Пояснительная записка к контрольной работе по русскому языку (тест) для 6 класса.
Проверочная работа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования")
Назначение работы – оценить качество знаний учащихся 6 класса, выработанный ими при освоении предметного содержания русского языка, установить уровень овладения ими умениями правильно писать, готовность к продолжению обучения в основной школе.
Проверочная работа состоит из 2-х частей: теста и работы с текстом, отвечающих нормам современного литературного языка, соответствующих основным разделам обязательного минимума содержания основных образовательных программ обучения в начальной школе:
Лексика
Словообразование
Графика и орфоэпия
Орфография
Морфология
Морфемика
Синтаксис
Пунктуация
Данная работа позволяет выявить уровень владения знаниями и специальными умениями по предмету, названными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку:
умения, связанные с усвоением знаний системы языка (разбирать слова по составу; распознавать части речи; определять морфологические признаки слова; выделять грамматическую основу предложения);
умения, связанные с овладением нормами литературного языка (грамотно писать слова с изученными орфограммами; объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученной структуры).
Проверяемые элементы содержания | Виды деятельности |
Лексика |
Уточнение, обогащение и активизация словаря | Владение нормами литературного языка |
Состав слова |
Значимые части слова: корень, суффикс, окончание | Умение разбирать по составу имена существительные, прилагательные, глаголы |
Морфология |
Имена существительное и прилагательные. Изменение имен существительных и прилагательных по падежам | Умение определять падежные окончания имен существительных прилагательных |
Орфография |
- правописание проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне, - правописание непроверяемых гласных в корне, - правописание чередующихся гласных корня, - правописание разделительного -ь-, - употребление -ь- для обозначения мягкости согласных, - правописание приставок, - правописание безударной гласной в падежных окончаниях существительных и прилагательных, - правописание слов с предлогами, - правописание Н и НН в именах прилагательных, - правописание НЕ с разными частями речи, - правописание личных окончаний глаголов, - правописание сложных имен существительных и прилагательных | Умение писать слова с изученными орфограммами |
Синтаксис |
Члены предложения (подлежащее и сказуемое) | Умение определять грамматическую основу предложения |
Пунктуация |
Знаки препинания в конце предложения. Запятая между однородными членами предложения | Умение определять границы предложений, находить однородные члены предложения |
Работа рассчитана на 40 минут.
Критерии оценивания выполнения работы
За задания 1-12 по 1 баллу.
За задания 13-14 по 1 баллу за каждый верный ответ.
Таким образом, максимальное количество баллов составляет 18 баллов.
Оценка «5» - 17-18 баллов.
Оценка «4» - 13-16 баллов.
Оценка «3» - 9-12 баллов.
Оценка «2» - 8 баллов.
Контрольная работа по русскому языку. 6 класс
Ответами к заданиям 1-14 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
1 вариант
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
изл…жение
проб…раться
прик…саться
насл…ждение
Вставьте пропущенные буквы. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Я?
В открытую дверь не лом(1)тся. В чужой монастырь со своим уставом не ход(2)т. В родном доме и стены помога(3)т. В тихом омуте черти вод(4)тся. Двое паш(5)т, а семеро руками маш(6)т.
1) 1, 2, 4 2) 1, 4, 6 3) 2, 3, 5 4) 1, 3, 4
3. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена буква И?
1) пр…винтить, пр…интересный, пр…школьный
2) пр…одолеть, пр…миленький, пр…ветливый
3) пр…бежать, пр…чудливый, пр…клеить
4) пр...града, пр...хороший, пр...готовить
Вставьте пропущенные буквы. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
На выставке мы увидели стекля(1)ые бусы, берестя(2)ые шкатулки, соломе(3)ые куклы, глиня(4)ые игрушки и кожа(5)ые украшения.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 4, 5 4) 2, 3, 4
В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?
1) (пол)огорода, (ярко)красный, (русско)английский
2) (бело)лицый, (каре)глазый, (трех)летний
3) (изжелта)красный, (пол)года, (железно)дорожный
4) (машино)строительный, (сине)глазый, (пол)Новокузнецка
Укажите, на месте каких цифр НЕ пишется слитно.
Я (не)1навижу (не)2правду. (Не)3было бы счастья — да (не)4счастье помогло. (Не)5грози щуке морем, а нагому — горем.
1) 1, 2 ,4 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет.
2) Прибрежные камыши тихо качнулись, и слегка пригнулись к воде.
3) Речка здесь неширокая, но достаточно глубокая.
4) Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами.
Прочитайте текст и выполните задания 8-14. При выполнении заданий запишите ваш ответ словами или цифрами.
(1) В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. (2) Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер. (3) На фоне ясного неба четко обозначаются черные вершины деревьев. (4) На траве лежит серебряная роса. (5) Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. (6) Росистым утром пахнет смолою. (7) Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
(8) Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. (9) В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. (10) Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. (11) Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью, и в ней отражается солнце. (12) Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (По И. Соколову-Микитову)
Определите часть речи слова побледневшие (предложение 9), растянутая (предложение 5).
Из предложений 9-11 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С».
Запишите, сколько букв и звуков в слове черные.
Выпишите грамматическую основу из предложения 6.
Подберите синоним к слову сияет из предложения 11.
Запишите номера предложений с однородными членами.
Запишите номер (номера) сложного (сложных) предложений.
Контрольная работа по русскому языку. 6 класс
Ответами к заданиям 1-14 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
2 вариант
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
разб…рать
бл…стательный
уд…вление
прик_сновение
2. Вставьте пропущенные буквы. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Без труда не вытащ(1)шь рыбку из пруда. Большое вид(2)тся на расстоянии. Бумага все стерп(3)т. Былой славой боя не выигра(4)шь. За двумя зайцами погон(5)шься — ни одного не пойма(6)шь.
1) 1, 2, 4, 6 2) 1, 2, 3, 5 3) 3, 4, 5 4) 2, 3, 4
3. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена буква Е?
1) пр…ступить (закон), пр…милый, пр…красный
2) пр…уральский, пр…открыть, пр…гласить
3) пр…пятствие, пр…вязать, пр…образовать
4) пр...вокзальная, пр…дание, пр…скорбный
Вставьте пропущенные буквы. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На большом деревя(1)ом столе стоял серебря(2)ый поднос и глиня(3)ый кувшин с клюкве(4)ым соком.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 3, 4
5. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся слитно?
1) (бледно)голубой, (пол)дыни, (пол)яблока
2) (пол)Европы, (пол)лимона, (желто)зелёный
3) (железно)дорожный, (древне)русский, (вагоно)ремонтный
4) (русско)английский, (иссиня)черный, (шахматно)шашечный
Укажите, на месте каких цифр НЕ пишется раздельно.
(Не)1имей сто рублей, а имей сто друзей. (Не)2достатки у людей — продолжение их достоинств. (Не)3красна изба углами, а красна изба пирогами. (Не)4широкая, а узкая река протекает в нашей местности.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 , 4 4) 1, 2, 4
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды тонкий серп месяца.
Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце.
Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью.
Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.
Прочитайте текст и выполните задания 8-14. При выполнении заданий запишите ваш ответ словами или цифрами.
(1) Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. (2) Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. (3) В низине расстилается молочно-белый туман. (4) По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. (5)Покрытая росой трава касается наших ног. (6) Серебряные росинки переливаются в лучах солнца, в них ярко горит солнце.
(7) Речка здесь неширокая, но достаточно глубокая. (8) Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. (9) На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. (10) Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки. (11) Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. (12) Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками. (По И. Соколову-Микитову)
Определите часть речи слова покрытая (предложение 5), прибитые (предложение 9).
Из предложений 9-11 выпишите слово, в котором правописание приставки имеет значения «близость к чему-то».
Запишите, сколько букв и звуков в слове рыбачьей.
Выпишите грамматическую основу из предложения 4.
Из предложений 4 – 7 выпишите имя прилагательное, образованное путём сложения.
Запишите номера предложений с однородными членами.
Запишите номер (номера) сложного (сложных) предложений.
Ответы.
№ зад. | 1 вариант | 2 вариант |
1 | Наслаждение | Удивление |
2 | 1 | 2 |
3 | 3 | 1 |
4 | 3 | 3 |
5 | 1 | 3 |
6 | 1 | 3 |
7 | 2 | 1 |
8 | Причастие | Причастие |
9 | Бесчисленных, россыпью | Прибрежных |
10 | 6 букв, 7 звуков | 8 букв, 8 звуков |
11 | Пахнет | Пробираемся |
12 | Сверкает | Темно-зелёных |
13 | 8,9,10,12 | 7,8,12 |
14 | 2,11 | 2,11,6 |