Контрольная работа по творчеству Ф.М.Достоевского.
1. Какие произведения принадлежат перу Ф.М. Достоевского?
а) «Идиот»;
б) «Братья Карамазовы»;
в) «Обрыв»;
г) «Преступление и наказание»;
д) «Дворянское гнездо»
2. Каков жанр романа «Преступление и наказание»?
а) социально-бытовой;
б) философский;
в) детективный;
г) психологический;
д) авантюрный;
е) любовный.
3. Какой основной принцип лег в основу теории Раскольникова?
а) способность при необходимости совершить преступление;
б) принцип разделения человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих».
4. По какой причине Раскольников совершил преступление?
а) ради приобретения денег;
б) проверил свою теорию;
в) ради освобождения должников старухи от кредиторши;
г) ради возможности продолжить учебу в университете.
5. В течение какого времени происходит действие романа?
а) год;
б) три месяца;
в) две недели;
г) полгода.
6. Почему Родион Раскольников убивает старуху обухом топора?
а) в волнении не рассчитал удар;
б) автор стремился как можно более натурально описать убийство;
в) действие символично – Раскольников наносит удар и себе;
г) из-за своеобразного характера героя.
7. Каким представлен Петербург в романе?
а) величавая столица с прекрасной архитектурой;
б) город является одним из героев романа, он наделен собственной мрачной и мистической силой;
в) город бедных кварталов, преступности, нищеты, грязных переулков и трактиров.
8. Какую притчу использует автор для создания образа героев романа?
а) о блудном сыне;
б) о воскресшем Лазаре;
в) о первородном грехе.
Изложение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Истоки бунта Родиона Раскольникова.
Основное содержание «Преступления и наказания» составляет психологическая история преступления и его последствий. Раскольников, убивший старуху-процентщицу и ее сестру, не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою теорию, для проверки которой он идет на преступление.
Углубленный психологический анализ душевного состояния героя сочетается в романе с критикой его теории.
Раскольников – отзывчивый, добрый по натуре человек, мучительно воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладова. Это одаренный и честный юноша, наделенный острым, пытливым умом. Но он горд, необщителен, одинок. Он убежден в своей исключительности.
Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория преступления. Достоевский внимательно прослеживает зарождение этой теории. Упорно думая о причинах несправедливого устройства общества, Раскольников приходит к мысли, что человечество делится на два разряда: на людей обыкновенных, вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных (таких, например, как Наполеон), которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь перед преступлением. Раскольников спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Он мучительно размышляет, к какому разряду людей принадлежит он сам, и хочет доказать себе, что он «не дрожащая тварь», а прирожденный властелин судьбы. На вопрос Сони – что же делать, чтобы спасти страдающих и обездоленных, Раскольников гордо отвечает: «Свобода и власть, а главное – власть! Над всею дрожащею тварью. Вот цель!». Размышляя о своей принадлежности к той или иной группе людей, Раскольников задается вопросом: «Смогу ли я переступить или не смогу?» Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя: является ли он исключительным человеком. Совершив убийство, Раскольников вынужден постоянно лгать себе и другим. Не может он этими рукам, на которых кровь, обнять мать и сестру. Пропасть разделяет героя от всех людей, совесть не дает ему покоя. И Раскольников признается в преступлении.
Достоевский утверждает, что человек не может убивать – он этим отделяет себя от людей. Раскольников не только совершает преступление – он за него платит. Роман-то называется «Преступление и наказание». Безнаказанных преступлений нет, настаивает автор. В самом Раскольникове совершено преступление против Совести, и она мстит и наказывает убийцу.