпения по отношению к брату и подтолкнула его к опасности.)
(глава 4: «Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, старясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свёрнутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.»
Причина несчастья деревьев – в эгоистичном стремлении самоутвердиться за счёт другого; в из разобщённости)
(«Деревья … боролись между собой корнями за питание…»
(Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Пришвин описывает тревогу и страх лисицы, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «лисичка», «в клубочек», «мордочку», которые делают её ещё более беззащитной и маленькой.)
Учитель:
Пришвин писал в своём дневнике: «великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки…» В этом смысле все люди и все существа составляют дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая иголочка, и оно не может быть счастливо, если страдает хотя бы одна веточка.
Вой деревьев перекликается с воем волка и собаки.
Где обитал волк Серый помещик? (на Сухой речке)
Расскажите историю волка.
Почему автор не жалеет его? А можно его пожалеть? Почему?
(Волк олицетворяет зло. Он не просто убивает коров и овец, чтобы прокормить себя «Серый за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Зимой он ловил больше собак в деревне. До того обнаглел, что однажды, «…» вырвал из рук хозяина собаку». Его ненависть к человеку и собаке безмерна, ведь волчицу и волчат погубили охотники, и лишь ему удалось перемахнуть через флажки: одним зарядом ему оторвало левое ухо, другим – половину хвоста. Волк - хищник, в его мире действует закон силы и выживания.)
Почему Травка не одичала, хотя волк и собака из одного семейства?
Как Травка хранила верность Антипычу?
Почему вой Травки по Антипычу назван «молитвой»?
(Травка воем своим призывала Антипыча, она хранила ему верность. Даже поймав зайца, Травка не могла его есть, а ждала хозяина.)
Как называли Митрашу в селе? Почему?
Как такой деловитый мальчик попал в Слепую елань?
Посмотрите кадр из фильма (=3.37.). Сравните фильм и книгу. Найдите несоотвествия.
(Собаку называет Затравка. Собака тянула за ремень ружья, а в книге Митраша схватил Травку за задние ноги, и она его вытянула.)
Прежде Пришвин называл Митрашу «маленьким человеком», а после спасения его из болота герой стал «большим человеком». Что произошло?
(Митраша повзрослел, пережив страх смерти, потери, узнав цену любви – ему открылась «правда Антипыча», известная Травке, потому-то она и признала в нём хозяина.)
Учитель:
Об истинной человеческой правде Травка напомнила и Насте.
(Девочка, желая покормить собаку, потянулась за хлебом, который лежал в корзине и оказался засыпанный клюквой, что его невозможно было достать. Это означало, что Настя столько времени не вспоминала о брате.)
С какими животными повстречалась Настя на палестинке? Каков смысл эпизода встречи Насти с лосем? Со змеёй?
(Лось не видит в девочке человека; Настя, словно сбросила с себя змеиную кожу и вспомнила о брате.)
Случайно ли то, что «пробуждение» Насти произошло на палестинке?
(Это не случайно, маленький кусочек Св. земли, где человека очищает сама земля.)
(Отдала всю свою целебную ягоду эвакуированным из блокадного Ленинграда детям, так как мучилась за свою жадность.)
Вывод:
Что же хотел сказать Пришвин, называя произведение «Кладовая солнца»?
(Писатель обращает внимание на гармонию природы, где ничего не исчезает бесследно; убеждает нас в силе добра и любви. Кладовая солнца – это не только торф, находящийся в болоте, это ещё и тепло, и ласка, которые солнце дарит всему живому на земле.)
Творческое задание
Составьте диаманту:
1 группа – Настя – Митраша
2 группа – Слепая елань – Палестинка
3 группа – волк Серый помещик – собака Травка
4 группа – Хвойные (ель и сосна) – Клюква
Хвойные (ель и сосна) Огромные, несчастные Прокалывают, завывают, пугают Борьба, боль – мир, здоровье Помогает, лечит, насыщает Маленькая, полезная Клюква | Слепая елань Опасная, смертельная Угрожает, затягивает, губит Горе, пустота – радость, вдохновение Наполняет, очищает, обновляет Щедрая, славная Палестинка |
Волк Серый помещик Злой, жестокий Воет, вредит, губит Кровожадность, ненависть – милосердие, верность Охотится, ждёт, спасает Добрая, преданная Травка | 1)Настя Хлопотливая, трусливая Убирает, готовит, жадничает «золотая курочка», любовь - «мужичок в мешочке», совесть Хозяйничает, поучает, упрямится Самонадеянный, смелый 7) Митраша |
Оценка:
На столе у каждой группы лежит весёлая клюква. Подарите её команде, диаманта которой вам понравилась.
Оцените себя по стрелке компаса.
Учитель:
Говоря о природе, очеловечивая её, Пришвин показывает в ней то, что имеет сходство с человеческой жизнью.
Вернёмся к эпиграфу.
/эпиграф открывается на слайде/
Я ведь, друзья мои, пишу
о природе, сам же о людях только и думаю!
М.М. Пришвин
Какие образы стали главными в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»? /из списка слов, прикреплённых на доске, выбираем слова «человек и природа» и перевешиваем на тему урока./
Рефлексия:
Учитель:
Остались на доске слова, о которых Пришвин тоже думал, хотел ими озаглавить будущую сказку-быль.
Составьте предложение с включением данных слов, которое бы охарактеризовало ваше отношение к произведению Пришвина.
Оцените себя по стрелке компаса, поставьте флажок.
Д.З.
1)чтение статьи о творчестве В.Г. Распутина (с. 85-86);
2) подготовить рассказ об истории создания рассказа «Уроки французского» (с. 86-87)
Группа _______________________________
Определение
темы урока
5
Активность
на уроке
Достижение
задач урока
1
2
4
3
Владение художественным материалом
Творческое задание