Контрольная работа по русскому языку
10 класс
ЧАСТЬ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 5.
(1) Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась только при описании "высоких" образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2) Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него всё лексическое богатство языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) (....) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.
1. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.
2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.
3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась при описании "высоких образов" и чувств.
4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
1) вопреки этому
2) именно так
3) однако
4) в свою очередь
3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ОБРАЗ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ОБРАЗ , -а; муж.
1) Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т.е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
2) Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. матери.
3) В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Писатель мыслит о.
4) В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
5) Порядок, направление чего-н., способ О. жизни, О. мыслей, О. действий.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
знАчимость
врУчим
опОшлить
позвонИт
фОрзац
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово, исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.
После бури на море установилось СРАВНИМОЕ затишье.
Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами
Перед усталыми путниками по-прежнему расстилалась НЕОГЛЯДНАЯ даль.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
Спелых АБРИКОСОВ
Пусть ПОПРОБОВАЕТ
ЖЁСТЧЕ дерева
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) В журнале «Науку и жизни» опубликованы неожиданные подробности биографии знаменитого учёного. | 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Взобравшись на крышу сарая, Павлу был виден весь сад. | 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. |
В) Никто из сестёр, даже младшая, не знала об этом. | 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
Г) В этом порту вы встретите не только грузовые, а также пассажирские суда. | 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами. |
Д) Мы любовались картиной бущующего моря у наших ног. | 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
| 6. Нарушение построения предложения с причастным оборотом. |
| 7.Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
В…рховье
Орнам…нт
Отб…рает
К…снулся
Выр…стающий
Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
от...грать, об...ндеветь, дез...нформация
пр...стыдить, беспр...мерный, пр...одолеть
...держать, ...биться, сни...хождение
от...брать, д...стать, пр...бабушка
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И?
пряч...шь
неж...шься
сломл…нный
утрач...нный
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?
Засмотр…шься
закруч...вать
сговорч...вый
сирен...вый
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это
Слово.
Я не раз читал о (не)опознанных летающих объектах.
Она далеко (не)красавица, однако что-то необыкновенное светится в её глазах.
Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность.
Где-то здесь раздавались (не)забываемые трели соловья.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я люблю тебя ЗА(ТО), что ты (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих лет не раз доказывал свою безграничную преданность.
ПО(ЭТОМУ) склону горы сошла лавина, (ОТ)ТОГО невероятным кажется спасение туристов.
(ЗА)ЧЕМ совершать поступки, за которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ будет стыдно?
(В)ДОГОНКУ ему крикнули, (ЧТО)БЫ он больше не появлялся на этой улице.
Указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Изгна(1)ый из време(2)ого пристанища медведь беше(3)о рявкнул и испуга(4)о ринулся по
нехоже(5)ым тропам в глубину тайги.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Гости остались в столовой (1) шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении (2) и (3) опасаясь быть нескромными (4) вскоре разъехались (5) один за другим (6) не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.
Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В создании поэтического образа участвуют (1) буквально (2) все художественные средства, вместе взятые. Но звукопись в таких случаях (3) безусловно (4) удваивает и утраивает художественную выразительность слова.
Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую.
1) На другой день ни свет ни заря Лиза проснулась.
2) В литературных салонах Петербурга образованные аристократы обсуждали литературные новинки и упражнялись в стихотворных импровизациях слушали чтение новых произведений и развлекались.
3) Образование и тонкий художественный вкус не мешали Фёдору Ивановичу Толстому вести безалаберный и разгульный образ жизни.
4) Пушкину пришлось пережить волнения первого сватовства и отказ маменьки Натальи Гончаровой.
18. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлёкся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в "Евгении Онегине".
19. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания обширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковёр из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
Сто процентов человеческого
(1) Ненавижу диктаторов - ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена - этого крохотного властителя нашей жизни?
(3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4) Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5) Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
(7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что всё заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
(11) Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13) Почему он-то не вышел в генералы? (14) Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15) Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
(18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
(21) Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда - любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25) Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше - рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28) Выжила. (29) Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
(33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла - в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39) Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память "Медного всадника", "Демона" или "Анну Снегину", просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать - сотни стихотворений мастера.
(42) С наукой не спорят - раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43) Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены - а человеческое? (45) А человеческое в себе создаём мы сами. (46) На все четыре четверти. (47) На все сто процентов.
(По Л. Жуховицкому)
20. Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Наша судьба заранее предопределена генами, унаследованными от родителей.
2) Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала - знаменитого крестника Петра Великого.
3) Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора - наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.
4) Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутьё к слову.
21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 11 - 20 содержатся примеры-аргументы к тезису, изложенному в предложении 10.
2) Предложения 45 - 47 являются выводом, обобщающим авторские рассуждения.
3) В предложениях 1 - 6 представлено повествование.
4) Предложения 26 - 30 содержат объяснения факта, о котором говорится в предложениях 23 - 24.
22. Из предложений 42 - 44 выпишите контекстные антонимы.
23. Среди предложений 6 - 10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
24. "Автор, характеризуя важную роль генов в нашей судьбе, использует троп _________________ (предложение 2). Однако ______________ ("величайший россиянин всех времён" в предложении 11) подчеркивает важность поиска жизненного призвания вопреки наследственности. А какой, по мнению публициста, могла быть судьба А.В. Суворова, если бы он покорно подчинился "диктатуре генов"? Такой синтаксический приём, как ____________ (предложения 18 - 19), позволяет читателю понять это.
Тогда что же поможет нам стать хозяевами собственной судьбы? ______________ (предложение 43) даёт ответ на этот вопрос".
Список терминов:
1) перифраз
2) сравнительный оборот
3) ряд однородных членов
4) метафора
5) вопросно-ответная форма изложения
6) синонимы
7) контекстуальные антонимы
8) градация
9) лексический повтор
ЧАСТЬ 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.