Технологическая карта урока
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 06.09.2016.
ТЕМА УРОКА: Индивидуальность. Вводное тестирование.
Цель урока: выяснить, какого человека можно назвать сильной личностью
Планируемые результаты:
Познавательные: давать определения понятиям.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, сравнение и классификацию по заданным критериям.
Тип урока: урок-исследование
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. На проектор выводятся афоризмы об общении. После учитель предлагает сформулировать тему урока. | Подготовка к уроку, приветствие учителя. Ученики должны выбрать афоризм который им понравился и раскрыть его сущность. Ученики формулируют тему и цели урока: узнать, что такое общение, как люди общаются, цели общения |
2 | Актуализация знаний | Учитель раздает тестирование вводного контроля, время выполнения – 20 минут | Решение тестовых заданий |
3 | Мотивационный этап (2 мин) | Решение заданий на стр. 17 в 4 группах Ставим проблемный вопрос, | Учащиеся говорят, что они уже знают про личность |
4 | Информационный этап (20 мин) | 1.Индивидуальность – плохо или хорошо? Для ответа работаем над документом стр. 13. О Герострате. Является ли Герострат сильной личностью? «Для меня величайшей тайной было то, как человек может уважать себя, унижай других…» Махатма Ганди 2.работа по иллюстрации на стр. 14. Найти сильную личность, рассказать об индивидуальности каждого человека на картине. | Работа с классом: ребята характеризуют каждого из класса одним словом, только поло |
5 | Аналитический этап (3 мин) | Каждый выговаривается, почему он сильная личность. | Учащиеся подводят итоги урока. Говорят о том, каких целей добились, что не успели. |
6 | Завершение урока | Урок2: П. 1, ответить на вопросы и задания стр. 16-17. | |
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 18.01.2015.
ТЕМА УРОКА: ОБЩЕНИЕ
Цель урока: сформировать представление о общении, как важной части нашей жизни, без которой мы не были бы людьми
Планируемые результаты:
Познавательные: овладение целостными представлениями о качествах личности человека, привлечение информации, полученной ранее, для решения учебной задачи,
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала,
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию;
Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
Тип урока: урок-исследование
Необходимое оборудование: Компьютер учителя, диапроектор, учебники предмета, дополнительная литература (книги по истории, литературные произведения)
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. На проектор выводятся афоризмы об общении. После учитель предлагает сформулировать тему урока. | Подготовка к уроку, приветствие учителя. Ученики должны выбрать афоризм который им понравился и раскрыть его сущность. Ученики формулируют тему и цели урока: узнать, что такое общение, как люди общаются, цели общения |
2 | Актуализация знаний предыдущего урока (3 мин) | Учитель задает вопросы для повторения (стр. 66, 1-2). Фронтально. Задания 1-2. - назовите виды групп? (большие и малые) - что контролирует членов групп? (групповые нормы) Работа с иллюстрациями на проекторе «Виды групп на картинах» Проведение контроля по предыдущей теме фронтально на проекторе: тренажеры и контроль на тему: межличностные отношения. | Отвечают на вопросы, учатся рассуждать. Работают с картинами, отвечают какие виды групп изображены, малая это группа или большая. |
3 | Мотивационный этап (2 мин) | - вопросы на стр. 67. Рассуждение и эвристическая беседа. Как повлиять на ребят, которые не очень хорошо к тебе относятся? Чтение афоризмов о комплиментах. Один из них становится тезисом сегодняшнего урока. | Повлиять на людей эффективно можно с помощью комплиментов – они обезоруживают человека. |
4 | Информационный этап (20 мин) | 1.Узнаем что такое общение. Поиск термина. Важно: человек без общения в первые дни и годы жизни уже не может быть человеком. 2.Цели общения. Общение обычное и ритуальное. Запись: общение ради общения. Цели: информация и ее передача (почему это так важно?), развитие человека (образование, воспитание, умения, навыки). Просмотр изображений «Ритуальное общение». Чтение документа о детях, лишенных общения. 3. Как люди общаются. Средства общения: речь, неречевое общение (в интернете, переписка, прикосновение, здороваться, взгляд, походка, жесты). Работа с иллюстрациями на стр. 69. Учимся определять эмоции. Просмотр картин на тему «взгляд» 4. Работа с документами. Разделение на 2 группы. 1 – документ о Левитане стр. 70. Можно прослушать запись голоса Левитана. 2. – документ на проекторе о происхождении речи. | 1. На данном этапе ребят лучше дифференцировать по успеваемости на группы. Учитель работает со слабой группой. Сильная выполняет конспект стр. 67-71 краткий и задания в рабочей тетради (Смирнова, Степанова, Демина) 2. Ребята могут искать термин в параграфе, могут – в словаре на стр. 108. Работа учащихся с учебником. Учащиеся сами приходят к целям общения и приводят примеры их важности, примеры из жизни, литературы (Робинзон Крузо и т.п.) 3. После выписки на доске этих терминов один учащийся должен попытаться составить схему «Средства общения» Игра «Эмоции». Слово «молодец» произносится с разной интонацией. Можно разные слова. Подобрать как можно больше прилагательных к слову «взгляд». Время работы – 3 мин. Задача – рассказать главную мысль текста, помня о лимите времени. Отвечают – 1-2 чел от группы. |
5 | Аналитический этап (3 мин) | Подведение итогов урока согласно поставленным целям. | Учащиеся подводят итоги урока. Говорят о том, каких целей добились, что не успели. |
6 | Завершение урока | Домашнее задание: чтение стр. 67-71. Р.т: Документ на стр. 75 прочитать, написать, какие приемы общения из документа вы используете в жизни. Сообщение о начале проекта, одно из заданий: узнать о односельчанах и родственниках, боровшихся с фашизмом. Составить презентацию и доклад (групповая работа) | |
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 25.01.2015.
ТЕМА УРОКА: ОБЩЕНИЕ СО СТАРШИМИ И МЛАДШИМИ
Цель урока: выяснить особенности общения со старшими и младшими, как эффективнее общаться с людьми
Планируемые результаты:
Познавательные: овладение целостными представлениями о качествах личности человека, привлечение информации, полученной ранее, для решения учебной задачи,
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала,
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию;
Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
Тип урока: урок-практическая
Необходимое оборудование: Компьютер учителя, диапроектор, учебники предмета, дополнительная литература (книги по истории, литературные произведения)
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. На проектор выводятся афоризмы об общении. После учитель читает историю о девочке Лиде (учебник стр. 75) и предлагает порассуждать об этой ситуации и сформировать тему и цели урока, исходя из того, что учащиеся не знают | Подготовка к уроку, приветствие учителя. Ученики разбирают ситуацию, приводят свои примеры Ученики формулируют тему и цели урока: узнать особенности общения с людьми разного возраста, как лучше общаться с людьми |
2 | Актуализация знаний предыдущего урока (3 мин) | Учитель задает вопросы для повторения (стр. 74, 1-5). Фронтально. Тест контроль «Общение» (контроль и тренажер) Работа с документом «необычные жесты». Учащиеся должны изобразить жест с нужной мимикой. | Отвечают на вопросы, учатся рассуждать. На данном этапе происходит разделение класса на 2 группы. Учащиеся дают своей группе название. Баллы за жесты присуждаются каждой группе. |
3 | Мотивационный этап (2 мин) | Учитель приводит ситуацию для групп: мама не отпускает вас погулять, пока не сделаете домашнее задание. Старшеклассник вас обижает. Ваши действия. | Группы приводят лучший выход из данной ситуации. В конце ребята должны сделать вывод о том, как общаться с теми, кто старше. |
4 | Информационный этап (20 мин) | 1.Билль о правах родителей. Работа групп с документами. Вы знаете, что ваши права защищены, даже если их нарушают родители. А защищены ли права родителей? После работают с биографией Э. Шостома. Учитель читает строки из билля от самих родителей. Обсуждение. Как мы можем помочь родителям? 2. Эмпатия – это дар. История о двух женщинах. Понимание другого человека. Игра «Общение». Несколько ситуаций, которые нужно разыграть. Первой группе: когда надоело слушать. Второй - когда слушаешь собеседника. Первой – правильно общение, не перебивать, участвовать в разговоре. Второй – наоборот. 3.Работа с иллюстрацией. Стр. 73. Каждая группа проводит разбор иллюстрации, задаётся по 2 вопроса. Работа с изречением Плутарха. Работа с его биографией. | Ищут и выписывают самые важные статьи, статьи с которыми не согласны, предлагают свои статьи для подобного билля. Чья группа активнее. Группа противника не знает ее задания, важно угадать, что показывает команда соперника, рассказать как нужно поступать в такой ситуации. Команды обсуждают картину, отвечают на вопросы, если надо – отвечают на вопросы противника. |
5 | Аналитический этап (3 мин) | Подведение итогов урока согласно поставленным целям. Пройти тренажер «Общение». Отвечают в группе. После – фронтальная проверка. | Учащиеся подводят итоги урока. Говорят о том, каких целей добились, что не успели. |
6 | Завершение урока | Домашнее задание: параграф 8 прочитать. | После конликтов: упр. 7-9. |
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 08.02.2015.
ТЕМА УРОКА: Конфликты в межличностных отношениях
Цель урока: выяснить роль конфликтов в жизни человека и способы их избежать или решить
Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка целей, анализируют вопросы, формулируют ответы,
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; понимают позицию партнера
Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
Тип урока: урок-изучения нового материала
Необходимое оборудование: Компьютер учителя, диапроектор, учебники предмета, дополнительная литература (книги по истории, литературные произведения)
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. Работа с иллюстрацией учебника на стр. 78 (Петр Первый допрашивает царевича Алексея) После учитель предлагает сформулировать тему урока. | Подготовка к уроку, приветствие учителя. Ученики формулируют тему и цели урока, ставят его цели (подвести к подобным целям) - узнать что такое конфликт - виды конфликтов - как избежать или решить конфликт |
2 | Актуализация знаний предыдущего урока (3 мин) | Учитель задает вопросы для повторения стр. 76, эти же вопросы являются способом начать новую тему, связав ее с предыдущей. | Отвечают на вопросы, учатся рассуждать. |
3 | Мотивационный этап (2 мин) | Работа над заданием 1., стр. 82, выделение причин конфликты и самого инцидента. Учитель предлагает ребятам научиться составлять особый вид схемы «Кластер», объясняя что означает этот термин, особенности кластера, его преимущества. | |
4 | Информационный этап (20 мин) | 1.Работа со схемой «Конфликт» (с. 76), определение понятия, зарисовка кластера по схеме. РАБОТА с историческим конфликтом с 77 и текстом учебника с. 79-80. Фронтальная работа с текстом документа. Групповая работа. Учитель координирует деятельность учащихся, помогая определить правильный вид кластера, также одному из учащихся предлагается нарисовать схему «Виды конфликта» (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) Конструктивные и неконструктивные конфликты. 2. Самостоятельная зарисовка кластеров в тетрадях «Виды разрешения конфликта». – время 4 минуты. \ | Учащиеся анализируют схему, добавляя нужные элементы, зарисовывают вместе с учителем кластер. Учащиеся приводят примеры ступеней конфликта. Сначала все учащиеся анализируют историческую ситуацию, используя иллюстрацию на стр. 78. Важно избегать категоричных оценок в личностях истории, но дать понять во что мог перерасти данный конфликт. Групповая работа: 1 гр. – с. 79, 2. Гр. – с. 80. Задача – дополнить кластер учителя «Варианты поведения в конфликте» (подчинение, компромисс, прерывание, интеграция) Ученики создают кластеры в тетрадях, после выбирают самый лучший и зарисовывают его на доске. |
5 | Аналитический этап (3 мин) | Подведение итогов урока согласно поставленным целям. - что такое конфликт? - назовите его стадии? - назовите виды конфликтов? - каковы виды разрешения конфликтов? - что, на ваш взгляд может помешать разрешению конфликта, а что или кто – помочь? | Учащиеся подводят итоги урока. Говорят о том, каких целей добились, что не успели. Выполнение заданий и практикума стр. 83-84. Работы с документами, способами решения конфликтов, выполнение индивидуальных и групповых заданий практикума. |
6 | Завершение урока | Оценивание Домашнее задание: параграф 9, р.т.: 1-7, стр. 42-43. Книга: вопросы на стр. 82, 1-3 ответить. На оценку. Документ на стр. 75 прочитать, написать, какие приемы общения из документа вы используете в жизни. Сообщение о начале проекта, одно из заданий: узнать о односельчанах и родственниках, боровшихся с фашизмом. Составить презентацию и доклад (групповая работа) | Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. |
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 15.02.2016
ТЕМА УРОКА: Как жить в мире
Цель урока: выяснить роль конфликтов в жизни человека и способы их избежать или решить
Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
Тип урока: повторительно-обобщающий
Необходимое оборудование: учебники предмета, дополнительная литература , раздаточный материал
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. Учитель просит назвать тему прошлого урока -может ли конфликт пойти на пользу людям? - может ли конфликт стать поводом к миру? - как правильно выходить из конфликта? Давайте сформулируем тему урока. | Подготовка к уроку, приветствие учителя. Ученики формулируют тему урока |
2 | Актуализация знаний предыдущего урока (3 мин) | Учитель задает вопросы для повторения - что конфликт? - назови и расскажи его стадии? - примеры известных конфликтов? (политические, военные, социальные) - какие варианты поведение в конфликте существуют? - какие варианты решения конфликта вы можете назвать? - чем полезен посредник в конфликте? | Отвечают на вопросы, учатся рассуждать. |
3 | Мотивационный этап (2 мин) | Решение проблемной ситуации: мама и сын. | Учащиеся решают проблемную ситуацию, после им предлагается сформулировать цел урока: научиться правильно выходить из конфликта. |
4 | Информационный этап (20 мин) | 1.Индивидуально задание (упр 2, стр. 83). Учащиеся заполняют в тетради мини-графин по терминам, относящимся к конфликту. После подсчитывается количество баллов и рисуется общая схема на весь класс. 2.Групповое задание. Обсуждение в форме дискуссий. Задается одно задание на обе группы: обсудить с другом, что делать что бы больше не повторялся конфликт. Второе задание: составить схему: как вести себя в конфликте по этой ситуации. Засчитывается лимит времени: 3 минуты. Работа в группах по документам: 1 – стр. 83, «как правильно слушать», 2 – с. 83. «правила успешного общения через посредника в конфликтной ситуации». Задача: рассказать самые основные статьи документа, выделать самое важное. Время – 3 минуты. 3. Задания по билетам. Придумать сценку «Деловые отношения» Придумать сценку «Приятельские отношения» Составить словесный портрет лучшего друга Составить схему малой группы «Голубоглазые в нашем классе» Составить схему малой группы «любители собак в нашем классе» Составить небольшой словарик невербальных средств общения (например взгляд и т.п.) Предложи выход из ситуации: два ученика не могут поделить места в классе. Предложи выход из ситуации: пригласить на День рождение приятелей, которые поругались и не хотят мериться, так чтобы они не обиделись. Данные задания являются повторительно-обобщающим моментом к главе «Человек среди людей» | Группы работают, совещаются и после завершения лимита выступают со своими результатами. Оценка капитанов зависит от степени успеваемости участников и наоборот. От одного неуспешного выступающего унижаются оценки всей группе. Задача: подтянуть самых отстающих учеников. Один учащийся тянет билет, берет себе 2-х помощников и они вместе работают над заданием – 3 мин. Учащиеся в течение 3 минут готовят задания, после – выступают. |
5 | Аналитический этап (3 мин) | - что такое конфликт? - как избежать конфликта? - как его решить? - как нужно себя вести в конфликте? | Учащиеся подводят итоги урока. Говорят о том, каких целей добились, что не успели. Отвечают на проблемные вопросы. |
6 | Завершение урока | Оценивание групповое, взаимооценка. Домашнее задание: повторить параграфы 6-9, понятия и схему, подготовиться к тесту по теме. Р.т.: Учебник: стр. 107, вопросы для повторения к главе 2 расписать. | Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. |
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 14. 03. 2016
ТЕМА УРОКА: Человек славен добрыми делами
Цель урока: выяснить роль конфликтов в жизни человека и способы их избежать или решить
Планируемые результаты:
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий
Необходимое оборудование: учебники предмета, дополнительная литература , раздаточный материал
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. Сообщение о результатах контрольного теста. Сообщение о работе над ошибками в конце урока. Чтение сказки «Счастливый Принц»на стр. 86. Рассуждение по вопросам в конце сказки. Учитель просит учащихся сформулировать тему урока. | Подготовка к уроку, приветствие учителя. Учащиеся читают сказку, отвечают на вопросы, формулируют тему урока. |
2 | Мотивационный этап (2 мин) | Создание проблемной ситуации: узнать, как следовать золотому правилу морали. Для этого учащиеся должны составить план и записать в тетрадь, следуя на уроке этому плану. | Учащиеся называют пункты плана, например: 1.Мораль. 2. Добро и зло. Как отличить? 3. Возникновение правила. 4. Применение правила. |
3 | Информационный этап (20 мин) | 1.Поисковый метод. Учитель предлагает учащимся найти в словаре или учебнике определения слова «мораль». Учитель предлагает создать кластер на тему. Поведение, которое соответствует морали, называют нравственным. Противоположное поведение – безнравственное. Учитель предлагает определить главные критерии морали. Они соответствуют второму пункту плана. Учитель предлагает подобрать как можно больше синонимов к слову «мораль» (добро, милосердия и др.+ стр. 88) 2.Практическая работа. Работа с источником. Чтобы решить остальные пункты плана нужно поработать с источником, так все ответы. Для этого учитель предлагает учащимся разделить на группы по 5 человек. Для этого проводится игра «Времена года» По мере ответа групп, учащиеся добавляют в кластер слова и выражения: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе», приносить пользу, накапливай опыт добрых дел, добрые слова и улыбки. | Учащиеся ищут определение и записывают в тетрадь. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, определяют критерии морали: добро и зло. Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая работает над документам, одна из групп: по вопросам рубрики «в классе и дома». Учащиеся сообщают, что для реализации задачи урока они сделали, отвечают на вопросы документа, группы задают друг другу вопросы – это поощряется. Выбор капитана, который выставляет оценки одногруппникам. 1 гр. – документ на стр. 87-88. 2 гр. – документ на стр.89. 3 гр. – документ на стр. 92 1 гр. – задания на стр. 91 Выступления групп, взаимооценка. |
5 | Аналитический этап (3 мин) | Фронтальная работа. Чтение текста совместно стр. 91. Работа по картине, ответить на вопросы, провести небольшой анализ. Учащиеся делают работу над ошибками по контрольной. | Учащиеся совместно работают с учебником и картиной на стр. 90. |
6 | Завершение урока | Оценивание групповое, взаимооценка. Домашнее задание: п. 92, ответить на вопросы в форме эссе упр. 6, стр. 91. Р.т.: Рефлексия: | Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. Отвечают на вопросы рефлексии |
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 04.04. 2016
ТЕМА УРОКА: ПОУ ПО ТЕМЕ: ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Цель урока: сформировать представление о социализации человека в обществе, повторить изученный материал и закрепить его
Планируемые результаты:
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Необходимое оборудование: учебники предмета, тетради, раздаточный материал
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. Разговор по теме проектов, учитель сообщает о начале проектной подготовке по предмету в течение апреля. Учитель сообщает тему урока, | Подготовка к уроку, приветствие учителя. Ученики ставят цели урока |
2 | Мотивационный этап (2 мин) | Учитель сообщает, что после повторительно обобщающей части последует тест, оценки за который будут внесены в журнал без исправления | Учащиеся задают вопросы |
3 | Информационный этап (20 мин) | 1.Просмотр видео рядя картин на тему «межличностные отношения», формулировка повторения этой темы. Стр. 50. Вспоминаем понятия: межличностные отношения, симпатия, антипатия, стереотип (составление одним учеников схемы у доски). Виды межличностных отношения: знакомство, приятельство, товарищество, дружбы, любви. Просмотр видеоряда «любовь». Стили мж отношений: официальные и личные. Приводят примеры. 2.Просмотр видеоряда картин на тему «группы» и определение этой темы. Понятие группа, назвать группы, которые человек может выбрать, лидер, манера, ритуал , групповые нормы. Санкции в группах. Зарисовка кластера по очереди. 3. Изучение темы «общение». Вспоминаем цели общения. Потребности. Средства общения (речевое, неречевое) Просмотр видеоряда о взгляде в картинах. Особенности общения со старшими и младшими. 4. Конфликты. Стадии конфликта. Выполнение упр. 2 стр. 83 по конфликтам. Варианты поведения в конфликте. Варианты исхода в конфликте. | Ученик по очереди работают у доски. Учащиеся работают у доски по желанию. |
5 | Аналитический этап (3 мин) | Индивидуальная работа. Выполнение тестовых заданий. | Учащиеся работают с тестами, пишут их на листочках. |
6 | Завершение урока | Оценивание за активность на уроке. Д.з. повторить параграфы 10,11. Подумать о проекте. | Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. Отвечают на вопросы рефлексии |
Варианты заданий для проекта:
Доклады на темы:
- Одна из сильных личностей (историческая личность)
- о знаменитом своей деятельностью человеке
- что такое счастье?
- смелый человек (пример подвигов из истории и жизни)
2. наглядное пособие «Человек и его деятельность»
3. Провести анкетирование на тему: «Что человеку нужно для успеха?»
4. Взять интервью у родителей, учителей, учеников на тему: дружба.
5. Провести мероприятие и составить по нему фото отчет: помощь старикам, детям, незнакомым людям. Составить презентацию или коллаж.
6. Составить брощюру «Жесты и мимика человека».
7. Придумать и провести психологическую игру.
8. Презентация или плакат на тему: «Как вести себя в конфликтной ситуации».
9. Презентация или плакат на тему: «Твори добро».
10. Составить сообщение с рассказами дедушек и бабушек об их жизни.
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 11.04. 2016
ТЕМА УРОКА: МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ
Цель урока: сформировать целостную картину по теме «Мораль» и применить знания на практике
Планируемые результаты:
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий
Необходимое оборудование: учебники предмета, дополнительная литература, раздаточный материал, проектор и компьютер учителя.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. Сообщение о результатах теста. Сообщение о проверочной работе в конце урока. Сообщение темы, учащиеся ставят цели урока | Подготовка к уроку, приветствие учителя. Среди целей должны быть: - повторить материал по теме «Мораль», - закрепить знания на практике, |
2 | Мотивационный этап (2 мин) | Сегодня я предлагаю вам узнать один из трех законов философии, этой самой загадочной и самой сложной науки. А еще подумайте: как мы закрепим знания на практике? | Учащиеся предлагают свое решение проблемы: придумать на основе книги правила для класса, для каждого. |
3 | Информационный этап (20 мин) | 1.Мозговой штурм. Учитель спрашивает любого, руки не тянуть, не кричать ответ, он – не защитывается. - что такое мораль? - чем мораль отличается от нравственности? - золотое правило морали? - назовите синонимы страха? - синонимы смелости? - чем руководствуется мораль? Запись закона философии: борьба и единство противоположностей (например, добро и зло, полюсы земли) Если в обыденной жизни борятся добро и зло, возникает… конфликт. Повторение темы «Конфликты» Заполнение лестницы «Развитие конфликта» Схема «Варианты конфликта» Схема «Исход конфликта» 2.Самостоятельная работа по конфликтам. Стр. 83, упр. 2. 3.Парная работа. Выводится 3 пары (конкурс скульптор и глина). Подготовка: 2 минуты. Соблюдая тишину. Выбираются 2 психолога. Готовят тест «Учимся побеждать страх». Стр. 99. Остальные учащиеся готовят в парах ответы на индивидуальные вопросы по теме. | Выходит трое учащихся, на память записывают схемы и объясняют их. Задействованы 6 учащихся. Выступления учащихся по подготовленным заданиям. |
5 | Аналитический этап (3 мин) | Индивидуальна работа. Запись фамилии под своим проектом. Решение нескольких задач по темам. Сделать выводы. | Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы небольшого теста. |
6 | Завершение урока | Оценивание за работу на уроке. Домашняя работа: приготовить письменное объяснение проекта (половина уже должна быть сделана, отчет в тетради) | Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. Отвечают на вопросы рефлексии |
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 18.04. 2016
ТЕМА УРОКА: ГУМАНИЗМ
Цель урока: воспитание и самовоспитания в себе чувства гуманизма, сострадания, толерантности
Планируемые результаты:
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.
На примерах конкретных ситуаций
оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём
Необходимое оборудование: учебники предмета, дополнительная литература, раздаточный материал.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. Проверка домашнего задания, проверка готовности проектов и беседа по проектам. | Подготовка к уроку, приветствие учителя. |
2 | Мотивационный этап (2 мин) | Чтение двух ситуаций из истории. 1 – от отряде 731 – занимавшемся вивисекцией, вскрытие живых существ. 2 – о Пирогове, великом хирурге. - чем отличаются медики отряда 731 от Пирогова и других врачах, спасающий жизни? - гарантирует ли образование, что вы будете настоящим человеком? - как относился к людям Пирогов и не относились медики, занимающиеся опытами над людьми? Тема урока – гуманизм. Сформулируем план урока: | Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают свою точку зрения. Цели урока формулируются в виде лестницы - что такое гуманизм, рассмотреть понятия - рассмотреть конкретные случаи гуманизма, - узнать, бывает ли страх быть человеком? |
3 | Информационный этап (20 мин) | 1.Запись понятия «гуманизм» (лат homo – человек) – человечность. Какие науки можно назвать гуманитарными? Что они изучают? Мы с вами тоже изучает человека, потому что изучая общество, мы познаем себя, изучая себя, мы лучше узнаем других. Гуманизм – это не просто мировоззрения, это принцип жизни. А какой правило может стать принципом гуманизма? Достижение первой цели, поднятие по первой ступени. 2.Работа с источниками. Разделение на три группы игрой. Чтение документа, ответить на вопросы в конце документов используя три предложения, один человек из группы задает вопросы противоположной группе. Поднялись по второй ступени. 3.Был такой случай. На улице мужчина просил помощи, но никто не отвечал ему, все думали, что он пьян. Один мальчик понял, что мужчина не пьян, а у него сердечный приступ, но он испугался помочь. Так иногда и мы боимся быть человечными, будто это преступление – помочь. Давайте узнаем, что можно делать, если вам страшно. Просмотр фильма «Гарри Поттер», момент борьбы со страхом. | Записывают понятия. История, обществознание, социология. Человека в истории или современности. Золотое правило морали. Произносят его. Учащиеся читают документы, отвечают на вопросы лаконично, задают друг другу вопросы и отвечают на них. |
5 | Аналитический этап (3 мин) | Мы прошли все ступени? Давайте сегодня мы послушаем наших психологов, которые помогут нам бороться со страхом. Надеюсь, это правила вам пригодятся. Рефлексия на раздаточном материале. | Отвечают на вопросы рефлексии |
6 | Завершение урока | Оценивание за работу на уроке. Домашняя работа: приготовить письменное объяснение проекта (половина уже должна быть сделана, отчет в тетради) | Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. |
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 25.04. 2016
ТЕМА УРОКА: ПОУ по теме «Нравственные основы жизни»
(обобщение и систематизация знаний)
Цель урока: умение защищать свой проект, отвечать на вопросы и задавать их.
Планируемые результаты:
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы ответа на вопросы; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы, адекватно реагировать на критику, адекватно оценивать свои возможности и итоги деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Необходимое оборудование: учебники предмета, дополнительная литература, раздаточный материал, проектор
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. Проверка домашнего задания, проверка готовности проектов и беседа по проектам (источники, оформление) | Подготовка к уроку, приветствие учителя. |
2 | Мотивационный этап (2 мин) | Учитель показывает видео «Улыбка для бездомного» - что показывает нам этот ролик? - какая была прошлая тема урока? Сегодня у нас семинар, настоящий, как у студентов. На нем вы будете докладчиками, остальные – зрители. Ваша задача: подготовится к выступлению, защитить свой проект так, чтобы это была нам интересно. У вас будет всего 3 минуты. Зрители сегодня будут получать оценки за свои вопросы, добавления, исправления докладчиков. Правила: слушать друг друга, вести себя как студенты, защищать свою группу. За нарушение дисциплины: минус один балл. НО самое главное: докладчики должны в конце сказать, насколько актуален их доклад, проект, как полезный обществу, т.е. связать его с темой гуманизм. Актуальность – это значимость вашей темы для общества. | Учащиеся смотрят видео, задают вопросы, отвечают на вопросы учителя. |
3 | Информационный этап (20 мин) | | 1.Докладчики начинают подготовку. Остальные делятся на 3 группы по цвету. Каждая группы выбирает себе капитана, генератора идей (задает вопросы), аналитика (опровергает точку зрения другой команды), корректора (исправляет неверные ответы). 2.Прослушивание докладов: «Творить добро», «Что такое счастье», «Что такое дружба». Учащиеся учитывают лимит (за превышение снимаются баллы), корректность, актуальность, ответы на вопросы. За докладчика группа получает баллы, равные его оценки. В последнее занятие группа подсчитываются баллы группы, и все ее учащиеся получают дополнительную оценку. Некоторые учащиеся сдают зачет по вопросам второй главы учителю. |
5 | Аналитический этап (3 мин) | - о чем были сегодняшние доклады? - что нового вы узнали? - вам понравилась такая форма урока? - что бы вам еще хотелось узнать? | Отвечают на вопросы рефлексии |
6 | Завершение урока | Оценивание за доклады и групповую работу, за вопросы и исправления. Домашняя работа: доделать проекты. П. 12. Устный рассказ по картине. | Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. |
Предмет: обществознание Класс 6. Дата: 13.12. 2016
ТЕМА УРОКА: Человек в группе
Цель урока: научить понимать роль групп в жизни человека
Планируемые результаты:
Познавательные: овладевают целостными представлениями о роли групп в жизни человека, структуру группы; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, осуществляют саморегуляцию учебной деятельности, самооценивание, коррекцию своих знаний
Необходимое оборудование: учебники предмета, дополнительная литература, раздаточный материал, проектор, программа к УМК.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент. (3 мин.) | Учитель приветствует учеников. Проверка домашнего заданияпр Учитель осуществляет начальную рефлексию настроения и готовности | Подготовка к уроку, приветствие учителя. Учащиеся показывают знак «Класс», «Хорошо» или «Плохо», согласно их настроению, теми же знаками оценивают свою готовность к уроку |
2 | Мотивационный этап (2 мин) | Фронтальная работа. Эвристический метод. Учитель показывает видеоряд о группах в обществе, задает вопросы, наводит на тему урока - давайте определим цели сегодняшнего урока. - что мы должны узнать? - чему мы должны научиться? - а теперь запишите в тетрадочках свою цель, то, что конкретно вы хотите от этого урока получить. Отразите цель кратко и емко. | Учащиеся анализируют видеоряд, рассказывают, то видят на иллюстрациях, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся пытаются сформулировать тему урока, которая должна носить официальную формулировку . учащиеся ставят цели урока: 1.- узнать какие бывают группы, их состав, правила и т.п. 2.- научиться работать в группе 3.- понять роль групп в жизни человека Учащиеся записывают свою личную цель. |
3 | Актуализация ЗУН прошлого урока | Фронтальная и индивидуальная работа. Учитель выводит задания на проекторе по теме прошлого урока. Учитель проверяет домашнее задание по стр. 55, работа с иллюстрацией по теме «Дружба» | Учащиеся отвечают на вопросы или задания, |
4 | Информационный этап (20 мин) | 1.Групповая форма, поисковый метод. Запись, что в каждой группе есть манера (внешние формы поведения), ритуалы (установленный порядок совершения чего либо), групповые нормы (правила группы) , санкции (поощрения или наказания). Кто еще должен быть в каждой группе? (1 цель!) Записи в тетрадь. - наша тема не будет полной, если мы не поработаем в группах. Учитель предлагает группам выполнить задания. Задания вытягивают капитаны по очереди. Физкульминутка перед работой! Задание первой группе: - что объединяет людей в группы? Чему может научить группа? (исп. Стр. 60 учебника) Задание второй группе: - Каким должен быть лидер группы? Что делают остальные члены в группе? (стр. 60-61) 2 цель! | 1.Учащиеся отвечают на вопросы, делятся на группы по жребию. Учащиеся работают с учебником, записывают верный ответ. Учащиеся в течение пяти минут отвечают на вопросы, записывают их в тетрадь. После выступлений всех групп, составляется общий кластер, который выводится на экран. Последняя группа вместе со всеми работает по иллюстрации учебника. Задание третьей группе: - какие правила есть в группах, в которых вы состоите? Какие из них вы соблюдаете с удовольствием, а какие – с неохотой? (стр. 62) Задание четвертой группе (кот в мешке) - стр. 63 работа по иллюстрации, работа с дополнительным источником информации (Костомаров, История России в жизнеописаниях) |
5 | Аналитический этап (3 мин) | Опрос по основным понятиям в виде написания синонимов примеров ним (нормы, санкции, манеры, ритуалы) в тетрадях. По два примера. Ребята, сейчас мы попытаемся с вами определиться, в каких же группах мы хотим или не хотим состоять. Ритм. Учитель предлагает каждому сформулировать предложение или словосочетание о группе, в которой ребятам хочется состоять. Если остальные согласны, то говорят «Да!» и понимают пальцы вверх, если не согласны «Нет!». | Отвечают на вопросы тестирования Моя группа охраняет природу… Моя группа интересна… Моя группа дружная… Совершает преступления… В моей группе курят… В моей группе говорят матом… 3 цель!!! |
6 | Завершение урока | Рефлексия. Оцените вашу работу в группе словом, которое начинается на взаимо… У кого какое настроение? Как вы оцениваете знания, полученные на уроке? А теперь поднимите руки те, что достиг сегодня своей личной цели? Те, что цели не достигли? Домашнее задание: п. 7., написать задание для класса по волонтерам или другому классному делу. Задания на стр. 66 устно. | Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии. Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. Оценивание Оценивание по совокупности выполненной работы: домашнее задание – 1 б, активность – 1 б, ответы на задания – 1 б, активная работа в группе – 1 б, устный ответ в группе – 2 б, правильные примеры по понятиям (аналитический этап) – 2 б. Итого: 7-8 б – 5, 5-6 б – 4, 3-4 б – оценка 3. |